Стратегия АО «НК«Қазақстан темір жолы» - экспорт услуг на глобальный рынок

Жаңалықтар
04.08.2017, 13:30
  В  предстоящее воскресенье работники транспорта  отмечают свой профессиональный праздник. Этот год является юбилейным для акционерного общества «Национальная компания «Қазақстантеміржолы» - 20 лет с момента создания компании.В преддверии праздника мы попросили президента акционерного общества «Национальная компания «Қазақстантеміржолы» Каната АЛПЫСБАЕВА рассказать об основных достижениях и дальнейших планах развития компании.   - Канат Калиевич, с какими результатами и планами АО «НК «ҚТЖ»встречает День работников транспорта? - В этом году вследствие роста товарооборота со странами – торговыми партнерами Казахстана, а также благодаря мерам, принятым Правительством РК по стимулированию экономического роста, произошел перелом негативного тренда снижения объемов перевозок. По итогам первого полугодия 2017 года грузооборот к уровню аналогичного периода 2016 года вырос на 11%. Выросли объемы перевозок угля, железной руды, лома, строительных грузов, нефтепродуктов и удобрений во всех видах сообщений. Рост физического объема перевозок этих традиционных грузов отражает оживление экономики страны. В то же время, перспективы роста АО «НК «ҚТЖ» связывает не с традиционными перевозками этих массовых грузов, а со стратегией продвижения транспортно-логистических продуктов на глобальный рынок перевозок, что обеспечивает диверсификацию продуктовой линейки и клиентской базы и полностью соответствует стратегическому вектору экономической политики Правительства по диверсификации экономики, увеличению доли несырьевого экспорта Казахстана. Это обусловлено низкой доходностью перевозок традиционных массовых грузов,а также долгосрочным трендом снижения объемов потребления угля в связи с расширением доли «зеленой» экономики. На страновом уровне Главой государства выдвинуты инициативы по становлению Казахстана деловым и логистическим хабом и возрождению Шелкового пути, а также принято решение о формировании на базе АО «НК «ҚТЖ» транспортно-логистической компании международного уровня с передачей ей инфраструктуры всех видов транспорта. В соответствии с поручениями Главы государства выделены средства на форсированное развитие транспортно-логистического комплекса Казахстана, с учетом открывающегося «окна возможностей» в рамках инициативы Китая «Один пояс – один путь» и стремления других стран закрепить позиции на рынке перевозок между крупнейшими полюсами экономики на евразийском континенте. Ежегодный двукратный рост транзитных контейнерных перевозок в сообщении Китай-Европа-Китай, которые в этом году достигнут более 200 тысяч контейнеров, подтверждает правильность принятых решений. С учетом перспектив экспорта казахстанских транспортно-логистических услуг на глобальный рынок, в послании Главы государства «Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность» поставлена задача по росту объемов транзитных перевозок в 7 раз - до 2 миллионов контейнеров к 2020 году. - Как Вы собираетесь достичь поставленных целей? -Для этого Компания в альянсе с глобальными и локальными участниками рынка развивает международные транспортно-логистические маршруты: из Китая в Европу через территорию Казахстана, России и Беларуси (Северный ТАЖМ), из Китая в Европу через Каспий, Азербайджан, Грузию и Турцию (ТМТМ), из Китая в Центральную Азию и страны Персидского залива, коридор «Север-Юг». Работая в 17 провинциях Китая, Вьетнаме, Корее, странах Европы и Персидского залива, компания активно продвигает сервис скоростных контейнерных поездов. В дополнение к успешно функционирующим регулярным контейнерным поездам в сообщениях Европа - Азия осваиваются новые маршруты в сообщениях между Китаем, Ираном, Великобританией и Турцией через Казахстан. Клиентам нужна цельная интегрированная услуга от пункта отправления до пункта назначения. Это диктует необходимость кооперации всех участников рынка вдоль транзитных маршрутов: владельцев магистральных и терминальных инфраструктур, перевозчиков разных видов транспорта и логистических операторов. Поэтому АО «НК «ҚТЖ», объединяющее инфраструктуру всех видов транспорта в Казахстане, выступает инициатором формирования международных бизнес-альянсов и интеграционных объединений всех заинтересованных сторон на трансконтинентальных мультимодальных коридорах. Для развития Северного Трансазиатского маршрута, проходящего через территорию Казахстана, России и Беларуси, был сформирован бизнес-альянс трех железнодорожных компаний - Объединенная транспортно-логистическая компания (ОТЛК). С 2014 года ОТЛК обеспечивает предоставление интегрированной услуги, основанной на принципах «одного окна», единой технологии, стандартах качества и ценовой политике, что в свою очередь позволяет