История железной дороги суверенного Казахстана

Асель Шайхынова

Корреспондент газеты «Қазақстан теміржолшысы»

Благодаря мудрой и взвешенной политике страны за 30 лет независимости Казахстан получил международное признание и успешно интегрировался в мировое сообщество. Наша страна стала магнитом для международного транзита. И во многом это стало возможным благодаря тому, что свое достойное развитие получила отечественная железнодорожная отрасль – важнейшая составная часть производственно-логистической и социальной инфраструктуры суверенного Казахстана. Свой весомый вклад в становление и укрепление суверенного государства внесла железная дорога, весь транспортный комплекс, обеспечивая основу для успешного развития экономики страны. Один из ветеранов железнодорожной отрасли Казахстана, Почетный железнодорожник, секретарь Консультативного совета АО «НК «ҚТЖ» Куаныш Котырев поделился своими воспоминаниями о работе этих лет.

– С обретением республикой суверенитета в сложных условиях переходного периода железная дорога обеспечила главное – бесперебойность перевозок и доступный уровень цен на услуги. С первых дней независимости Елбасы Нурсултан Назарбаев уделял большое внимание деятельности и развитию железнодорожного транспорта. Благодаря этому в отрасли были осуществлены глубокие институциональные реформы, позволившие успешно преодолеть негативные последствия трансформации экономики и обеспечить выход отечественной продукции на международные рынки, – рассказывает он.

С распадом СССР и обретением бывшими советскими республиками независимости разрушились налаженные экономические и производственные связи. Казахстану, как и прочим новым государствам, пришлось срочно перестраиваться, переходить от плановой экономики к рыночной.

– Казахская железная дорога была одной из крупнейших в СССР, но у нас не было выхода к морю, и для переработки имеющегося сырья, угля, металлов, нефти, зерна требовалось развитие железной дороги. Когда произошло объединение трех железных дорог Казахстана в одну, это стало катализатором больших изменений в экономике страны. Велась активная модернизация инфраструктуры, проводилась большая работа – электрификация, прокладывались вторые пути и многое другое. Стройка шла очень быстрыми темпами, делались такие вещи, которые просто казались невозможными в столь короткие сроки. Эти годы – выдающееся время. Сегодня мы пожинаем плоды своего труда, – говорит Куаныш Идрисович.

За этот период работа проделана огромная. Для обеспечения внутренних коммуникаций между регионами, увеличения экспортного и транзитного потенциала Казахстана за годы независимости были построены новые железные дороги общей протяженностью более 2 500 километров – рекордный показатель на постсоветском пространстве. На сегодня по территории Казахстана проходят 11 международных транзитных коридоров – 5 железнодорожных и 6 автомобильных. Интенсивно развивается проект «Новый Шелкового путь», ставший крупнейшим транзитным мостом между Востоком и Западом. Железнодорожное сообщение, построенное за годы независимости, позволило оптимизировать железнодорожную сеть, сократить расстояние и время перевозки грузов, тем самым транспортные расходы грузоотправителей и пассажиров существенно снизились. В целом дороги обеспечили не только внутренние коммуникации между регионами, но и увеличили экспортный и транзитный потенциал Казахстана, стали продолжением славных традиций Турксиба. Такими мегапроектами, которые в народе окрестили «Дорогами независимости», стали железнодорожные линии Аксу – Дегелен, Хромтау – Алтынсарин, Шар – Усть-Каменогорск, Узень – государственная граница с Туркменистаном, Жетыген – Коргас, Жезказган – Бейнеу, Аркалык – Шубарколь и Боржакты – Ерсай. Это не просто инфраструктурные проекты. За ними стоят огромные капиталовложения государства в развитие экономики регионов, создание новых рабочих мест, обеспечение транспортной доступности для населения. На протяжении всей своей истории железнодорожная отрасль являлась флагманом национальной экономики. На заре становления независимости в непростых условиях переходного периода железнодорожный транспорт способствовал успешной адаптации промышленных предприятий и населения, поддерживая бесперебойность перевозок. На магистраль за эти годы было возложено много задач. Ведь Казахстан всегда имел и имеет огромный транзитный потенциал, и ключевым видом перевозок являются железные дороги. И сейчас железнодорожная отрасль Казахстана уверенно смотрит в будущее, став прочным инфраструктурным фундаментом для экономики страны. Почетный железнодорожник отмечает, что гордится трудом настоящих железнодорожников и считает, что было бы хорошо видеть побольше представителей этой мощной, экономикообразующей отрасли в Правительстве.

– И еще хотелось бы, чтобы больше железнодорожников были отмечены государственными наградами. Ведь это большая мотивация за такой тяжелый труд! – делится мыслями Куаныш Идрисович.
Новости
22.11.2024
КТЖ выявило хищение дизельного топлива на 16 млн тенге в депо Бесколь
Пассажирские перевозки
22.11.2024
Нацперевозчик объявил о скидках на железнодорожные билеты
Новости
22.11.2024
Железнодорожную инфраструктуру продолжают обновлять в Акмолинском регионе
Регионы
22.11.2024
Обучение первозимников ведут на предприятиях Семейского отделения ГП
Регионы
22.11.2024
Семинар-совещание по технике безопасности провели на станции Балхаш
Новости
22.11.2024
Около сотни руководителей линейного уровня путевого хозяйства прошли обучение в Астане
Новости
22.11.2024
Вопросы в области логистики и инфраструктуры обсудили на СВМДА в Астане
Грузовые перевозки
22.11.2024
Более 160 тысяч тонн зерна погрузили в ноябре в Костанайском отделении ГП
Новости / Архив
22.11.2024
Газета «Қазақстан теміржолшысы», №99 от 22 ноября 2024 года
Регионы
21.11.2024
Директор специализированного мостового отряда Канат Карбозов стал обладателем «Самұрық-Қазына» акционерлік қоғамының құрметті қызметкері»
Регионы
21.11.2024
Экскурсию для подростков провели на железнодорожных предприятиях станции Илецк
Регионы
21.11.2024
Условный пожар потушили на станции Кушмурун
Новости
21.11.2024
Дноуглубительные работы досрочно завершили в порту Курык
Новости
21.11.2024
Новые инновационные технологии диагностики пути внедряют на железной дороге в Казахстане
Новости
21.11.2024
КТЖ расширит терминальную сеть в Европе
Грузовые перевозки
20.11.2024
Более 307 тыс. тонн зерна погрузили в ноябре в Акмолинском отделении ГП
Новости
20.11.2024
KAZAKH GRAIN & LOGISTIC FORUM 2024 пройдет в Астане
Новости
20.11.2024
Казахстан планирует развивать транспортно-транзитные коридоры в формате СНГ +
Регионы
20.11.2024
О мерах безопасности вблизи железной дороги продолжают напоминать учащимся школ и колледжей в Уральске
Интервью
20.11.2024
Об обеспечении безопасности на железной дороге рассказали ревизоры в ВКО