Более 2,5 тысяч км железнодорожных дорог построено за годы независимости Казахстана

Асель Шайхынова

Корреспондент газеты «Қазақстан теміржолшысы»

Для казахстанцев 25 октября символизирует начало совершенно новой эпохи в истории страны. Казахстан впервые стал полноценным субъектом международных отношений. При этом именно железные дороги за годы становления молодого государства стали системообразующей инфраструктурой социально-экономического развития. 

– Казахстан прилагает серьезные усилия, чтобы стать транспортно-логистическим узлом международного значения. Запущены такие крупные инфраструктурные проекты, как казахско-китайский логистический центр в Ляньюньгане, сухой порт «Хоргос», транзитная магистраль Западная Европа – Западный Китай, железнодорожный коридор из Китая в Иран, – сказал президент Касым-Жомарт Токаев. 

В течение трех лет планируется проложить 1,3 тысячи км новых железнодорожных путей, открыть третий железнодорожный пункт пропуска на границе с Китаем и построить новые сухие порты «Бахты» и «Калжат». 

Железнодорожный каркас страны

За годы независимости построено более 2,5 тысячи км железнодорожных линий, которые увеличились на пятую часть своей прежней протяженности. Первая ласточка независимости – железная дорога Аксу – Дегелен. В 2004 году введена в эксплуатацию железная дорога Хромтау – Алтынсарин протяженностью 402 км, что позволило кратчайшим путем поставлять казахстанскую продукцию на внешний рынок. В 2008 году построен 151 км железной дороги Шар – Усть-Каменогорск.

В 2011 году по проекту «Узень – государственная граница с Туркменистаном» введено в эксплуатацию 146 км дорог. В 2014 году в рамках госпрограммы развития «Нұрлы жол» построена новая железнодорожная линия Боржакты – Ерсай протяженностью 14 км, линия соединила порт Курык с магистральной железнодорожной сетью. В 2015 году был дан старт проекту по строительству более 110 км главных путей, возведению 92 специальных  сооружений, в том числе 64 железобетонных труб, 22 мостов, шести дюкеров, двух путепроводов в рамках строительства вторых путей дороги Шу – Алматы-1.

Все эти и многочисленные другие осуществленные проекты превратили нашу страну в могучий транспортно-логистический хаб с мировым значением.

Холдинг наращивает тягу

За этот период времени становления страна прошла большой и сложный путь, добившись значительных успехов в различных сферах. Казахстан продолжает свой уверенный путь к успеху. Сейчас в рамках поручения главы государства национальная компания «ҚТЖ» успешно трансформируется в национальный транспортно-логистический холдинг.          

Для обеспечения пропуска увеличивающегося грузопотока ҚТЖ ведет работу по расширению инфраструктуры Казахстана. Это возведение новых и модернизация существующих железнодорожных путей. Ведется строительство вторых путей Достык – Мойынты. Запланировано строительство участка Дарбаза – Мактаарал, обводной вокруг Алматы, открытие третьего пограничного перехода с Китаем (Бахты – Аягоз). Ведется строительство и реконструкция терминалов морских и сухих портов.   

Идет время масштабных задач

Основной компонент развития международной торговли – взаимное открытие рынков и развитие цепочек поставок. Масштабные планы Казахстана: стать крупным транспортным хабом, соединяющим Европу и Азию. Для этого уже создано немало предпосылок. 

Ежегодно растут объемы контейнерных железнодорожных перевозок по направлению Китай – Европа – Китай через территорию Казахстана. На границе с Китаем полностью завершено формирование СЭЗ «Хоргос – Восточные ворота». 

В 2014 году в порту Ляньюньган создан с китайскими партнерами логистический терминал, который на сегодняшний день является основным пунктом консолидации грузопотоков из и в Казахстан. В мае этого года был дан старт строительству терминала национальной компании «ҚТЖ» на территории сухого порта Сианя. 

Об успехе языком цифр          

Уже по итогам 9 месяцев 2023 года экспортные перевозки железнодорожным транспортом увеличились на 7,4% к уровню аналогичного периода 2022 года и составили 63 млн тонн. 

Положительную динамику продемонстрировали перевозки: нефти (в 2,8 раза), зерна (+40%), железной руды (+28%), химикатов (+25%), удобрения (+17%) и цветной руды (+14%). На динамику перевозок данных видов грузов в экспортном сообщении основное влияние оказывает экономическое, социальное и демографическое положение стран-получателей. В число лидеров стран-получателей казахстанских грузов вошли Китай и Узбекистан. 

За январь-сентябрь экспорт угля в/через КНР вырос в 4,4 раза, зерна – в 3,7 раза, химикатов и соды – в 38 раз. Также увеличился экспорт железной руды на 15%, цветных металлов на 30%, нефтепродуктов на 28% и цветной руды на 20%.

Вырос объем экспортных перевозок в/через Узбекистан зерна на 27%, черных металлов и нефтепродуктов – на 18%, химических и минеральных удобрений – на 57%, нефти – на 78%, строительных грузов – на 36%. Отправка угля через стык Сарыагаш увеличилась в 2,1 раза.

Значительно растет и пассажирооборот. За 9 месяцев 2023 года он составил 9,1 млрд. пасс-км. Количество отправленных пассажиров составило 10,4 млн пассажиров.

Новости
22.02.2025
Провинция Шэньси вложит 2,5 млрд юаней в развитие контейнерных поездов Китай-Европа
Новости
22.02.2025
В 2025 году будут запущены 3 новых казахстанско-китайских терминала
Грузовые перевозки
21.02.2025
Уровень нарушений безопасности движения снижен на 11% в ТОО «КТЖ-Грузовые перевозки»
Инфраструктура
21.02.2025
Более 200 км железнодорожного пути оздоровят в 2025 году в Павлодарском регионе
Новости
21.02.2025
Huawei начнет развертывание LTE-R на Трансказахстанском железнодорожном коридоре
Новости
21.02.2025
АО «KTZ Express» обратится в Верховный суд
Регионы
21.02.2025
Знание правил безопасности дежурных по переезду проверили в Алматинской дистанции пути
Новости
21.02.2025
Использование навигационных пломб и QR-кодов для грузов обсудили представители ЕЭК и Ирана
Регионы
21.02.2025
К паводковому сезону готовятся в Костанайском регионе
Регионы
21.02.2025
Профилактическую работу по обеспечению безопасности на железной дороге ведут в Карагандинской области
Грузовые перевозки
21.02.2025
Перевозки между Казахстаном и Китаем в январе выросли на 18%
Новости / Архив
21.02.2025
Газета Қазақстан теміржолшысы, №13 от 21 февраля 2025 года
Новости
20.02.2025
Бектенов обсудил с предпринимателями проблемы и перспективы развития транспортно-логистической отрасли
Новости
20.02.2025
Руководство КТЖ проводит инспекцию противопаводковых мероприятий в регионах
Регионы
20.02.2025
Опытные железнодорожники из Карагандинской области обучают технический персонал предприятий Южного региона
Регионы
20.02.2025
Планы на 2025 год озвучили в Павлодарском отделении ГП
Новости
20.02.2025
Технику восстановительных поездов обновляют в КТЖ
Регионы
20.02.2025
Нестандартные ситуации обсудили на плановых технических занятиях на станции Илецк
Регионы
20.02.2025
Пожарный поезд задействовали в тушении жилого дома в Актюбинской области
Регионы
20.02.2025
Внеплановые технические занятия провели на станции Жанаарка