История железной дороги суверенного Казахстана

Асель Шайхынова

Корреспондент газеты «Қазақстан теміржолшысы»

Благодаря мудрой и взвешенной политике страны за 30 лет независимости Казахстан получил международное признание и успешно интегрировался в мировое сообщество. Наша страна стала магнитом для международного транзита. И во многом это стало возможным благодаря тому, что свое достойное развитие получила отечественная железнодорожная отрасль – важнейшая составная часть производственно-логистической и социальной инфраструктуры суверенного Казахстана. Свой весомый вклад в становление и укрепление суверенного государства внесла железная дорога, весь транспортный комплекс, обеспечивая основу для успешного развития экономики страны. Один из ветеранов железнодорожной отрасли Казахстана, Почетный железнодорожник, секретарь Консультативного совета АО «НК «ҚТЖ» Куаныш Котырев поделился своими воспоминаниями о работе этих лет.

– С обретением республикой суверенитета в сложных условиях переходного периода железная дорога обеспечила главное – бесперебойность перевозок и доступный уровень цен на услуги. С первых дней независимости Елбасы Нурсултан Назарбаев уделял большое внимание деятельности и развитию железнодорожного транспорта. Благодаря этому в отрасли были осуществлены глубокие институциональные реформы, позволившие успешно преодолеть негативные последствия трансформации экономики и обеспечить выход отечественной продукции на международные рынки, – рассказывает он.

С распадом СССР и обретением бывшими советскими республиками независимости разрушились налаженные экономические и производственные связи. Казахстану, как и прочим новым государствам, пришлось срочно перестраиваться, переходить от плановой экономики к рыночной.

– Казахская железная дорога была одной из крупнейших в СССР, но у нас не было выхода к морю, и для переработки имеющегося сырья, угля, металлов, нефти, зерна требовалось развитие железной дороги. Когда произошло объединение трех железных дорог Казахстана в одну, это стало катализатором больших изменений в экономике страны. Велась активная модернизация инфраструктуры, проводилась большая работа – электрификация, прокладывались вторые пути и многое другое. Стройка шла очень быстрыми темпами, делались такие вещи, которые просто казались невозможными в столь короткие сроки. Эти годы – выдающееся время. Сегодня мы пожинаем плоды своего труда, – говорит Куаныш Идрисович.

За этот период работа проделана огромная. Для обеспечения внутренних коммуникаций между регионами, увеличения экспортного и транзитного потенциала Казахстана за годы независимости были построены новые железные дороги общей протяженностью более 2 500 километров – рекордный показатель на постсоветском пространстве. На сегодня по территории Казахстана проходят 11 международных транзитных коридоров – 5 железнодорожных и 6 автомобильных. Интенсивно развивается проект «Новый Шелкового путь», ставший крупнейшим транзитным мостом между Востоком и Западом. Железнодорожное сообщение, построенное за годы независимости, позволило оптимизировать железнодорожную сеть, сократить расстояние и время перевозки грузов, тем самым транспортные расходы грузоотправителей и пассажиров существенно снизились. В целом дороги обеспечили не только внутренние коммуникации между регионами, но и увеличили экспортный и транзитный потенциал Казахстана, стали продолжением славных традиций Турксиба. Такими мегапроектами, которые в народе окрестили «Дорогами независимости», стали железнодорожные линии Аксу – Дегелен, Хромтау – Алтынсарин, Шар – Усть-Каменогорск, Узень – государственная граница с Туркменистаном, Жетыген – Коргас, Жезказган – Бейнеу, Аркалык – Шубарколь и Боржакты – Ерсай. Это не просто инфраструктурные проекты. За ними стоят огромные капиталовложения государства в развитие экономики регионов, создание новых рабочих мест, обеспечение транспортной доступности для населения. На протяжении всей своей истории железнодорожная отрасль являлась флагманом национальной экономики. На заре становления независимости в непростых условиях переходного периода железнодорожный транспорт способствовал успешной адаптации промышленных предприятий и населения, поддерживая бесперебойность перевозок. На магистраль за эти годы было возложено много задач. Ведь Казахстан всегда имел и имеет огромный транзитный потенциал, и ключевым видом перевозок являются железные дороги. И сейчас железнодорожная отрасль Казахстана уверенно смотрит в будущее, став прочным инфраструктурным фундаментом для экономики страны. Почетный железнодорожник отмечает, что гордится трудом настоящих железнодорожников и считает, что было бы хорошо видеть побольше представителей этой мощной, экономикообразующей отрасли в Правительстве.

– И еще хотелось бы, чтобы больше железнодорожников были отмечены государственными наградами. Ведь это большая мотивация за такой тяжелый труд! – делится мыслями Куаныш Идрисович.
Новости
04.11.2025
Alstom приняла участие в Казахстанском глобальном инвестиционном круглом столе
Регионы
04.11.2025
Месячник по усилению безопасности перевозочного процесса и сохранности перевозимых грузов проходит в КТЖ
Новости
04.11.2025
XII Молодежный форум транспортников Kazlogistics прошел в Алматы
Новости / Архив
04.11.2025
Газета Қазақстан теміржолшысы, №92 от 04 ноября 2025 года
Грузовые перевозки
03.11.2025
Экспорт казахстанского зерна в Китай смещается в пользу комбикормов
Регионы
03.11.2025
Около 150 карагандинских железнодорожников получили медали за вклад в строительство линии «Достык – Мойынты»
Регионы
03.11.2025
Костанайские железнодорожники отметили День Республики
Регионы
03.11.2025
Уральские железнодорожники получили награды ко Дню Республики и юбилею профсоюзов
Регионы
03.11.2025
Лучшие сотрудники Алматинского отделения ГП награждены ко Дню Республики
Грузовые перевозки / Цифра недели
03.11.2025
Более 1,5 млн тонн зерна перевезено железнодорожным транспортом в октябре
Новости
31.10.2025
Более 500 железнодорожников написали «Ұлттық диктант»
Новости
31.10.2025
Работники РЦУП-3 награждены медалями «Достык – Мойынты»
Новости
31.10.2025
Железнодорожникам вручили награды за вклад в строительство второй линии Достык – Мойынты
Регионы
31.10.2025
Илецкие железнодорожники прошли практическое занятие на станции Чашкан
Новости
31.10.2025
Алтынколь наращивает транзит: рост грузооборота превысил 19 %
Новости
31.10.2025
Wabtec провела технический семинар для специалистов локомотивного хозяйства
Новости / Архив
31.10.2025
Газета Қазақстан теміржолшысы, №90-91 от 31 октября 2025 года
Новости
30.10.2025
ВЖДО внедряет цифровую модель безопасности
Новости
30.10.2025
Работникам «Центра диагностики пути» напомнили о профилактике сердечно-сосудистых заболеваний
Регионы
30.10.2025
Илецкие железнодорожники поддержали акцию «Таза Қазақстан»