Железный каркас в развитии страны: интервью с руководителем Дирекции магистральной сети Сакеном Рахметовым
Корреспондент газеты «Қазақстан теміржолшысы»
Экономический рост страны, повышение качества жизни людей невозможно без развития транспортной системы, магистральной железнодорожной инфраструктуры, которые соединяют между собой практически все регионы Казахстана. В интервью нашему изданию директор филиала АО «НК «ҚТЖ» – «Дирекция магистральной сети» Сакен Рахметов рассказал об итогах деятельности за семь месяцев 2023 года и о многом другом.
– Сакен Маратович, в этом году на магистрали планируют произвести самый большой за последние годы объем ремонта железнодорожного пути. Какие работы уже выполнены?
– Запланированный объем работы выполняется по графику. Ремонтно-путевые работы начались в марте и проводятся на участках Карагандинского, Атырауского, Актобинского, Кызылординского, Костанайского, Павлодарского, Семейского и Алматинского регионов. В этом году нами запланировано произвести ремонт свыше 1,1 тысячи километров пути, в том числе капитальный – 567,4, из них на транзитных участках – 215, на участке Актогай – Семей – 85 километров.
За семь месяцев текущего года ремонт уже произведен на 591-м километре пути, что на 17% превышает объем работ за аналогичный период 2022 года. Комплексами путевых машин проведены выправочно-подбивочно-рихтовочные работы 2 000 км пути и 555 стрелочных переводов, уложено 286 новых комплектов стрелочных переводов. Более 900 км рельсов профилированы высокопроизводительными рельсошлифовальными поездами Atlas.
Аналогичная работа с применением специальной путевой техники SMD-80 проведены 24, 36, 48, 62-часовые окна по ПЧ-26 Акадыр, а также 24, 48-часовые окна по ПЧ-17 Астана.
Кроме того, ликвидировано 415 дефектных мест в рельсовых плетях, на 12 участках длина бесстыкового пути доведена до перегона, 70 пар плетей удлинены до блок-участка.
В результате выполненных работ удалось добиться повышения скорости поездами «Тальго» на протяжении 257,3, пассажирскими – 296, для грузовых – 261 и контейнерных поездов – 122 км.
Оздоровление железнодорожного пути позволит увеличить скорость движения на отремонтированных участках до максимально возможной, обеспечить надежность всех технических устройств, включая системы автоматики, телемеханики и связи, и повысить безопасность движения поездов.
Кроме того, инфраструктура будет своевременно подготовлена к перевозкам социально значимых грузов (зерно, уголь) в осенне-зимний период.
– В целях повышения надежности устройств электроснабжения и во избежание проблем в осенне-зимний период, какие работы проводятся по усилению уровня надежности технических устройств?
– С начала года выполнены текущий ремонт 5 084 км контактной сети, ВЛ-10 кВ АБ и 4 187 километров ПЭС, а также текущий ремонт силового оборудования 75 тяговых подстанций.
Кроме того, в полном объеме работы по ревизии и замене 110 дефектных жестких поперечин, установленных по станциям Костанай Главный, Костанай Северный Костанайской дистанции электроснабжения, завершена программа по переводу участка Жангиз Тобе – Жарма с номинального напряжения 6кВ на 10кВ линии АБ и ПЭС по Семейской дистанции электроснабжения протяженностью 62 километра.
По плану капитальных вложений выполнена замена одного тягового трансформатора марки ОРДНЖ-25000/220 по Сары-Шаганской дистанции электроснабжения, двух элегазовых выключателей 220 кВ, трех трансформаторов тока 220 кВ.
В рамках инвестиционной программы на услуги по передаче электрической энергии произведена замена двух ячеек типа КСО с вакуумными выключателями и шести трансформаторов для обеспечения стабильным электроснабжением сторонних потребителей, социальных объектов и объектов жизнеобеспечения.
Также департаментом автоматики, телемеханики и телекоммуникаций приобретен комплект системы «Микропроцессорная полуавтоматическая блокировка» с автоматическими блок-постами для однопутных участков».
Организация одного и более автоматических блок-постов на участках с микропроцессорной полуавтоматической блокировкой дает увеличение пропускной способности до 14 пар поездов. При этом на участке Кандыагаш – Никельтау установлены дополнительные автоматические блок-посты в количестве пяти комплектов.