эффективно конкурировать с другими транспортными коридорами. Цель АО «ОТЛК» - переориентация контейнерных грузопотоков в коридоре Азия-Европа от иностранных морских перевозчиков на инфраструктуру ЕАЭС, обеспечив рост объемов перевозок до 800 тыс. контейнеров в год к 2020 году. Взаимовыгодное коммерческое и технологическое сотрудничество позволяет АО «ОТЛК» демонстрировать высокую динамику роста объемов перевозок и способствовать реализации транзитного потенциала  Казахстана. Этот стратегический альянс является ключевым элементом процесса сопряжения евразийской экономической интеграции и Экономического пояса Шелкового пути. По инициативе Казахстана в 2014 году был создан Координационный комитет по развитию Транскаспийского международного транспортного маршрута (ТМТМ), объединяющий участников рынка Казахстана, Азербайджана, Грузии, Турции, стран Восточной Европы и Украины. Основными направлениями деятельности Координационного комитета ТМТМ являются развитие интегрированного логистического сервиса и контейнерных поездов, единой технологии организации мультимодальных перевозок, применение конкурентоспособных тарифов по всей цепи маршрута. Запланированный до конца года ввод в эксплуатацию нового железнодорожного участка Карс – Ахалкалаки на границе между Турцией и Грузией откроет новые перспективы по увеличению транзитных перевозок по данному маршруту. Кроме того, для оказания сервиса и услуг одного окна создан консорциум логистических провайдеров вовлеченных стран, сформирован контейнерный сервис «Nomad Express» из Китая в Турцию. Проведена работа по привлечению новых участников и продлению коридора с включением в него транспортной сети Украины и формированием на нем целостного транспортного сервиса. Аналогичная координационная работа по наращиванию транзитных перевозок ведется по коридору «Север-Юг», проходящему через территории России,Казахстана, Туркменистана и Ирана. Успешное функционирование транснациональных коридоров, проходящих через территорию Казахстана, стало возможным благодаря опережающему развитию транспортно-логистической инфраструктуры и передаче под управление АО «НК «ҚТЖ» инфраструктуры всех видов транспорта. Развитие инфраструктуры Казахстана в рамках коридоров «Восток-Запад», начиная с нового пограничного перехода с Китаем и железнодорожной линии Жетыген-Алтынколь, СЭЗ «Хоргос – Восточные Ворота» с Сухим портом, расширение пропускной способности транзитного участка Алматы–Шу, строительство новой железнодорожной линии Жезказган-Бейнеу, инфраструктуры нового порта Курык и линии Боржакты–Ерсай, расширение порта Актау, завершение строительства казахстанского участка автомагистрали «Западная Европа – Западный Китай» позволило оптимизировать логистику внутренних и экспортных грузопотоков и повысить привлекательность казахстанских маршрутов в трансконтинентальных перевозках. Ввод в строй новой железнодорожной линии Узень-Болашак-Берекет-Горган, проходящей через территории Казахстана, Туркменистана и Ирана, открыл новый коридор «Север-Юг» от Баренцева и Балтийского морей до Персидского залива и Индийского океана, опередив альтернативный проект коридора «Север-Юг» по западному побережью Каспийского моря через территорию Азербайджана.          Инвестиции в ключевые сегменты инфраструктуры повышают спрос на действующую инфраструктуру транспортных коридоров, при этом он превышает первоначальные ожидания. Так, за неполные 3 года эксплуатации по новым железнодорожным линиям Жезказган – Бейнеу и Аркалык – Шубарколь пропущено 30,1 млн. тонн грузов при плане согласно ТЭО в 12 млн. тонн на 5-й год эксплуатации.За полгода после ввода в строй первой фазы железнодорожного паромного комплекса порта Курыкуже перевалено 543 тыс. тонн грузов. Для привлечения транспортных потоков на казахстанскую транспортную инфраструктуру во внутреннем и трансконтинентальном сообщениях развивается опорная сеть транспортно-логистических центров в пунктах зарождения, консолидации и дистрибуции грузопотоков на территории Казахстана и стран Евразийского континента. В 2014 году начал работу первый логистический терминал внешней сети в китайском порту Ляньюньган. Он является основным пунктом консолидации грузопотоков в/из Казахстана и ключевым транзитным портом по перевалке грузов в/из стран Центральной, Юго-Восточной Азии, а также внутренних портов Китая. В рамках формирования внешней опорной сети ТЛЦ в 1 полугодии было создано совместное с иранскими партнерами предприятие для строительства терминала в порту Бандер-Аббас (Иран), до конца года совместно с российской девелоперской компанией COALCO будет создано предприятие для строительства Сухого порта в Московской области. Стратегическим узлом опорной сети ТЛЦ является Сухой порт на территории СЭЗ «Хоргос – Восточные ворота» на казахстанско-китайской