Амангельды Сельбаев - cозидатель стальной магистрали

КТЖ в лицах
14.10.2022, 09:37

В воскресные дни часто на проходящих поездах Онайгали и Амангельды Сельбаевы добирались домой до станции Ескене и обратно в Доссор, цепляясь на товарные платформы в лютый мороз и знойную жару. С детства они увидели и почувствовали значение стальной магистрали в жизни человека, что и являлось причиной выбора профессии, которой они посвятили всю жизнь.

Амангельды Сельбаев родился в октябре 1942 года на железнодорожной станции Ескене. Детство и юношество Амангельды провел в кругу родных и друзей на станции Ескене, обучаясь с братом Онайгали в школе-интернате в райцентре Доссор, а после в Гурьеве.

Амангельды Сельбаев, как и его брат, окончил Ташкентский институт инженеров железно- дорожного транспорта в 1974 году по специальности «инженер путей сообщения». Начав свою трудовую деятельность в 1961 году стрелочником, он проработал дежурным, маневренным и поездным диспетчером, дежурным по отделению, старшим поездным диспетчером, заместителем начальника отдела движения отделения, ревизором по безопасности движения поездов, начальником станции Гурьева-1, был назначен заместителем НОД, а после – 15 лет начальником отделения дороги. Это были годы второго рождения Атырауского отделения. После назначения нужно было прежде всего осуществить меры по оздоровлению локомотивного парка, развитию пропускной способности железной дороги. 

Задачи, которые ставил перед коллективом Сельбаев, – это осуществить в короткий срок гигантский объем работ по реконструкции станций и узлов, таких как Ганюшкино, Махамбет, Макат, Кульсары, Бейнеу, Мангышлак. После завершения всего комплекса работ обмен по межстыковому пункту Аксайская вырос с 17 поездов в сутки до 30, из них по плану формирования 10 поездов были сдвоенными. Штатная численность отделения выросла до 14 270 человек, которые работали теперь в 37 предприятиях, грузооборот увеличился более чем в два раза, до 41 550 миллионов тонн/км. По показателям работы отделение поднялось со 185-го на 9-е место в Советском Союзе. Были открыты новые предприятия, такие как локомотивные депо в Атырау и Бейнеу, дистанция пути Бейнеу, дистанция сигнализации и связи Кульсары, 3 ПМС. В результате модернизации станции Бейнеу, Сай-Утес грузопоток увеличился с шести до 17 поездов в сутки. 

Амангельды Сельбаевич готовил кадры из местных специалистов. Достаточно сказать, что после занятия им должности начальника отделения начали выдвигаться на руководящие посты молодые перспективные железнодорожники, и вскоре во всех 37 предприятиях руководителями стали местные кадры, подготовленные лично им. В целом же за время руководства была дана путевка в жизнь 670 инженерам и 1 700 техникам. 

Постоянная забота о социальной сфере отражалась в том, что на отделении открывались подобные хозяйства, в комплексе решались вопросы строительства жилья, медицинских и дошкольных учреждений, а также их обслуживание. 

В декабре 1996 года Амангельды Сельбаев назначен начальником Западно-Казахстанской железной дороги. В 1997 году Постановлением Правительства РК путем слияния Алматинской, Целинной и Западно-Казахстанской железной дороги и организации РГП «Қазақстан темiр жолы» его назначили советником и представителем генерального директора РГП «ҚТЖ» по Западному региону. При его активной деятельности Западно-Казахстанская дорога сыграла значительную роль в освоении и развитии важнейших для экономики страны нефтегазовых месторождений «Тенгиз», «Жана жол», «Кумкол», «Карачаганак», «Кашаган», а также морского порта Актау и др. 

Общий стаж работы Амангельды Сельбаева в железно- дорожной отрасли составляет 47 лет, 30 из них занимал руководящие должности. Он является одним из видных деятелей отечественной железнодорожной отрасли. 

Его труды были достойно оценены правительством. Амангельды Сельбаев награжден орденами «Парасат», «Құрмет», «Трудовое Красное Знамя», «Дружба народов», медалями, грамотами, а также знаком «Почетный железнодорожник».  

Равиль ЧЕРДАБАЕВ, государственный и общественный деятель

Грузовые перевозки
22.07.2024
АО "Кедентранссервис" заключило договор с Hamburger Hafen аnd Logistik AG
Грузовые перевозки
22.07.2024
Более тысячи тонн керамической плитки отправили в Казахстан по МТК «Север-Юг»
Новости
22.07.2024
Глава KAZLOGISTICS посетил порты Актау и Курык
Грузовые перевозки
22.07.2024
Условия нахождения и использования транспортных средств международной перевозки установили на таможенной территории ЕАЭС
Новости
22.07.2024
Казахстан прорабатывает экспорт пшеницы через Бейнеуский терминал в Афганистан и Пакистан
Новости
22.07.2024
Строительство новой железнодорожной магистрали обсуждают Казахстан, Туркменистан и Афганистан
Новости
22.07.2024
Пропускную способность восточного направления транспортного коридора «Север-Юг» через Казахстан увеличат до 10 млн тонн в год
Пассажирские перевозки
22.07.2024
Оформленный в честь 125-летия Каныша Сатпаева поезд отправился со станции Нұрлы жол в Жезказган
Новости
19.07.2024
Самрук-Қазына: Около 330 млрд тенге недополучило КТЖ из-за субсидирования грузоперевозок
Новости
19.07.2024
Казахстан намерен продолжить активное участие в развитии Восточной ветки Север-Юг - Карабаев
Новости
19.07.2024
Общий трудовой стаж династии железнодорожников из Алматы достиг 820 лет
Новости
19.07.2024
Цифровые тенге направили на строительство участка железной дороги «Достык-Мойынты»
Новости
19.07.2024
Новые маневровые тепловозы прибыли в эксплуатационное локомотивное депо Жана-Есиль
Грузовые перевозки
19.07.2024
Более 2 млн тонн зерна планируют экспортировать из Казахстана в Китай
Новости / Архив
19.07.2024
Газета «Қазақстан теміржолшысы», №59 от 19 июля 2024 года
Регионы
18.07.2024
Итоги работы за первое полугодие подвели в ревизорском аппарате Алматинского региона
Новости
18.07.2024
ТОО «КТЖ – Грузовые перевозки» приобретет 459 локомотивов
Регионы
18.07.2024
Земляные работы выполнили на участке Мойынты – Балхаш
Регионы
18.07.2024
Медицинский поезд прибыл в Костанайскую область
Новости
18.07.2024
Минтранс: Казахстан увеличил объемы экспортных несырьевых грузов железнодорожным транспортом