120 лет развития: что произошло в железнодорожной отрасли за годы независимости

С распадом СССР и обретением независимости в Казахстане проведены глубокие институциональные реформы, позволившие успешно преодолеть кризисное время начала 90-х прошлого века, передает Rail-news.kz со ссылкой на 1520international.com.

31 января 1997 года на базе трех дорог образовалось РГП «КТЖ», которое в марте 2002 года было преобразовано в ЗАО НК «КТЖ», в затем – АО «НК «Қазақстан темір жолы».

Это событие стало катализатором больших изменений в экономике страны. Велась активная работа по модернизации инфраструктуры, электрификации, возведению новых линий и укладке вторых путей.  В 1998 году были созданы заводы: на станции Чу – по капитальному ремонту тепловозов, в Атбасаре – электровозов, в Алматы – путевой техники. 


Первой железной дорогой, построенной в независимом Казахстане, стала Аксу – Дегелен протяженностью 184 километра (2001 год). Через три года в эксплуатацию введена линия Хромтау – Алтынсарин (402 км).  В 2008 году – 151 километр железной дороги Шар – Усть-Каменогорск. 

С 2009 по 2015 год в рамках государственной программы по форсированному индустриально-инновационному развитию построены железнодорожные линии Узень – Государственная граница с Туркменистаном, Жетыген – Коргас, Жезказган – Бейнеу и Аркалык – Шубарколь. Таким образом, появились новые маршруты в направлениях Восток – Запад и Север – Юг, обеспечен прямой выход Казахстана на Туркменистан, Иран и страны Персидского залива. В 2014-м порт Курык с магистральной железнодорожной сетью соединила новая линия Боржакты – Ерсай. 
Кроме того, в 2015 году был дан старт проекту по строительству более 110 километров главных путей и сопутствующей инфраструктуры в рамках строительства вторых путей дороги Шу – Алматы-1.

В целом за годы независимости Казахстана построено более 2 500 километров новых дорог. В течение ближайших трех лет планируется проложить еще 1 300 километров, открыть третий железнодорожный пункт пропуска на границе с Китаем и построить новые сухие порты «Бахты» и «Калжат».
 Железнодорожный транспорт за эти годы прошел большой путь масштабных преобразований – налажено собственное производство локомотивов, рельсов и комплектующих для предприятий отрасли. ҚТЖ трансформируется в крупный транспортно-логистический хаб. Развиваются порты Актау и Курык, на границе с Китаем сформирована СЭЗ «Хоргос – Восточные ворота», совместно с китайскими партнерами Ляньюньган создан логистический терминал в порту Ляньюньган. 

Казахстан успешно интегрировался в мировое сообщество и получил международное признание. Сегодня через страну проходит 11 международных транзитных коридоров – пять железнодорожных и шесть автомобильных. Интенсивно развивается проект «Новый Шелковый путь», коридоры ТМТМ, Север – Юг. Растут объемы перевозок – по итогам этого года ҚТЖ может поставить новый рекорд в истории независимого Казахстана по грузообороту – порядка 260 миллионов тонно-километров.
Спустя 120 лет интенсивного поступательного развития железнодорожная отрасль продолжает вносить свой весомый вклад в становление и укрепление экономики суверенного Казахстана.

Регионы / Спорт
26.07.2024
Турнир по бадминтону среди железнодорожников прошел в Усть-Каменогорске
Спорт
26.07.2024
Футбольное поле для железнодорожников открыли в Таразе
Регионы
26.07.2024
Более 30 экстренных торможений применили машинисты из-за вышедшего на ж/д пути скота в границах Павлодарской дистанции пути
Регионы
26.07.2024
Вопросы перевозок угля обсудили в Усть-Каменогорске
Новости
26.07.2024
Тарифы на парковку у железнодорожного вокзала «Астана» обновят с 5 августа
Новости
26.07.2024
Сотрудничество в сферах транспорта и логистики обсудили вице-премьеры Казахстана и России в Москве
Новости
26.07.2024
Алгоритм погрузки, доставки и выгрузки техники при ЧС поручили разработать Минтрансу
Новости / Архив
26.07.2024
Газета «Қазақстан теміржолшысы», №61 от 26 июля 2024 года
Регионы
25.07.2024
Железнодорожники Карагандинской и Акадырской дистанций пути продолжают работы по смене рельсовых опор
Новости
25.07.2024
Развитие сотрудничества в сфере железнодорожного транспорта обсудили страны ЕАЭС
Регионы
25.07.2024
Итоги отгрузки за первое полугодие 2024 года подвели в ВКО
КТЖ в лицах
25.07.2024
«Каждый день уникален и полон вызовов»: Поездной диспетчер рассказал о своей работе
Новости
25.07.2024
Транспортный контроль и лицензирование экспедиторской деятельности обсудили в Минтранспорта
Пассажирские перевозки
24.07.2024
В КТЖ выявили факт провоза безбилетного пассажира в Шымкенте
Регионы
24.07.2024
Итоги работы за первое полугодие подвели в Алматинском эксплуатационном локомотивном депо
Регионы
24.07.2024
Более 7 тысяч жителей ЗКО обратились к специалистам поезда «Саламатты Қазақстан»
Новости
24.07.2024
Более 600 железнодорожных подъездных путей переданы в доверительное управление АО «Центр транспортного сервиса»
Спорт
24.07.2024
Турнир по настольному теннису приурочили к 100-летию станции Павлодар
Регионы
24.07.2024
Фестиваль КВН прошел на станции Караганда-Сортировочная
Новости
23.07.2024
Повышение эффективности казахстанских морских портов обсудили в Актау