Все начинается с Турксиба
Собственный корреспондент по ВКО, г. Усть-Каменогорск
В музее истории железной дороги Защитинского региона есть экспонаты, которые могут рассказать о строительстве, функционировании Туркестано-Сибирской магистрали и немного приблизить к нам великую эпоху, творивших ее людей. Это трудовые книжки, военные билеты, служебные удостоверения тружеников стальной магистрали, газетные вырезки той поры.
Здесь даже сохранили скан газеты «Турксиб» от 24 мая 1938 года – именно такое название носила газета «Қазақстан теміржолшысы» в те далекие годы. На всю полосу – громкий лозунг: «Большевистской работой отвечают стахановцы Турксиба на обращение актива НКПС!». Заголовки статей и заметок громкие и пропагандистские, соответствовавшие духу времени: «Бороться за наркомовский график», «Показатели передовиков», «Совещание молодых стахановцев». Из газеты мы узнаем «золотое» правило Наркомата путей сообщения: «движение поездов строго по расписанию должно быть железным законом всей работы транспорта» Центральное место на газетной полосе занимает фото улыбчивого парня – машиниста паровоза депо станции Мирзоян (ныне – Тараз), которого авторы заметки о нем называют не иначе, как «товарищ Долганов».
Из текста следует, что он ежемесячно перевыполняет техническую скорость пробега своего локомотива, держит его в чистоте, работает без единого пункта межпоездного ремонта, сэкономил несколько тонн топлива. В общем, настоящий стахановец! И не только он. В газете перечислены имена и фамилии многих доблестных железнодорожников, которые честно, ответственно выполняли свою работу. Это простые машинисты, помощники, кочегары, слесари – одним словом, пролетарии Туркестано-Сибирской магистрали.
Как известно из истории, саму эту дорогу построили в 1927-1930 годах, но такое название она носила вплоть до 1958 года, когда ее объединили с Карагандинской и переименовали в Казахскую железную дорогу.
Центральное место в экспозиции о Турксибе, безусловно, занимает письмовоспоминание строителя этой магистрали, написанное крупным, разборчивым почерком.
К сожалению, полные данные о нем не сохранились, в письме он называет себя Иваном. Автор рассказывает, что ему пришлось туго в жизни – в 1919 году он остался сиротой, потому что отца расстреляли «белые», а мать умерла. Он беспризорничал, голодал, а в 1928 году пришел на Турксиб, стал бригадиром, секретарем подрайкома комсомола Талды-Курганского района, пятого стройучастка Турксиба.
«У нас не было ни машин, ни тракторов, ни бульдозеров. Были у нас лошади, верблюды, грабарки, тачанки. Вот на них строили железную дорогу, – написал автор. – Потом подвозили рельсы, шпалы, накладки, костыли, болты, подбивали вручную железными подбойками». Он пишет, что в строительстве Туркестано-Сибирской магистрали участвовали представители разных национальностей. Многие были комсомольцами. Людям на ходу приходилось осваивать новые профессии – складывать печки в выстроенных зданиях на станциях, работать на конном дворе. Ведь именно лошади были основной тягловой силой на строительстве.
Его письмо не лишено пропаганды и идеологии той поры. Так, он рассказывает, что «раскулаченные элементы» тоже участвовали в стройке Турксиба, только они больше вредили – спаивали молодежь. Были там и другие негативные проявления – хулиганство, спекуляция, но со всем этим боролись. Часто документы переживают своих владельцев.
Так, в музее можно рассмотреть трудовые книжки железнодорожников Григория Федорова, Савелия Арефьева, Ивана Орлова, Николая Логинова. Годы их рождения – от 1903-го до 1912-го. Они пришли работать на Турксиб молодыми ребятами и трудились там по 30-40 лет.
– В нашем музее, который пока готовится к открытию, две витрины, несколько стендов посвящены Турксибу. Мы их расположили сразу у входа слева, чтобы во время экскурсии по музею начинать с истории Туркестано-Сибирской магистрали, – рассказывает начальник производственно-технического отдела Оскеменского эксплуатационного локомотивного депо Дидар Бурбаев. – Здесь можно найти информацию, как железнодорожники Турксиба, станции Защита и всего региона трудились в годы войны.
Именно в Оскеменском эксплуатационном локомотивном депо решили создать музей железной дороги Защиты. Это очень ценный подарок современникам и дань памяти всем, кто творил историю магистрали. Истории, которая началась с Турксиба.