История одного экспоната: макет самого первого в Казахстане железнодорожного вокзала

Анна Панищева

Собственный корреспондент по г. Уральск

Музей уральских железнодорожников на сегодняшний день укомплектован 198 экспонатами, в числе которых действующие макеты первых паровозов, электровозов, вагонных и локомотивных депо, электростанции и водонапорных башен, 12 витрин с 300 фотографиями, орденами и предметами старины. Однако макета самого первого в Казахстане железнодорожного вокзала не было. Его удалось приобрести в конце 2022 года при поддержке профсоюза работников транспорта.

Официальной датой основания железнодорожного транспорта Казахстана считается 1904 год, когда началось строительство Оренбургско-Ташкентской железной дороги.

– Однако первые рельсы по территории современного Казахстана проложили еще в 1894 году – от Покровской Слободы (ныне город Энгельс Саратовской области) до Уральска. Общая протяженность узкоколейки составила 369 километров, 113 из них – по казахстанской стороне. То есть фактически железной дороге нашей республики в 2024 году исполняется 130 лет, – пояснил хранитель истории железной дороги Почетный железнодорожник Михаил Надточий, показывая увеличенную копию старинной фотографии первого уральского вокзала. 

Необходимость в надежном транспортном сообщении между Уральском и ближайшими центрами российской торговли в середине XIX века встала весьма остро из-за быстро растущей экономики региона, ограниченности рынка сбыта и нерентабельности верблюжьих караванных перевозок. Начиная с 1865 года вопрос о строительстве в Уральске железной дороги поднимался неоднократно. Всерьез предлагалось соединить Уральск с Самарой железнодорожной линией на… конской тяге, данное предложение осталось без ответа императора. В 1890 году губернатор области генерал-лейтенант Шипов предложил два проекта строительства железной дороги: до станций Бузулук и Саратов без возведения моста через Волгу. 

Последний вариант был принят в 1892 году, и строительство железной дороги, получившей название Рязанско-Уральской, началось под руководством инженера Ершова между Уральском и Покровской Слободой, расположенной на левом берегу Волги. Отсыпка земляного полотна от Озинок до Уральска велась вручную, инфраструктуру строили в основном крестьяне из близлежащих поселений. На конечной станции Уральск были возведены депо для отстоя и мелкого ремонта паровозов, помещения для отдыха бригад и мастерские, первые трех- и шестиквартирные дома для железнодорожников – новой в Уральске профессии. Эти дома по сей день стоят на улицах Вагонный Тупик и Кооперативная. 

Итак, здание первого в Казахстане вокзала было построено в 1895 году, располагалось в километре от исторического центра города и составляло единый архитектурный комплекс с памятниками истории и архитектуры, служило визитной карточкой не только Уральска, но и всей Западной железной дороги. 

– Я прибыл в Уральск в 1974 году. Вокзал был красивым и уютным, расположенный в нем ресторан и прилегающий зеленый сквер пользовались популярностью у горожан и гостей города. В 1970-е годы в Приуралье царил строительный бум, партийное руководство области сумело убедить министра путей сообщения СССР, бывшего в Уральске проездом, что здание ветхое, аварийное и его нужно снести, – рассказывает Михаил Надточий. – Однако вокзал долго не поддавался разрушению. К нему подогнали тяжелый паровоз, сквозь оконные проемы продели толстые тросы, привязали к локомотиву и дернули. Вокзал-ветеран не шелохнулся, а тяжелый локомотив сошел с рельсов и завалился набок. Тогда пригласили военных, те пробурили шурфы вокруг объекта, заложили в них взрывчатку. После мощного взрыва здание целиком поднялось в воздух и лишь при ударе о землю распалось на фрагменты, которые две недели вывозили тяжелой техникой. Новый вокзал был сдан в эксплуатацию только в 1984 году. 

В 1994 году в честь 100-летия первой в Казахстане железной дороги в Уральском отделении был открыт музей. За прошедшие годы он оснащен различными макетами железнодорожных мостов, зданий и сооружений, локомотивов и вагонов, настоящими инструментами и оборудованием, используемыми работниками железной дороги в разные годы. И лишь макет самого первого в Казахстане железнодорожного вокзала никак не получалось сделать, довольствовались увеличенной фотографией фронтона вокзала. 

