Станции и разъезды без воды не останутся

Сұхбат
09.06.2017, 11:21
Обеспечены ли в достаточном количестве потребители железнодорожных станций и разъездов качественной питьевой водой? Существуют ли проблемы с водоснабжением в регионах? О том, какая работа проводится в этом направлении и в целом о деятельности организации рассказал вице-президент по производству АО «Теміржолсу» Ермек Искаков.   – В АО «Темiржолсу» 12 дочерних организаций, оказывающих  услуги водо-,теплоснабжения и канализации, а также осуществляющих техническое обслуживание объектов водоснабжения филиала АО «НК «ҚТЖ» – «Дирекция магистральной сети». Основные потребители услуг – железнодорожные предприятия, население, сторонние и бюджетные организации. По итогам финансово-хозяйственной деятельности за 2016 год АО «Темiржолсу»  получило прибыль в размере 112,3 миллиона тенге. Увеличение доходов и, соответственно, прибыли, прежде всего, связано с тем, что со стороны центрального аппарата ведутся постоянные работа и контроль по корректировке уровней тарифов по основным видам деятельности дочерних организаций, а также снижению себестоимости оказываемых услуг. АО также занимается поставкой твердого топлива железнодорожным организациям (ежегодный объем поставки составляет порядка 110 тысяч тонн), кроме того, работает над привлечением дополнительных доходов. Так, за 2016 год получено доходов на сумму 1242 миллиона тенге. В конце 2011 года в ходе реорганизации АО «Темiржолжылу» присоединили к АО «Темiржолсу». За эти годы акционерное общество добилось положительных результатов и вышло на безубыточный уровень. Так, по итогам 2016 года получено доходов на сумму 6032 миллиона тенге, что выше в полтора раза к 2011 году, итоговая прибыль за 2016 год составила 112,3 миллиона тенге, между тем в 2011 году убыток составлял 322 миллиона. В эксплуатации АО «Темiржолсу» 67 котельных хозяйств с протяженностью тепловых сетей более 49 километров, кроме того, на техническом обслуживании находятся  еще 19 котельных ЦЖС и ГП. Общая протяженность водопроводных сетей составляет более 1144 километров, канализационных – 195,1, 200 водопроводно-насосных станций, 65 канализационно-насосных станций, 149 водонапорных башен. Ермек Кабышович, как известно, в 2012 году АО «НК «ҚТЖ» разработало отраслевую Программу «Мөлдір бұлақ» в целях обеспечения потребителей железнодорожных станций и разъездов качественной питьевой водой.  Что сделано за этот период в рамках этой Программы? – В целом, Программа разделена на три основных этапа (направления). Первое – обеспечение бесперебойной подачи питьевой воды железнодорожным станциям и разъездам. В этих целях необходимо было построить объекты водоснабжения (производить бурение скважин, водопроводных сетей, насосных станций и водонапорных башен и т.д.) и восстанавливать объекты на железнодорожных пунктах.   В основном, мы обходились собственными трудовыми и техническими ресурсами, за исключением проектов, выполняемых специализированными организациями. В связи с этим приходилось использовать средства на приобретение необходимой специальной техники (бурильная установка, экскаваторы-погрузчики, водовозы, ассенизаторская техника, передвижные мастерские, генераторы, сварные агрегаты и т.