Работающие на тяжелых работах железнодорожники получают доплаты за вредность
В 2007 году в Казахстане был утвержден список вредных профессий, среди которых более тысячи производственных специальностей. В частности, 23 специальности в железнодорожной отрасли признаны государством вредными. В зависимости от уровня оценки вредности работы им выплачиваются доплаты к ежемесячной заработной плате. Этот список в первую очередь для тех, кто работает на производстве. Вредность их работы определяется высоким уровнем загрязнения производственной среды, шумом, неблагоприятными температурными условиями, недостатком света, опасными условиями труда, риском заболеваний на рабочем месте. По словам заместителя председателя правления АО «Казпрофтранс» Жупарбека Сабитова, количество сотрудников, выполняющих столь вредные работы на железных дорогах Казахстана, составляет 40 тысяч человек.
- Каждому из них ежемесячно доплачивают за вредную работу. Эта надбавка варьируется от 5 до 12 процентов в зависимости от вредности работы. Самые тяжелые из них - локомотивщики. Но поскольку сложно оценивать их работу по высоким тарифам, они сразу получают повышенную зарплату, то есть около 300-400 тысяч тенге в месяц. Следующие вредные профессии - кузнецы, сварщики, электрики, машинисты, механики, дорожные рабочие, дорожные мастера, механики. Среди них тем, кто работает с химикатами, помимо доплаты за вредный труд выдается молоко, - сказал Жупарбек Сабитов.
Размер доплаты за производственные риски может варьироваться. Для этого приезжают лицензированные агентства и измеряют тяжесть работы. Это называется сертификацией. В результате возникает оценка убытков, которая влияет на процент доплат.
- Как меняются процентные ставки? Например, если условия труда сварщика на рабочем месте улучшатся, а в цехе не будет дымососа, а также будет установлено другое оборудование, процент заработной платы за такой ущерб будет снижен, - сказал Ж. Сабитов.