Однако в Уральске нашелся мастер, скрупулезно и с исторической точностью воссоздавший в масштабе 1:87 здание железнодорожного вокзала, оснащенное подсветкой и поднимающейся крышей, позволяющей рассмотреть и внутреннее устройство вокзала – билетные кассы, багажное отделение, зал ожидания, ресторан. Сам Рашид Богаутдинов к железной дороге имеет косвенное отношение, но его хобби – макеты старинных зданий родного Приуралья, в числе которых и оказался старый железнодорожный вокзал Уральска. Создавал он его с любовью несколько лет, поскольку делает макеты в свободное от работы время. 

Рашид тесно сотрудничает с местным музеем «Старый Уральскъ» и Татарским культурным центром. Его макет старого железнодорожного вокзала в одной из временных экспозиций и увидели профсоюзные активисты. Мнение профактива железнодорожников было единогласным: такой макет должен находиться в отраслевом музее, а не в частной коллекции. Их инициативу перед руководством профсоюзной организации работников транспорта поддержали председатель Западного филиала профсоюза работников транспорта Габит Садыков и эксперт по охране труда и социально-бытовым вопросам профкома филиала ТОО «КТЖ – Грузовые перевозки» – «Батыс» Максат Мухтаров. 

В рамках подготовки к юбилейной дате Казахстанской железной дороги необходимые средства были выделены, и буквально в канун Нового 2023 года макет старого железнодорожного вокзала пополнил ряды экспонатов отраслевого музея в Уральске.

Регионы
03.12.2024
Руководство КТЖ побывало на предприятиях железнодорожного узла Алматы (ФОТО)
Грузовые перевозки
03.12.2024
ТОО «КТЖ-Грузовые перевозки» закупило 36 автобусов и микроавтобусов
Регионы
03.12.2024
Руководство КТЖ встретилось с грузоперевозчиками Жамбылского отделения
Регионы
03.12.2024
Новый автобус для перевозки работников появился на станции Оскемен-1
Новости
03.12.2024
Внезапные ночные проверки проводят в Акмолинском отделении ГП
Новости
03.12.2024
Более 7500 поездов проследовали в направлении «Китай — Европа» через Хоргос
КТЖ в лицах
03.12.2024
«Не нравилось бы, давно бы ушел»: Осмотрщик вагонов рассказал о своей работе
Новости
03.12.2024
Детская железная дорога возобновила свою работу в Семее
Новости / Архив
03.12.2024
Газета «Қазақстан теміржолшысы», №102 от 03 декабря 2024 года
Грузовые перевозки
02.12.2024
Трехсотый контейнерный поезд проследовал по ТМТМ в 2024 году
Регионы
02.12.2024
Руководство КТЖ проводит осмотр линейных предприятий железнодорожного узла Тараз (ФОТО)
Регионы
02.12.2024
Итоги работы подвели в Алматинском эксплуатационном вагонном депо
Регионы
02.12.2024
Двухмесячник «Укрепление трудовой дисциплины – основа профилактики производственного травматизма» прошел в Уральском регионе
КТЖ в лицах
02.12.2024
Высококлассный эксперт локомотивного хозяйства Серик Дюсенов отмечает 60-летний юбилей
Интервью
02.12.2024
Более 3 тыс. несоответствий по содержанию и эксплуатации технических средств и подвижного состава выявили карагандинские ревизоры
Грузовые перевозки
02.12.2024
Рекордный объем зерна нового урожая погрузили в ноябре по сети КТЖ
Регионы
02.12.2024
Железнодорожной линии Хромтау – Алтынсарино исполнилось 20 лет
Новости
02.12.2024
Казахстан и Китай начали обмен иностранными бланками разрешений в электронном формате
Новости
02.12.2024
Дополнительные поезда на декабрьские праздники запустит КТЖ
История железной дороги
02.12.2024
«Нужно работать в нужное время в нужном месте»: Ветеран железной дороги рассказала о своей работе в ГВЦ