Фотокорреспондент газеты «Қазақстан теміржолшысы» Александр Жабчук отмечает 60-летний юбилей
6 декабря фотокорреспондент газеты «Қазақстан теміржолшысы» Александр Жабчук отмечает 60-летний юбилей, передает Rail-news.kz.
За годы работы в железнодорожной сфере Александр Жабчук стал символом редакции газеты «Қазақстан теміржолшысы». Его знают в лицо топ-менеджеры компании и работники самых отдаленных станций. Он всегда на передовой, в гуще событий с легкостью находит подход к любому герою и может сделать невероятный кадр в самых сложных условиях.
Труд фотокорреспондента в отраслевой газете специфичен и далеко не прост, он сильно отличается от творчества свободного фотохудожника.
Александр Петрович 36 лет профессионально занимается фотографией и в сложной фототехнике разбирается, что называется, с закрытыми глазами. Он умеет мастерски снимать все – от портретов, спортивных состязаний, производственных репортажей, пресс-конференций до протокольных мероприятий, международных форумов и встреч на высоком уровне. В свои фотографии Александр вкладывает душу, и ради удачного кадра готов проводить дни напролет в разъездах по стране, жить в походных условиях, часами мокнуть под дождем, бороться со снегом, взбираться на крыши.
Пойманные его камерой мгновения в точности передают атмосферу происходящего, и фотографии на страницах газеты буквально «дышат» динамикой: глядя на них, ты словно слышишь стук колес уходящего поезда и шум рабочих инструментов, видишь переливы солнца на рельсах и искренние эмоции людей, ощущаешь непрерывный пульс отрасли.
Свои первые снимки Александр Жабчук сделал еще в 16 лет, получив в подарок от сестры советский малоформатный фотоаппарат «Вилия-авто», который практически не имеет ничего общего с современными цифровыми камерами. Тонкости работы с новой техникой Александр изучал самостоятельно, по книжкам. Помимо самого фотографирования, нужно было вручную, в кромешной темноте, проявлять черно-белые пленки и печатать фото. Для этих целей он приобрел фотоувеличитель, лампу, фотобачок, проявитель, фиксаж и другие необходимые инструменты.
«В то время говорили: «Хочешь разорить друга – подари ему фотоаппарат», – с улыбкой вспоминает Александр Петрович.
Помнит он и свой «первый блин, который вышел комом» – пленка склеилась, но вскоре методом проб и ошибок начинающий фотограф отточил свое мастерство. Фотография стала его хобби. Он не снимал пейзажи и репортажи, сначала фотографировал семейные встречи, своих друзей и армейских товарищей в годы службы в армии в Германии.
О карьере фотографа в то время и не помышлял. По окончании школы пошел учиться на токаря. С техникой Александр Петрович всегда был на «ты», тяготел к работе с металлами, поэтому учеба давалась легко. Получив красный диплом, устроился на завод Целинсельмаш. Трудился в инструментальном цеху, вытачивал нужные для ремонта станков детали. В токарном деле преуспел – дошел до пятого разряда. Однако его всегда угнетали монотонность и однообразие этой работы, поэтому вскоре он стал задумываться о смене профессии.
«Решил отучиться на мастера по ремонту промышленных холодильников, но, когда пришел подавать документы в местное училище, оказалось, что группа уже набрана. Оставались свободные места на обучение искусству фотографии. Готовили фотографов для службы быта. Я удивился: а что, этому учат? И с радостью записался туда», – вспоминает Александр.
В группе было 30 человек. Опытный преподаватель-немец тогда сразу заметил, что обучение из них окончат 25, а по специальности будут работать в лучшем случае пятеро. Так и получилось. Чтобы стать хорошим фотографом, недостаточно освоить фототехнику, нужно было хорошо разбираться в физике, химии – знать, какой химикат на что влияет, высчитывать необходимое количество и пропорции, чтобы самостоятельно составлять проявитель, цветные фотографии в то время и вовсе умели проявлять единицы.
После окончания учебы в 1988 году он устроился фотографом в областное специализированное производственное объединение «Фото», работал в целиноградском Доме быта. Штат состоял из пяти человек: двух фотографов, ретушера, лаборанта и кассира. Александра сразу назначили бригадиром.
Это сейчас фотография стала чем-то обыденным, а в то время изготовление снимка требовало больших трудозатрат, и для людей было целым событием. В выходные в студию приходили семьями, рабочими коллективами, делали фото перед важными датами, праздниками, поездками. Для каждой съемки нужно было настроить свет, фон, предусмотреть реквизит. Например, для цветных фотографий сзади вывешивали ткань желтого, синего, красного цветов, чтобы они получились особенно яркими. Там же, в Доме быта, изготавливали и фотографии на документы. К слову, их можно было получить уже на следующий день, а вот цветных приходилось ждать до двух недель.
В сложные 90-е Александру пришлось временно устроиться на керамический завод, но вскоре он вновь вернулся в фотографию. После закрытия студии в Доме быта, открыл свое ИП, снимал свадьбы, делал фото в детских садах и школах, и даже на городской площади. Как бы ни менялась техника, каким бы трудным ни было время, когда кто-то из коллег останавливался на достигнутом, Александр всегда с интересом изучал новое, шел не просто в ногу с прогрессом, а опережая его. Вместе с другом они первыми в Астане осваивали распечатку фото на проявочной машине Master Lab. Тогда еще не было смартфонов и перед их лабораторией выстраивались целые очереди из желающих распечатать фотографии со своих «мыльниц».
В 2001 году Александра Жабчука пригласили на работу в службу протокола Министерства иностранных дел. Фотографы, умеющие снимать мероприятия и встречи такого уровня, были на вес золота. Александр входил в президентский пул, параллельно работал с посольством Америки.
Уже в этот период он начал сотрудничать с различными журналами и газетами, а в 2010 году он устроился в газету «Вечерняя Астана».
В 2011 году Александра пригласили фотографом в Государственный академический театр драмы имени М. Горького, где он раскрыл еще одну грань своего мастерства.
«В театре со вспышкой снимать нельзя, исправлять свет тоже нельзя, ведь он специально выстраивается светорежиссером таким образом, чтобы передать нужные эмоции героев. Все происходящее на сцене в точности должны передавать и фотографии. Это требовало совершенно другого подхода к съемке, и мне было интересно осваивать новую технологию», – делится Александр.
Он успешно совмещал работу в газете и театре на протяжении более чем 10 лет.
На железную дорогу из «Вечерней Астаны» перешел в 2015 году. А сегодня невозможно представить выпуск «Қазақстан теміржолшысы» без талантливых фото Александра Жабчука. Он замечает детали, которые остаются незамеченными для большинства, ловит редкие мгновения, превращая будничную жизнь в уникальные, наполненные смыслом, кадры. Настоящий профессионал – неравнодушный, трудолюбивый, преданный выбранному делу, он всегда с энтузиазмом отправляется на новые съемки, и каждая из них становится ценным наследием для будущих поколений железнодорожников и всех, кто интересуется историей этой значимой во все времена отрасли.