Более 2,5 тысяч км железнодорожных дорог построено за годы независимости Казахстана

Асель Шайхынова

Корреспондент газеты «Қазақстан теміржолшысы»

Для казахстанцев 25 октября символизирует начало совершенно новой эпохи в истории страны. Казахстан впервые стал полноценным субъектом международных отношений. При этом именно железные дороги за годы становления молодого государства стали системообразующей инфраструктурой социально-экономического развития. 

– Казахстан прилагает серьезные усилия, чтобы стать транспортно-логистическим узлом международного значения. Запущены такие крупные инфраструктурные проекты, как казахско-китайский логистический центр в Ляньюньгане, сухой порт «Хоргос», транзитная магистраль Западная Европа – Западный Китай, железнодорожный коридор из Китая в Иран, – сказал президент Касым-Жомарт Токаев. 

В течение трех лет планируется проложить 1,3 тысячи км новых железнодорожных путей, открыть третий железнодорожный пункт пропуска на границе с Китаем и построить новые сухие порты «Бахты» и «Калжат». 

Железнодорожный каркас страны

За годы независимости построено более 2,5 тысячи км железнодорожных линий, которые увеличились на пятую часть своей прежней протяженности. Первая ласточка независимости – железная дорога Аксу – Дегелен. В 2004 году введена в эксплуатацию железная дорога Хромтау – Алтынсарин протяженностью 402 км, что позволило кратчайшим путем поставлять казахстанскую продукцию на внешний рынок. В 2008 году построен 151 км железной дороги Шар – Усть-Каменогорск.

В 2011 году по проекту «Узень – государственная граница с Туркменистаном» введено в эксплуатацию 146 км дорог. В 2014 году в рамках госпрограммы развития «Нұрлы жол» построена новая железнодорожная линия Боржакты – Ерсай протяженностью 14 км, линия соединила порт Курык с магистральной железнодорожной сетью. В 2015 году был дан старт проекту по строительству более 110 км главных путей, возведению 92 специальных  сооружений, в том числе 64 железобетонных труб, 22 мостов, шести дюкеров, двух путепроводов в рамках строительства вторых путей дороги Шу – Алматы-1.

Все эти и многочисленные другие осуществленные проекты превратили нашу страну в могучий транспортно-логистический хаб с мировым значением.

Холдинг наращивает тягу

За этот период времени становления страна прошла большой и сложный путь, добившись значительных успехов в различных сферах. Казахстан продолжает свой уверенный путь к успеху. Сейчас в рамках поручения главы государства национальная компания «ҚТЖ» успешно трансформируется в национальный транспортно-логистический холдинг.          

Для обеспечения пропуска увеличивающегося грузопотока ҚТЖ ведет работу по расширению инфраструктуры Казахстана. Это возведение новых и модернизация существующих железнодорожных путей. Ведется строительство вторых путей Достык – Мойынты. Запланировано строительство участка Дарбаза – Мактаарал, обводной вокруг Алматы, открытие третьего пограничного перехода с Китаем (Бахты – Аягоз). Ведется строительство и реконструкция терминалов морских и сухих портов.   

Идет время масштабных задач

Основной компонент развития международной торговли – взаимное открытие рынков и развитие цепочек поставок. Масштабные планы Казахстана: стать крупным транспортным хабом, соединяющим Европу и Азию. Для этого уже создано немало предпосылок. 

Ежегодно растут объемы контейнерных железнодорожных перевозок по направлению Китай – Европа – Китай через территорию Казахстана. На границе с Китаем полностью завершено формирование СЭЗ «Хоргос – Восточные ворота». 

В 2014 году в порту Ляньюньган создан с китайскими партнерами логистический терминал, который на сегодняшний день является основным пунктом консолидации грузопотоков из и в Казахстан. В мае этого года был дан старт строительству терминала национальной компании «ҚТЖ» на территории сухого порта Сианя. 

Об успехе языком цифр          

Уже по итогам 9 месяцев 2023 года экспортные перевозки железнодорожным транспортом увеличились на 7,4% к уровню аналогичного периода 2022 года и составили 63 млн тонн. 

Положительную динамику продемонстрировали перевозки: нефти (в 2,8 раза), зерна (+40%), железной руды (+28%), химикатов (+25%), удобрения (+17%) и цветной руды (+14%). На динамику перевозок данных видов грузов в экспортном сообщении основное влияние оказывает экономическое, социальное и демографическое положение стран-получателей. В число лидеров стран-получателей казахстанских грузов вошли Китай и Узбекистан. 

За январь-сентябрь экспорт угля в/через КНР вырос в 4,4 раза, зерна – в 3,7 раза, химикатов и соды – в 38 раз. Также увеличился экспорт железной руды на 15%, цветных металлов на 30%, нефтепродуктов на 28% и цветной руды на 20%.

Вырос объем экспортных перевозок в/через Узбекистан зерна на 27%, черных металлов и нефтепродуктов – на 18%, химических и минеральных удобрений – на 57%, нефти – на 78%, строительных грузов – на 36%. Отправка угля через стык Сарыагаш увеличилась в 2,1 раза.

Значительно растет и пассажирооборот. За 9 месяцев 2023 года он составил 9,1 млрд. пасс-км. Количество отправленных пассажиров составило 10,4 млн пассажиров.

Новости
30.05.2025
Потенциальное сотрудничество в сфере транспорта и логистики обждуждают Казахстан и Республика Конго
Грузовые перевозки
30.05.2025
Экспорт казахстанского зерна вырос на 58,1%
Регионы
30.05.2025
Весенний комиссионный осмотр завершён на сети Алматинского региона
Новости
30.05.2025
КТЖ внедряет современные технологии медицинского контроля для поддержки здоровья сотрудников
Новости
30.05.2025
Новый вид ремонта грузовых магистральных тепловозов освоили в сервисном центре Шалкар
Новости / Архив
30.05.2025
Газета Қазақстан теміржолшысы, №41 от 30 мая 2025 года
Регионы
29.05.2025
Сотрудники стыковых станций встретились на корпоративном семинаре в Алматы
Регионы
29.05.2025
Детскую железную дорогу запустили в Караганде
Новости
29.05.2025
Железнодорожники усилили профилактическую работу на переездах
Регионы
29.05.2025
Железнодорожники провели профилактические беседы со школьниками в Соль-Илецке
Пассажирские перевозки
29.05.2025
Два новых электропоезда запустят в Казахстане
Пассажирские перевозки
29.05.2025
Минтранс планирует перевезти железнодорожным транспортом более 7 млн пассажиров этим летом
Новости
29.05.2025
Первый камень нового сервисного центра компании Alstom заложен в Астане
Пассажирские перевозки
29.05.2025
Первый туристический поезд отправился из Сианя в Алматы
Новости
28.05.2025
Развитие ТМТМ и проекты Alstom обсудили на инвестиционном форуме в Астане
Регионы
28.05.2025
Учения с участием пожарного поезда прошли на станции Есиль
Регионы
28.05.2025
Итоги весеннего комиссионного осмотра подвели в ВКО
Грузовые перевозки / Цифра недели
28.05.2025
Железнодорожные перевозки между Казахстаном и Китаем выросли на 13%
Пассажирские перевозки
28.05.2025
В поезде «Астана – Жезқазған» родилась девочка
Интервью
27.05.2025
Казахстанско-китайский терминал в Сиане: транзитный прорыв Евразии