п.). Всего за пять лет реализации Программы было освоено 5,3 миллиарда тенге. На эти средства отремонтировано и реконструировано 679 объектов водоснабжения и канализации на 392 железнодорожных станциях и разъездах. Обновлено более 470 километров водопроводных сетей, 19 ккилометров канализационных сетей, 60 зон санитарной охраны. Отремонтировано 45 водонапорных башен, 58 водопроводно-насосных станций, 16 канализационно-насосных станций, 77 шахтных и трубчатых колодцев. Пробурено и очищено 29 скважин, в них установили  водоподъемное оборудование. Реализуются проекты по обеспечению населения железнодорожных станций централизованным водоснабжением в жилых зданиях. Подведено водоснабжение к 258 жилым домам на 16 станциях. На четырех малых разъездах все душевые и санузлы оборудованы  водонагревательными устройствами.             Второе направление – улучшение качества питьевого водоснабжения с использованием современных установок «Тазасу» по очистке и обеззараживанию воды из различных природных источников. За три года мы установили 54 таких аппарата, в текущем году ими будут дополнительно оснащены станции Жайляу, Саз, Жалпак  и разъезд 332-й километр. Планировалось  заменить водопроводные сети на полиэтиленовые, с длительным сроком службы и упрощенностью в эксплуатации, а также изношенное оборудование – на современное. В основном, водопроводные сети введены в эксплуатацию 30-40 лет назад (стальные, асбестовые и чугунные трубы). Подверженность к коррозии приводит к быстрому износу, росту количества аварий, потерям воды и ухудшению ее качества. На втором этапе мы ставили задачу – довести уровень нормативных потерь в сетях не более 5-10 процентов, а уровень сверхнормативных потерь вовсе ликвидировать, обеспечить установку высокоточных приборов учета воды от водозабора до потребителей. За годы реализации Программы изношенность основных производственных активов снизилась с 80 до 26 процентов, уровень нормативных потерь воды уменьшен до минимума, сокращены аварийные ремонты на объектах.       Третье направление – обустройство зон объектов водоснабжения в соответствии с санитарными нормами, установка на объектах охранной сигнализации и видеонаблюдения (обеспечение безопасности водоснабжения населения согласно мероприятиям по антитеррористической защите объектов). Мы оснастили и оборудовали видеонаблюдением и тревожной сигнализацией 114 объектов водо,- теплоснабжения, на 66  заменено ограждение зон санитарной охраны. В этом году планируется восстановить и отремонтировать за счет собственных средств акционерного общества еще 49 объектов водоснабжения и канализации на 40 железнодорожных пунктах на общую сумму 414 миллионов тенге (итого за 6 лет: 728 объектов на 432 станциях и разъездах).            В связи с открытием второй железнодорожной линии Алматы – Шу также планируем восстановить два объекта водоснабжения на станциях Саз и Жайляу Алматинской области. – Не ограничится ли все рамками Программы «Мөлдір бұлақ», которая, как известно, в этом году уже завершится, ведь в регионах зачастую эти проблемы не решаются годами? – Нет, конечно. Все эти опасения беспочвенны. Мы и впредь будем заниматься обеспечением железнодорожных станций теплом, чистой водой и реализацией других социально значимых проектов. АО «Темiржолсу» проводятся работы с акиматами регионов по объектам водоснабжения, переданных в начале 2000 годов в их коммунальную собственность на 306 станциях и разъездах. На 45 железнодорожных станциях и разъездах существуют проблемы обеспечения водой, в основном, в Актюбинском, Костанайском, Карагандинском, Кызылординском регионах. На некоторых разъездах система водоснабжения не работала по нескольку лет, железнодорожники и члены их семей вынуждены были употреблять воду из неизвестных водоисточников. Так, в Актюбинской области на 24 железнодорожных станциях участка Жем – Саксаульск состояние систем водоснабжения крайне неудовлетворительное, питьевая вода не соответствует требованиям СанПиН. На многих участках воду получают по графику не более одного часа в сутки. На сегодняшний