границе, в котором сходятся магистральные железнодорожные и автомобильные сети Казахстана и Китая. За 6 месяцев текущего года в Сухом порту СЭЗ «Хоргос-Восточные ворота» обработано 81,7 тыс. контейнеров, что в 3,5 раза выше аналогичного периода прошлого года. Вхождение в акционерный капитал Сухого порта крупнейшей морской шипинговой компании COSCO и порта Ляньюньган позволит интегрироваться в глобальные логистические цепочки и привлечь дополнительные контейнерные потоки. Строительство инфраструктуры СЭЗ «Хоргос – Восточные ворота» было завершено в 2016 году. С учетом географического положения, качества инфраструктуры и благоприятных экономических условий СЭЗ обладает огромным потенциалом для привлечения инвестиций и развития производства. В крупных городах Казахстана также разворачивается сеть ТЛЦ для обслуживания внутренних и международных товаропотоков. Для обеспечения высоких стандартов логистического сервиса в новые ТЛЦ Казахстана интегрируются зоны таможенного оформления в соответствии с Дорожной картой Правительства совместно с Комитетом государственных доходов. Обеспечение потребностей экономики в качественных транспортно-логистических услугах требует развития не только инфраструктуры, но и подвижного состава. Поэтому АО «НК «КТЖ» были инвестированы значительные средства в обновление парка локомотивов, грузовых и пассажирских вагонов. С приобретением 4 морских сухогрузов и созданием совместного с азербайджанскими партнерами предприятия освоена компетенция и организованы перевозки в морском сегменте транспортного коридора ТМТМ, интегрированные с услугами перевозок грузов железнодорожным транспортом и перевалкой в портах Курык и Актау. В рамках государственной программы «Нұрлыжол»мы продолжаем развитие пассажирской логистической инфраструктуры. В преддверии ЭКСПО-2017 запущен новый терминал столичного аэропорта общей площадью 47 тысяч кв. метров, включающий международный пассажирский и VIP терминалы, и введен в эксплуатацию новый железнодорожный вокзальный комплекс «Нұрлыжол», не имеющий аналогов в странах СНГ и являющийся одним из самых современных железнодорожных вокзалов. Новые объекты построены и оборудованы по самым современным технологиям и соответствуют наивысшим стандартам безопасности, экологичности и удобства для пассажиров.          Развитие транспортно-логистического комплекса позволило повысить индекс логистического климата LogisticsPerformanceIndexКазахстана. В целях улучшения позиции в международном рейтинге «DoingBusiness» по индикатору «Международная торговля», оцениваемому по простоте и скорости организации перевозок экспортных грузов, АО «НК «ҚТЖ» проводится работа по оптимизации технологических процессов, организации интегрированных услуг по принципу «одного окна», приводящее к сокращению времени организации отправки одиночного экспортного контейнера с 28 часов до 16-18 часов (на 35%). Кроме того, благодаря изменению технологии, время движения контейнеров в составе поездов значительно оптимизировано. -  Понятно, что развитие инфраструктуры является необходимым условием развития транзитного потенциала. Однако вы конкурируете за транзит с другими маршрутами и видами транспорта. Что делается для повышения привлекательности транспортных коридоров через территорию Казахстана? - Ужесточение конкуренции на глобальном рынке переносит требования по повышению качества и эффективности логистических сервисов не только в транзитном сообщении, но и при внутренних и экспортно-импортных перевозках, поскольку наши казахстанские клиенты также конкурируют с другими участниками рынка. Поэтому мы занимаемся развитием технологий и внедрением инноваций в корпоративные процессы управления, бизнес-процессы организации и осуществления перевозок, содержания и обслуживания производственных активов с учетом современных требований «умной» экономики. На сегодняшний день нами внедрены новые технологические платформы: система MULTIRAIL, автоматизированные системы управления «Договорная и коммерческая работа» и «Энергодиспетчерская тяга».          Система MULTIRAIL за счет автоматизации процессов планирования и нормирования грузоперевозок обеспечивает отправление поездов по твердым расписаниям, что позволяет увеличить показатели маршрутной скорости, производительности подвижного состава, а оборот и простой грузовых вагонов минимизировать. Ввод в эксплуатацию АСУ «Договорная и коммерческая работа» позволил оптимизировать работу с клиентами. Система обеспечивает для клиентов доступ из любой точки мира через интернет по принципу «одного электронного окна». В результате автоматизации процессов срок обработки сокращен с 3-х дней до 3 минут и исключен человеческий фактор при обработке и удовлетворении заявок. Автоматизированная система управления по учету расхода дизельного топлива и электроэнергии - АСУ «Энергодиспетчерская» обеспечивает контроль учета и оптимизацию расхода энергоресурсов, сбор сведений и анализ топливного баланса, и оптимизирует существующий бумажный документооборот. В целях реализации Послания Президента Республики Казахстан Н.