История одного экспоната: макет самого первого в Казахстане железнодорожного вокзала

Анна Панищева

Собственный корреспондент по г. Уральск

Музей уральских железнодорожников на сегодняшний день укомплектован 198 экспонатами, в числе которых действующие макеты первых паровозов, электровозов, вагонных и локомотивных депо, электростанции и водонапорных башен, 12 витрин с 300 фотографиями, орденами и предметами старины. Однако макета самого первого в Казахстане железнодорожного вокзала не было. Его удалось приобрести в конце 2022 года при поддержке профсоюза работников транспорта.

Официальной датой основания железнодорожного транспорта Казахстана считается 1904 год, когда началось строительство Оренбургско-Ташкентской железной дороги.

– Однако первые рельсы по территории современного Казахстана проложили еще в 1894 году – от Покровской Слободы (ныне город Энгельс Саратовской области) до Уральска. Общая протяженность узкоколейки составила 369 километров, 113 из них – по казахстанской стороне. То есть фактически железной дороге нашей республики в 2024 году исполняется 130 лет, – пояснил хранитель истории железной дороги Почетный железнодорожник Михаил Надточий, показывая увеличенную копию старинной фотографии первого уральского вокзала. 

Необходимость в надежном транспортном сообщении между Уральском и ближайшими центрами российской торговли в середине XIX века встала весьма остро из-за быстро растущей экономики региона, ограниченности рынка сбыта и нерентабельности верблюжьих караванных перевозок. Начиная с 1865 года вопрос о строительстве в Уральске железной дороги поднимался неоднократно. Всерьез предлагалось соединить Уральск с Самарой железнодорожной линией на… конской тяге, данное предложение осталось без ответа императора. В 1890 году губернатор области генерал-лейтенант Шипов предложил два проекта строительства железной дороги: до станций Бузулук и Саратов без возведения моста через Волгу. 

Последний вариант был принят в 1892 году, и строительство железной дороги, получившей название Рязанско-Уральской, началось под руководством инженера Ершова между Уральском и Покровской Слободой, расположенной на левом берегу Волги. Отсыпка земляного полотна от Озинок до Уральска велась вручную, инфраструктуру строили в основном крестьяне из близлежащих поселений. На конечной станции Уральск были возведены депо для отстоя и мелкого ремонта паровозов, помещения для отдыха бригад и мастерские, первые трех- и шестиквартирные дома для железнодорожников – новой в Уральске профессии. Эти дома по сей день стоят на улицах Вагонный Тупик и Кооперативная. 

Итак, здание первого в Казахстане вокзала было построено в 1895 году, располагалось в километре от исторического центра города и составляло единый архитектурный комплекс с памятниками истории и архитектуры, служило визитной карточкой не только Уральска, но и всей Западной железной дороги. 

– Я прибыл в Уральск в 1974 году. Вокзал был красивым и уютным, расположенный в нем ресторан и прилегающий зеленый сквер пользовались популярностью у горожан и гостей города. В 1970-е годы в Приуралье царил строительный бум, партийное руководство области сумело убедить министра путей сообщения СССР, бывшего в Уральске проездом, что здание ветхое, аварийное и его нужно снести, – рассказывает Михаил Надточий. – Однако вокзал долго не поддавался разрушению. К нему подогнали тяжелый паровоз, сквозь оконные проемы продели толстые тросы, привязали к локомотиву и дернули. Вокзал-ветеран не шелохнулся, а тяжелый локомотив сошел с рельсов и завалился набок. Тогда пригласили военных, те пробурили шурфы вокруг объекта, заложили в них взрывчатку. После мощного взрыва здание целиком поднялось в воздух и лишь при ударе о землю распалось на фрагменты, которые две недели вывозили тяжелой техникой. Новый вокзал был сдан в эксплуатацию только в 1984 году. 

