Пример достойного пути: 35 лет труда на станции Целиноград
Люди, всю свою жизнь посвятившие одному предприятию, ставшие частью его истории, всегда на особом счету. За 35 лет добросовестного труда на родной станции Целиноград Тамара Мицута отмечена многими наградами, в том числе высшей на железнодорожном транспорте – знаком «Почетный железнодорожник».
За ее плечами целая эпоха – Великая Отечественная война, строительство новых линий, модернизация локомотивного и вагонного хозяйства, коренное техническое перевооружение стальных магистралей, распад СССР и реорганизация Казахской железной дороги. Но уже с первых минут знакомства с Тамарой Константиновной понимаешь, что возраст – лишь цифры в паспорте. Энергичная, излучающая оптимизм и жизнелюбие, с искрой юного задора в глазах и грациозными движениями, она легко даст фору многим молодым.
Судьба подготовила Тамаре Мицута немало испытаний. В раннем детстве она потеряла отца, который был призван на фронт в мае 1942 года, а уже в августе погиб под Ленинградом. Мама очень тяжело переживала утрату. Она осталась одна с тремя детьми. Старшей Тамаре на тот момент исполнилось всего 5 лет. На ее плечи легли заботы о сестрах и ведение хозяйства.
– Собрав волю в кулак, ради нашего образования и будущего мама перебралась в город. Сначала мы поселились в маленькой комнатке на квартире у местных жителей, потом горсобез выдал нам барак, – вспоминает Тамара Константиновна. – Несмотря на все трудности, мама старалась дать своим девочкам все самое лучшее. Она заказывала нам одежду в мастерской, получив зарплату, всегда хотела чем-то порадовать, особое внимание уделяла нашему обучению. В итоге все мы получили хорошее образование.
– Мама всю свою жизнь посвятила нам. После выхода на пенсию сидела с нашими детьми, чтобы мы спокойно работали. Мы всегда ощущали ее поддержку, – говорит Тамара Константиновна.
Закаленный с детства характер, обостренное чувство ответственности и тяга к знаниям позволили Тамаре Мицута добиться больших успехов в работе. На железную дорогу она попала совершенно случайно. Когда пришло время определяться с профессией, обошла с подружками несколько учебных заведений города, пока не остановила свой выбор на железнодорожном техникуме.
– Он располагался напротив нашего барака, и я выбрала его, скорее, из-за удобства. О стальной магистрали я абсолютно ничего не знала. Стала первым железнодорожником в семье. Потом по моим стопам пошла одна из сестер, – призналась Тамара Константиновна. Учеба по специальности «организация движения поездов» старательной девушке давалась легко. Сильный преподавательский состав не только делился со студентами знаниями, но и сумел зародить в них любовь к отрасли. На практику Тамара Мицута отправилась в Омск.
– Там я впервые увидела электрифицированную линию, автоматический перевод стрелок, все это так меня поразило и увлекло, что я с утра и до позднего вечера наблюдала за работниками станции. Порой они смеялись: «Сходила бы лучше в кино!», а мне перевозочный процесс казался интереснее кино, – вспоминает железнодорожница.
По окончании техникума в 1957 году устроилась на станцию Акмолинск (позже – Целиноград) списчицей вагонов. Вскоре старательную работницу заметили и перевели в техконтору. Сначала младшим техконторщиком, а потом – старшим. В 1962 году ее назначили дежурным по горке. Молодая железнодорожница отлично справлялась с расформированием составов с горки и пользовалась уважением коллег и руководства. С 1963-го по 1966-й Тамара Константиновна была дежурным по парку. А затем накопленный опыт и знания пригодились уже на должности дежурного по станции ЭЦ-2. Половина станции – на пульте дежурного.
– Через год меня назначили подменным станционным диспетчером. В сентябре я заступила на смену, и башмачники, стрелочники, бывшие у меня в подчинении, отнеслись к этому немного скептически: такая молодая девушка – и станционный диспетчер. Зато потом, когда наша смена по итогам месяца получила первое место и самую большую зарплату, они меня зауважали. С наступлением холодов я вернулась на ЭЦ-2. В своей работе Тамара Константиновна всегда руководствовалась инструкциями и правилами. – Я очень серьезно относилась к своим обязанностям и никогда не самовольничала, ничего не придумывала и не добавляла, – рассказывает она. – По итогам работы наша смена всегда попадала в число лучших.
В 1969 году ее назначили старшим помощником начальника станции, а еще через три года – узловым диспетчером отделения дороги. Начальник отделения однажды признался, что когда Тамара Мицута на дежурстве, он спит спокойно. В 1973 году железнодорожницу попросили помочь навести порядок в техконторе, назначив ее начальником. Она сразу предупредила, что потом вернется в движение. Так и сделала спустя три года. Однажды по пути на работу Тамара Мицута увидела свое фото на городской Доске почета – прямо на площади у железнодорожной станции.
– Я так смутилась, что с этого дня стала ходить на работу по другой дороге, – улыбается она. Природная скромность не позволяла ей по-настоящему гордиться собой. Ее отличали требовательность к себе и добродушное и равное отношение ко всем коллегам. Она уверена, что железная дорога сама подбирает себе кадры. Человек невнимательный, ленивый и безответственный здесь никогда не задержится, отрасль не прощает ошибок. – Я никогда не раздражалась, когда к нам приходили практиканты или молодые работники, всегда относилась к их неопытности с пониманием и терпеливо делилась знаниями, если видела, что человек по-настоящему заинтересован, ведь когда-то все мы были на их месте, – говорит Почетный железнодорожник.
В 1992 году с должности дежурного по станции Тамара Мицута вышла на заслуженный отдых. За добросовестное отношение к работе и участие в общественной жизни на протяжении 35 лет она получила 111 поощрений и наград, является победителем Социалистического соревнования 1976-1977 годов, удостоена медали «Ветеран труда» и знака ударной пятилетки (1980). В 1983 году отмечена высшей наградой отрасли – знаком «Почетный железнодорожник». Своего супруга Евгения Мицуту встретила тоже на железной дороге. В счастливом браке они воспитали двоих детей, которые, в свою очередь, подарили им троих внуков.
– У моего внука Кирилла родилась дочь, и он назвал ее в честь меня – Томочкой. Сегодня я окружена заботой своих близких, с благодарностью смотрю на прожитые годы и радуюсь каждому новому дню! – призналась железнодорожница.
Тамара Константиновна поздравила коллег с 90-летием родной станции и пожелала здоровья, благополучия и успехов в работе, отметив ценность вклада каждого железнодорожника в развитие стальной магистрали Казахстана.