120 лет развития: что произошло в железнодорожной отрасли за годы независимости

С распадом СССР и обретением независимости в Казахстане проведены глубокие институциональные реформы, позволившие успешно преодолеть кризисное время начала 90-х прошлого века, передает Rail-news.kz со ссылкой на 1520international.com.

31 января 1997 года на базе трех дорог образовалось РГП «КТЖ», которое в марте 2002 года было преобразовано в ЗАО НК «КТЖ», в затем – АО «НК «Қазақстан темір жолы».

Это событие стало катализатором больших изменений в экономике страны. Велась активная работа по модернизации инфраструктуры, электрификации, возведению новых линий и укладке вторых путей.  В 1998 году были созданы заводы: на станции Чу – по капитальному ремонту тепловозов, в Атбасаре – электровозов, в Алматы – путевой техники. 


Первой железной дорогой, построенной в независимом Казахстане, стала Аксу – Дегелен протяженностью 184 километра (2001 год). Через три года в эксплуатацию введена линия Хромтау – Алтынсарин (402 км).  В 2008 году – 151 километр железной дороги Шар – Усть-Каменогорск. 

С 2009 по 2015 год в рамках государственной программы по форсированному индустриально-инновационному развитию построены железнодорожные линии Узень – Государственная граница с Туркменистаном, Жетыген – Коргас, Жезказган – Бейнеу и Аркалык – Шубарколь. Таким образом, появились новые маршруты в направлениях Восток – Запад и Север – Юг, обеспечен прямой выход Казахстана на Туркменистан, Иран и страны Персидского залива. В 2014-м порт Курык с магистральной железнодорожной сетью соединила новая линия Боржакты – Ерсай. 
Кроме того, в 2015 году был дан старт проекту по строительству более 110 километров главных путей и сопутствующей инфраструктуры в рамках строительства вторых путей дороги Шу – Алматы-1.

В целом за годы независимости Казахстана построено более 2 500 километров новых дорог. В течение ближайших трех лет планируется проложить еще 1 300 километров, открыть третий железнодорожный пункт пропуска на границе с Китаем и построить новые сухие порты «Бахты» и «Калжат».
 Железнодорожный транспорт за эти годы прошел большой путь масштабных преобразований – налажено собственное производство локомотивов, рельсов и комплектующих для предприятий отрасли. ҚТЖ трансформируется в крупный транспортно-логистический хаб. Развиваются порты Актау и Курык, на границе с Китаем сформирована СЭЗ «Хоргос – Восточные ворота», совместно с китайскими партнерами Ляньюньган создан логистический терминал в порту Ляньюньган. 

Казахстан успешно интегрировался в мировое сообщество и получил международное признание. Сегодня через страну проходит 11 международных транзитных коридоров – пять железнодорожных и шесть автомобильных. Интенсивно развивается проект «Новый Шелковый путь», коридоры ТМТМ, Север – Юг. Растут объемы перевозок – по итогам этого года ҚТЖ может поставить новый рекорд в истории независимого Казахстана по грузообороту – порядка 260 миллионов тонно-километров.
Спустя 120 лет интенсивного поступательного развития железнодорожная отрасль продолжает вносить свой весомый вклад в становление и укрепление экономики суверенного Казахстана.

Новости
13.06.2024
Новая техника появилась в Актауском морском торговом порту
Новости
13.06.2024
Ремонт железных дорог идет с опережением графика в Казахстане
Пассажирские перевозки
13.06.2024
Названы самые популярные направления для путешествия на поезде по Казахстану
Регионы / Спорт
12.06.2024
Железнодорожники приняли участие в первенстве по волейболу в Уральске
Новости
12.06.2024
В КТЖ рассказали о долговой нагрузке
Регионы
12.06.2024
Мешающие движению поездов кустарники принялись вырубать в ВКО
Новости
12.06.2024
Еврокомиссия и Казахстан приняли участие в запуске Координационной платформы ТМТМ
Новости
12.06.2024
Состоялось 80 заседание Совета по железнодорожному транспорту государств – участников Содружества
Пассажирские перевозки
12.06.2024
Первый туристический поезд прибудет в Алматы из Сианя 1 июля
Пассажирские перевозки
12.06.2024
За 2,5 часа можно добраться на электричке из Астаны до Борового
Новости
11.06.2024
Более 550 тысяч тонн сжиженного газа доставлено железнодорожным транспортом по Казахстану
Новости
11.06.2024
Казахстан и Китай намерены развивать терминальную деятельность
Новости
11.06.2024
Гендиректор Еврокомиссии и глава Минтранса РК обсудили инфраструктурные и инвестиционные проекты
История железной дороги
11.06.2024
Музей истории железнодорожного транспорта пополнился архивными документами
Пассажирские перевозки
11.06.2024
КТЖ запустило дополнительные поезда из столицы в Алматы и Шымкент
Грузовые перевозки
11.06.2024
Новую цифровую экосистему запустят на маршруте Китай – Казахстан – Россия
Грузовые перевозки
11.06.2024
Железнодорожные грузоперевозки между Казахстаном и Китаем выросли на 12%
Новости / Архив
11.06.2024
Газета «Қазақстан теміржолшысы», №49 от 11 июня 2024 года
В мире
10.06.2024
Новая железная дорога соединит Китай, Кыргызстан и Узбекистан
Регионы
10.06.2024
Сотрудник железнодорожного вокзала спас карагандинку от суицида