Какие перспективы откроет для Казахстана транспортно-логистический центр CRK Terminal, рассказал эксперт

Интервью
25.09.2024, 09:40

Создание транспортно-логистического центра CRK Terminal стало важной вехой в развитии транзитного потенциала Казахстана. Политолог, директор общественного фонда «Кемел арна» Замир Каражанов рассказал в интервью Rail-news.kz о том, какие перспективы есть у нового центра торговли и логистики на Шелковом Пути, и что участие в проекте даст Казахстану.

 

Что значит для Казахстана участие в создании трехстроннего транспортно-логистического центра CRK Terminal? Насколько выгоден для нашей страны сейчас этот проект?

 

Казахстан заложник своего географического положения, которое сулит ему как преимущества, так и ограничения. Страна находиться в центре континента и не имеет выхода к морю. Поэтому сотрудничество с соседями во многом определяет долгосрочное устойчивое развитие Казахстана. Тем более в сфере перевозок груза, от чего зависит весь импорт и экспорт страны. Это одна из веских причин, по которой Казахстан всегда поддерживал интеграционные проекты и партнерские отношения с государствами ближнего и дальнего зарубежья.

Если говорить о сотрудничестве в транспортерной сфере, то оно приобретает особую актуальность в условиях геополитической напряженности. Поскольку, неурядицы в большой политике способны подрывать логистические цепочки, что уже видно, как по санкциям в отношении России, так и по конфликтам и горячим точкам. Поэтому для Казахстана важно увеличивать альтернативные маршруты и диверсифицировать свои транспортные коридоры, которые его связывают с внешним миром.

Действительно, после 2014 года Россия сталкивается с западными санкциями, которые ограничивают ее сотрудничества с другими странами. В том числе в сфере транзита и грузоперевозок. В настоящий момент в отношении России принято несколько пакетов санкций. Часть из них касается грузоперевозок. Но есть нюансы, которые позволяют Казахстану поддерживать сотрудничество в этой сфере.

Во-первых, санкции не затронули транзит грузов железнодорожным транспортом через Россию. Ограничения касались автомобильных перевозок. Во-вторых, в случае с «веткой» Сиань - Алашанькоу/Хоргос – Селятино речь не идет о транзите казахстанского груза, а только о транзите китайского или российского груза, – в зависимости от его направления, – через территорию Казахстана. В-третьих, санкции не ограничивают транзит российского груза через третьи страны, так как за его содержание ответственность несет та сторона, которая его отправляет.

Проще говоря, западные санкции не ограничивают реализацию проекта Сиань - Алашанькоу/Хоргос – Селятино, что позволяет его реализовать и получать преимущества.

 

Линейные перевозки будут идти по маршруту Сиань - Алашанькоу/Хоргос – Селятино. Какие перспективы есть у этого маршрута?

 

Как не странно, перспективы есть, чему способствует геополитическая напряженность в мире. Из-за кризиса в отношениях между Москвой и западными странами, Россия вынуждена развивать сотрудничество с Китаем и другими азиатскими странами. Поэтому рост ее товарооборота обещает расти на восточном направлении. По крайней мере статистика уже показывает такую тенденцию. Ранее сообщалось, что в 2023 году объем транзитных перевозок грузов по железной дороге через Казахстан по направлению Китай – Россия и обратно вырос на 35% по сравнению с 2022 годом. Можно даже предположить, что Китай станет не единственной страной, с которой Россия будет усиливать, как торговлю, так и транспортные маршруты. Есть еще одно перспективное направление – Индия, чья экономика последние десятилетия динамично растет. Российской стороне также будет важно иметь стабильное сообщение с этой страной. Известно, что «РЖД» уже проявляет интерес к строительству железнодорожной ветки Узбекистан – Пакистан, что также позволит Казахстану усилить свой транзитный потенциал и даже, за счет роста грузопотока, модернизировать свою транспортную инфраструктуру.

 

Какова роль Казахстана в этом проекте? Наша страна интересна партнерам в большей степени как транзитная территория?

 

Россия и Китай имеют общую границу, которая позволяет им осуществлять грузоперевозки, минуя Казахстан. Но в силу географического положения, Казахстан является самым прямым путем на пути следования грузов. Дело в том, что железная дорога связывает не страны, а деловые центры Китая с Россией. Самые динамично развивающиеся города КНР расположены вдоль восточного побережья на юге страны. Выходит, что Казахстан – самый короткий путь для транзитного груза, который позволяет еще экономить время не его доставке.

 

Кому в Казахстане в большей степени интересен и полезен этот торговый канал — представителям АПК/ недропользователям/ МСБ?

 

Главными бенефициарами станут железнодорожные компании трех стран. Кроме них преимущества получит бизнес, который удовлетворяет запросы железнодорожной отрасли. Речь идет о компаниях, занятых в производстве подвижного состава и наземной транспортной инфраструктурой. Это могут быть металлургические компании, компании, которые занимаются системами автоматизации.

Новости
22.08.2025
Стало известно о ходе работ на строительстве обводной линии в обход Алматы
Регионы
22.08.2025
Итоги работы за 7 месяцев подвели в Павлодарском отделении ГП
Новости
22.08.2025
Первый поезд Чэнду – Антверпен пройдет транзитом через Казахстан
Регионы
22.08.2025
В Павлодарской дистанции электроснабжения прошли занятия по охране труда
Новости
22.08.2025
Грузоперевозки по ТМТМ выросли в 6 раз за последние 5 лет
Новости / Архив
22.08.2025
Газета Қазақстан теміржолшысы, №68 от 22 августа 2025 года
Регионы
21.08.2025
Акадырской дистанции сигнализации и связи ШЧ-21 исполнилось 85 лет
Регионы
21.08.2025
Кумистауская дистанция пути подвела итоги семи месяцев
Регионы
21.08.2025
Станция Костанай: миллионы тонн грузов и тысячи пассажиров
Грузовые перевозки
21.08.2025
По сети КТЖ установлен рекорд по перевозкам угля «Шубарколь Премиум»
Интервью
21.08.2025
Ассоциация ТМТМ: рост грузопотоков и перспективы маршрута
Новости
21.08.2025
Проводник поезда Куатбек Дауылбаев во время рейса спас ребенка
КТЖ в лицах
20.08.2025
От монтёра пути - до начальника участка: история Манарбека Жексекенова
Регионы
20.08.2025
Костанайское отделение ГП увеличило контейнерные перевозки на 67%
Новости
20.08.2025
Развитие транспортной инфраструктуры на Каспии обсудили Guoyou Wuchan и КТЖ
Новости
20.08.2025
Акмолинские железнодорожники усилили меры по предупреждению несчастных случаев
Регионы
20.08.2025
О ходе ремонтных работ пути рассказали в Павлодарском отделении магистральной сети
Грузовые перевозки
20.08.2025
КТЖ и крупные грузоотправители обсудили планы перевозок до конца года
Регионы
20.08.2025
Итоги работы за 7 месяцев подвели в Алматинском эксплуатационном локомотивном депо
Новости
19.08.2025
Пропуск грузов с Китаем вырастет до 25 миллионов тонн к 2030 году