день объекты водоснабжения отремонтированы на четырех станциях, на двух ведутся строительно-монтажные работы, проведена оценка запасов воды на семи станциях и разрабатывается проектно-сметная документация на ремонт объектов водоснабжения четырех станций и разъездов. В Акмолинской области две станции также остаются без надлежащего водоснабжения. Жителям станции Тастак питьевая вода вовсе не подавалась. Из 17,5 километра водовода 2,5 километра сетей демонтированы. Сейчас организовали населению привозную воду. АО «Темiржолсу» также занимается модернизацией  котельного хозяйства,  оснащением котельных котлами-горелками современных технологий, в газифицированных регионах котлы переводят на газовое отопление. В рамках инвестиционного плана компании, в 2014 году в экспериментальном порядке на котельной станции Жанаауыл установили высокотемпературную водогрейную печь «Веста-Плюс» отечественного производства. Экономия топлива на уровне 39 процентов, низкие выбросы вредных веществ позволили дополнительно приобрести и ввести в эксплуатацию еще два котла – на станциях Караганда-Сортировочная и Мойынты.  В котельных западного региона внедрены модифицированные газовые горелки украинского производства, позволяющие сэкономить до 15 процентов газа. За один отопительный период можно будет сэкономить порядка 290,1 тысячи метров кубических газа на сумму 3,5 миллиона тенге. В этом году планируем произвести модернизацию семи котельных на твердом топливе, заменив 16 старых котлов на котлы длительного горения. Это позволит сэкономить твердое топливо порядка до 30 процентов, уменьшить вредные выбросы в атмосферу, что приведет к снижению нормативных платежей по экологии, сэкономив более 12 миллионов тенге. Модернизацию котельного хозяйства мы продолжим и в будущем.  В течение последних лет 80 процентов обычных ламп накаливания заменены на светодиодные, при этом  потребление электроэнергии на эти цели снизилось в два раза. Экономический эффект – 5,9 миллиона тенге в год. Также мы заменили электродвигатели на новые модели, работающие в автоматическом режиме  по фактической нагрузке, в течение года экономия – 5,4 миллиона тенге.

Карлыгаш ТУЛЕГЕНОВА

Жүк тасымалы
26.04.2024
Қазақстан, Ресей және Қытай жаңа көлік хабын құруда
Жаңалықтар
26.04.2024
ҚТЖ Дүниежүзілік еңбекті қорғау күнін атап өтеді
Станция тынысы
26.04.2024
Озық технология тиімділігі
Аймақтар
26.04.2024
Теміржол – жас буын көзімен
Қауіпсіздік
26.04.2024
Еңбекті қорғау апталығы өтіп жатыр
Жаңалықтар
26.04.2024
Электровоз құрастыру зауыты биыл 145 локомотив өндірмек
Жаңалықтар
26.04.2024
ҚТЖ: қоғамдық тыңдау өтті
Жаңалықтар
26.04.2024
Теміржолшылар «Қазақтың Ахаңы» атты бейнеролик түсірді
Аймақтар
26.04.2024
Модульдік үй-жайлар теміржолшылар игілігіне қызмет етуде
Жаңалықтар / Мұрағат
26.04.2024
«Қазақстан теміржолшысы» газеті, №36 26 сәуір 2024 жыл
Жаңалықтар
25.04.2024
Қазақстан трансауған темір жол құрылысына қатысуға дайын
Спорт
25.04.2024
Маңғыстауда еңбекті қорғау күніне орай турнир өтті
Станция тынысы
25.04.2024
Су басу: қауіптің беті қайтты
Әлеумет
25.04.2024
Теміржолшылар ҰОС ардагеріне шипажайға жолдама сыйлады
Қауіпсіздік
25.04.2024
Ақау тапқан вагон қараушы марапатқа ұсынылды
Аймақтар
25.04.2024
Ақтөбедегі теміржолшылар музейі тұтас бір дәуірді көз алдыңа әкеледі
Жаңалықтар
25.04.2024
ҚТЖ локомотивтерін жазғы тасымалға дайындауда
Жолаушылар тасымалы
24.04.2024
ҚТЖ жолаушыларға сапарларын алдын ала жоспарлауды ұсынады
Жаңалықтар
24.04.2024
Салалық жоғары оқу орындары мен колледждердің оқытушылары ҚТЖ-да біліктілігін арттырды
Цифрландыру
24.04.2024
Көлік министрлігінде теміржол саласын цифрландыру мәселесі қаралды