Какие перспективы откроет для Казахстана транспортно-логистический центр CRK Terminal, рассказал эксперт
Создание транспортно-логистического центра CRK Terminal стало важной вехой в развитии транзитного потенциала Казахстана. Политолог, директор общественного фонда «Кемел арна» Замир Каражанов рассказал в интервью Rail-news.kz о том, какие перспективы есть у нового центра торговли и логистики на Шелковом Пути, и что участие в проекте даст Казахстану.
Что значит для Казахстана участие в создании трехстроннего транспортно-логистического центра CRK Terminal? Насколько выгоден для нашей страны сейчас этот проект?
Казахстан заложник своего географического положения, которое сулит ему как преимущества, так и ограничения. Страна находиться в центре континента и не имеет выхода к морю. Поэтому сотрудничество с соседями во многом определяет долгосрочное устойчивое развитие Казахстана. Тем более в сфере перевозок груза, от чего зависит весь импорт и экспорт страны. Это одна из веских причин, по которой Казахстан всегда поддерживал интеграционные проекты и партнерские отношения с государствами ближнего и дальнего зарубежья.
Если говорить о сотрудничестве в транспортерной сфере, то оно приобретает особую актуальность в условиях геополитической напряженности. Поскольку, неурядицы в большой политике способны подрывать логистические цепочки, что уже видно, как по санкциям в отношении России, так и по конфликтам и горячим точкам. Поэтому для Казахстана важно увеличивать альтернативные маршруты и диверсифицировать свои транспортные коридоры, которые его связывают с внешним миром.
Действительно, после 2014 года Россия сталкивается с западными санкциями, которые ограничивают ее сотрудничества с другими странами. В том числе в сфере транзита и грузоперевозок. В настоящий момент в отношении России принято несколько пакетов санкций. Часть из них касается грузоперевозок. Но есть нюансы, которые позволяют Казахстану поддерживать сотрудничество в этой сфере.
Во-первых, санкции не затронули транзит грузов железнодорожным транспортом через Россию. Ограничения касались автомобильных перевозок. Во-вторых, в случае с «веткой» Сиань - Алашанькоу/Хоргос – Селятино речь не идет о транзите казахстанского груза, а только о транзите китайского или российского груза, – в зависимости от его направления, – через территорию Казахстана. В-третьих, санкции не ограничивают транзит российского груза через третьи страны, так как за его содержание ответственность несет та сторона, которая его отправляет.
Проще говоря, западные санкции не ограничивают реализацию проекта Сиань - Алашанькоу/Хоргос – Селятино, что позволяет его реализовать и получать преимущества.
Линейные перевозки будут идти по маршруту Сиань - Алашанькоу/Хоргос – Селятино. Какие перспективы есть у этого маршрута?
Как не странно, перспективы есть, чему способствует геополитическая напряженность в мире. Из-за кризиса в отношениях между Москвой и западными странами, Россия вынуждена развивать сотрудничество с Китаем и другими азиатскими странами. Поэтому рост ее товарооборота обещает расти на восточном направлении. По крайней мере статистика уже показывает такую тенденцию. Ранее сообщалось, что в 2023 году объем транзитных перевозок грузов по железной дороге через Казахстан по направлению Китай – Россия и обратно вырос на 35% по сравнению с 2022 годом. Можно даже предположить, что Китай станет не единственной страной, с которой Россия будет усиливать, как торговлю, так и транспортные маршруты. Есть еще одно перспективное направление – Индия, чья экономика последние десятилетия динамично растет. Российской стороне также будет важно иметь стабильное сообщение с этой страной. Известно, что «РЖД» уже проявляет интерес к строительству железнодорожной ветки Узбекистан – Пакистан, что также позволит Казахстану усилить свой транзитный потенциал и даже, за счет роста грузопотока, модернизировать свою транспортную инфраструктуру.
Какова роль Казахстана в этом проекте? Наша страна интересна партнерам в большей степени как транзитная территория?
Россия и Китай имеют общую границу, которая позволяет им осуществлять грузоперевозки, минуя Казахстан. Но в силу географического положения, Казахстан является самым прямым путем на пути следования грузов. Дело в том, что железная дорога связывает не страны, а деловые центры Китая с Россией. Самые динамично развивающиеся города КНР расположены вдоль восточного побережья на юге страны. Выходит, что Казахстан – самый короткий путь для транзитного груза, который позволяет еще экономить время не его доставке.
Кому в Казахстане в большей степени интересен и полезен этот торговый канал — представителям АПК/ недропользователям/ МСБ?
Главными бенефициарами станут железнодорожные компании трех стран. Кроме них преимущества получит бизнес, который удовлетворяет запросы железнодорожной отрасли. Речь идет о компаниях, занятых в производстве подвижного состава и наземной транспортной инфраструктурой. Это могут быть металлургические компании, компании, которые занимаются системами автоматизации.