В 1994 году в честь 100-летия первой в Казахстане железной дороги в Уральском отделении был открыт музей. За прошедшие годы он оснащен различными макетами железнодорожных мостов, зданий и сооружений, локомотивов и вагонов, настоящими инструментами и оборудованием, используемыми работниками железной дороги в разные годы. И лишь макет самого первого в Казахстане железнодорожного вокзала никак не получалось сделать, довольствовались увеличенной фотографией фронтона вокзала. 

Однако в Уральске нашелся мастер, скрупулезно и с исторической точностью воссоздавший в масштабе 1:87 здание железнодорожного вокзала, оснащенное подсветкой и поднимающейся крышей, позволяющей рассмотреть и внутреннее устройство вокзала – билетные кассы, багажное отделение, зал ожидания, ресторан. Сам Рашид Богаутдинов к железной дороге имеет косвенное отношение, но его хобби – макеты старинных зданий родного Приуралья, в числе которых и оказался старый железнодорожный вокзал Уральска. Создавал он его с любовью несколько лет, поскольку делает макеты в свободное от работы время. 

Рашид тесно сотрудничает с местным музеем «Старый Уральскъ» и Татарским культурным центром. Его макет старого железнодорожного вокзала в одной из временных экспозиций и увидели профсоюзные активисты. Мнение профактива железнодорожников было единогласным: такой макет должен находиться в отраслевом музее, а не в частной коллекции. Их инициативу перед руководством профсоюзной организации работников транспорта поддержали председатель Западного филиала профсоюза работников транспорта Габит Садыков и эксперт по охране труда и социально-бытовым вопросам профкома филиала ТОО «КТЖ – Грузовые перевозки» – «Батыс» Максат Мухтаров. 

В рамках подготовки к юбилейной дате Казахстанской железной дороги необходимые средства были выделены, и буквально в канун Нового 2023 года макет старого железнодорожного вокзала пополнил ряды экспонатов отраслевого музея в Уральске.

Новости
26.04.2024
Для столичных студентов организовали экскурсии на объекты КТЖ
Грузовые перевозки
26.04.2024
Казахстан, Россия и Китай создают новый транспортный хаб
Регионы
26.04.2024
Железнодорожники провели профилактические беседы со старшеклассниками в ЗКО
Новости
26.04.2024
Разъяснительную беседу с женами машинистов провели в Кокшетау
Новости
26.04.2024
КТЖ готовится отметить Всемирный день охраны труда
Регионы
26.04.2024
Выход скота на железнодорожные пути стал причиной 20 экстренных торможений в Павлодарской области
Регионы
26.04.2024
Весенний комиссионный осмотр стартовал в ВКО
Новости / Архив
26.04.2024
Газета «Қазақстан теміржолшысы», №36 от 26 апреля 2024 года
Новости
25.04.2024
Казахстан готов принять участие в строительстве трансафганских железных дорог
КТЖ в лицах
25.04.2024
Начальник лаборатории на станции Достык поделился секретом успеха
В мире
25.04.2024
Поезд с вагоном-спа запустили в России
Регионы
25.04.2024
Машинист-инструктор Алматинского локомотивного депо рассказал, как выучил казахский язык
Регионы
25.04.2024
Ряд мероприятий ко Дню охраны труда провели в ТОО «ВЖДО» в Костанайской области
Новости
25.04.2024
Локомотивосборочные заводы поставят более 140 электровозов и тепловозов в 2024 году
Новости
25.04.2024
Локомотивы КТЖ готовят к летним перевозкам
Регионы
25.04.2024
Материальную помощь направили локомотивщики из Кокшетау в Атбасар
Регионы
24.04.2024
Работу по повышению безопасности движения поездов ведут в Алматинской области
Регионы
24.04.2024
Коллективный договор обсудили в Балхашском вагонном депо
Пассажирские перевозки
24.04.2024
КТЖ рекомендует пассажирам планировать свои поездки заранее
Новости
24.04.2024
Вопросы цифровизации железнодорожной отрасли обсудили в Минтрансе