В 2023 году приобретено восемь единиц вагонных замедлителей.
Кроме того, ведется целенаправленная работа по замене ветхих постов на модульные посты ЭЦ.
В настоящее время по магистральной сети АО «НК «ҚТЖ» эксплуатируются 695 зданий постов электрической централизации. Из них общая потребность в замене составляет 62 модульных поста ЭЦ. Данная замена позволит решить вопрос обеспечения пожарной сигнализацией, системой пожаротушения, отопления, кондиционирования.
– Какие технологии применяются для учета физического износа основных объектов магистральной железнодорожной сети?
– С начала 2023 года в АО «НК «ҚТЖ» физический износ основных объектов магистральной железнодорожной сети рассчитывается в автоматизированной системе.
Программный продукт разработан по предложению работников филиала АО «НК «ҚТЖ» – «Дирекция магистральной сети» специалистами Дирекции автоматизации и цифровизации.
Система позволяет рассчитывать средний износ в разрезе основных хозяйств Дирекции магистральной сети и ее линейных подразделений с оптимизацией трудозатрат работников, участвующих в расчете.
Новое программное решение повысило оперативность и эффективность текущей деятельности. Сократилось время выполнения основных процессов.
Система значительно облегчила труд работников, избавив их от рутинных задач, и максимально исключила человеческий фактор.
Внедрение автоматизированной системы позволило создать архив базы данных с доступом к любому элементу информации.
Кроме того, в рамках проекта программы «Эффективная железнодорожная инфраструктура» в филиале АО «НК «ҚТЖ» – «Дирекция магистральной сети» реализуется проект «Оптимизация складской инфраструктуры ЦЖС». Срок его реализации – 2021-2023 годы. Данный проект внесет существенный вклад в достижение стратегических целей АО «НК «ҚТЖ», создаст основу для закрепления функции управления складами в организационной структуре и выстроит процесс управления складской логистикой с переходом на централизованную модель.
Совместно с ЦДАЦ проработан процесс автоматизации учета движения ТМЦ в распределительных и центральных складах для реализации данного процесса. В рамках проекта в 2023 году выделены денежные средства на приобретение IT-оборудования для 138 рабочих мест на 49 складах централизованного хранения и девяти распределительных складах.
– Какая работа ведется Дирекцией магистральной сети ҚТЖ согласно утвержденной программе по улучшению социально-бытовых условий и повышению уровня организации труда?
– Дирекцией магистральной сети АО «НК «ҚТЖ» планируется отремонтировать свыше 1 400 производственных и административно-бытовых зданий до конца 2026 года.
Согласно утвержденной Программе по улучшению социально-бытовых условий и повышению уровня организации труда, в 2023 году будет отремонтировано 356 объектов. По итогам семи месяцев текущего года ремонт 100 зданий уже завершен. В 2024 году планируется обновление 370 зданий.
Для обеспечения текущего и капитального ремонта зданий разрабатывается Программа развития региональных филиалов ТЖС АО «Теміржолсу».
Кроме того, по плану капитальных вложений установлены котлы отопления (электрические) на вокзалах Ермаковка, Кокжиек, Каражал, Жана-Караганда, Сарыбел, Карагайлы, в результате выполненных мероприятий данные объекты подготовлены к отопительному сезону и обеспечены санитарно-бытовые условия работникам структурных подразделений компании, а также посетителям вокзала.
В рамках исполнения плана мероприятия по обеспечению перевозки пассажиров железнодорожным транспортом в направлении курортной зоны озера Алаколь установлены динамики на вокзалы Жаланашколь и Акши, а также дополнительно оснащены четырехместными скамейками вокзалы Жаланашколь, Бесколь, Актогай, Коктума, Уштобе, Акши.
В тоже время продолжается работа по оптимизации основных средств. Так, за семь месяцев 2023 года оптимизировано 180 единиц основных средств. В государственную собственность переданы 14 объектов, в том числе 11 объектов электроснабжения ВЛ и ТП на станции Астана, здание конторы ДС на станции Шемонаиха, здание пожарного депо на станции Нуркент, одна наружная теплотрасса вокзала «Нұрлы жол» станции Астана, списано 166 единиц.
Пользуясь случаем, хочу всех поздравить с Днем работников транспорта, пожелать всех благ, положительных тенденций, новых успехов и благополучия.
– Благодарю за интересную беседу!