Амангельды Сельбаев - cозидатель стальной магистрали
В воскресные дни часто на проходящих поездах Онайгали и Амангельды Сельбаевы добирались домой до станции Ескене и обратно в Доссор, цепляясь на товарные платформы в лютый мороз и знойную жару. С детства они увидели и почувствовали значение стальной магистрали в жизни человека, что и являлось причиной выбора профессии, которой они посвятили всю жизнь.
Амангельды Сельбаев родился в октябре 1942 года на железнодорожной станции Ескене. Детство и юношество Амангельды провел в кругу родных и друзей на станции Ескене, обучаясь с братом Онайгали в школе-интернате в райцентре Доссор, а после в Гурьеве.
Амангельды Сельбаев, как и его брат, окончил Ташкентский институт инженеров железно- дорожного транспорта в 1974 году по специальности «инженер путей сообщения». Начав свою трудовую деятельность в 1961 году стрелочником, он проработал дежурным, маневренным и поездным диспетчером, дежурным по отделению, старшим поездным диспетчером, заместителем начальника отдела движения отделения, ревизором по безопасности движения поездов, начальником станции Гурьева-1, был назначен заместителем НОД, а после – 15 лет начальником отделения дороги. Это были годы второго рождения Атырауского отделения. После назначения нужно было прежде всего осуществить меры по оздоровлению локомотивного парка, развитию пропускной способности железной дороги.
Задачи, которые ставил перед коллективом Сельбаев, – это осуществить в короткий срок гигантский объем работ по реконструкции станций и узлов, таких как Ганюшкино, Махамбет, Макат, Кульсары, Бейнеу, Мангышлак. После завершения всего комплекса работ обмен по межстыковому пункту Аксайская вырос с 17 поездов в сутки до 30, из них по плану формирования 10 поездов были сдвоенными. Штатная численность отделения выросла до 14 270 человек, которые работали теперь в 37 предприятиях, грузооборот увеличился более чем в два раза, до 41 550 миллионов тонн/км. По показателям работы отделение поднялось со 185-го на 9-е место в Советском Союзе. Были открыты новые предприятия, такие как локомотивные депо в Атырау и Бейнеу, дистанция пути Бейнеу, дистанция сигнализации и связи Кульсары, 3 ПМС. В результате модернизации станции Бейнеу, Сай-Утес грузопоток увеличился с шести до 17 поездов в сутки.
Амангельды Сельбаевич готовил кадры из местных специалистов. Достаточно сказать, что после занятия им должности начальника отделения начали выдвигаться на руководящие посты молодые перспективные железнодорожники, и вскоре во всех 37 предприятиях руководителями стали местные кадры, подготовленные лично им. В целом же за время руководства была дана путевка в жизнь 670 инженерам и 1 700 техникам.
Постоянная забота о социальной сфере отражалась в том, что на отделении открывались подобные хозяйства, в комплексе решались вопросы строительства жилья, медицинских и дошкольных учреждений, а также их обслуживание.
В декабре 1996 года Амангельды Сельбаев назначен начальником Западно-Казахстанской железной дороги. В 1997 году Постановлением Правительства РК путем слияния Алматинской, Целинной и Западно-Казахстанской железной дороги и организации РГП «Қазақстан темiр жолы» его назначили советником и представителем генерального директора РГП «ҚТЖ» по Западному региону. При его активной деятельности Западно-Казахстанская дорога сыграла значительную роль в освоении и развитии важнейших для экономики страны нефтегазовых месторождений «Тенгиз», «Жана жол», «Кумкол», «Карачаганак», «Кашаган», а также морского порта Актау и др.
Общий стаж работы Амангельды Сельбаева в железно- дорожной отрасли составляет 47 лет, 30 из них занимал руководящие должности. Он является одним из видных деятелей отечественной железнодорожной отрасли.
Его труды были достойно оценены правительством. Амангельды Сельбаев награжден орденами «Парасат», «Құрмет», «Трудовое Красное Знамя», «Дружба народов», медалями, грамотами, а также знаком «Почетный железнодорожник».
Равиль ЧЕРДАБАЕВ, государственный и общественный деятель