Назарбаева народу Казахстана «Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность» в рамках ускоренной технологической модернизации и принятия отдельной программы «Цифровой Казахстан» АО «НК «ҚТЖ» был инициирован проект-стратегии «Цифровая железная дорога»,  в рамках которой планируется реализация проектов, направленных на поддержку основных бизнес-блоков компании в достижении их ключевых целей, в частности: - система управления взаимоотношениями с клиентами (CRM) (создание единой базы клиентов, увеличение количества лояльных клиентов, снижение операционных расходов, в рамках отслеживания договоров); - система управления мультимодальными перевозками (SCM) (полный цикл всей поставки, оптимизация подбора видов транспорта с учетом особенностей груза и отслеживание перевозок в реальном времени); - система управления интермодальным терминалом (TOS) (повышение пропускной способности терминалов и коэффициента использования вагонов, контроль над контейнерами в режиме реального времени и сокращение простоев контейнерного парка); - внедрение автоматизированной системы для разработки прогнозных (вариантных) графиков движения поездов (РП ГДП) (обеспечение повышения маршрутной скорости на 0,3%, повышение точности планирования, выполнения графика движения, в том числе различной глубины планирования (от 20 суток до 3 часов); - центр управления движением поездов (централизованное управление всей железнодорожной сетью РК (739 станций) и контроль движением поездов в режиме реального времени из города Астана и трех региональных постов (запад-Актобе, юго-восток - Алматы, север - Астана); - внедрение (тиражирование) АСУ «Магистраль» (обслуживание путевого хозяйства по фактическому состоянию элементов верхнего строения пути и организация покомпонентного ремонта пути.Сокращение критических поломок, приводящих к задержкам и авариям, затрат на техническое обслуживание и ремонт, что позволит увеличить срок службы инфраструктуры; увеличение пропускной способности); - внедрение интегрированной системы планирования, обеспечивающей детальное производственно-финансовое моделирование и оптимизацию всей совокупности технологических операций, необходимых производственных активов и ресурсов для их выполнения в рамках обеспечения прогнозируемых объемов перевозок; - цифровой вокзал (организация технологии аудио-визуального информирования пассажиров о прибытии/отправлении поездов, получение пассажирами справочной информации, а также отображение любой рекламной текстовой, графической, видео и голосовой информации); - интернет в пассажирских поездах (улучшение качества услуг пассажиров и расширение портфеля услуг; предоставление доступа к сети Интернет и спутниковому ТВ); - организация сети LTE-R вдоль железной дороги (создание среды высокоскоростной беспроводной передачи данных на всей протяженности железных дорог Казахстана. Создание условий для внедрения Интернет вещей, роботизации и мобильных приложений, системы интервального регулирования движения поездов на базе радиоканала. Голосовые вызовы: технологическая радиосвязь, ремонтно-технологическая радиосвязь, маневровая и пр.). В результате ожидается кардинальный рост показателей эффективности производственных процессов на основе современных технологических платформ. - ҚТЖ расширяет географию скоростных пассажирских поездов, сформированных из вагонов «Тұлпар-Тальго». Каковы планы по дальнейшему развитию пассажирских перевозок? Что предпринимается для повышения качества обслуживания пассажиров?    - Всего за 5 лет мы связали все крупные города Казахстана сетью скоростных пассажирских маршрутов, по которым курсируют современные пассажирские вагоны, произведенные отечественным заводом  «ТұлпарТальго». Основным преимуществом скоростных поездов является значительно меньшее время в пути следования пассажиров, которое сокращено в 1,2-1,5 раза. С конца прошлого года ведется работа по замене действующих составов новыми более комфортабельными вагонами. До 2022 года планируется ввести новые составы из вагонов «Тұлпар-Тальго» с широким кузовом по 6 маршрутам. Для повышения качества обслуживания пассажиров ведется работа по расширению спектра предлагаемых сервисных услуг. Так, в настоящее время внедряются новые единые стандарты питания в пассажирских поездах «Тұлпар-Тальго», разрабатывается единство стандарта для поездных бригад, предусматривающего требования к внешнему виду, форменной одежде, приветствию пассажиров, подготовке салона, оснащению, посадке/высадке пассажиров, информированию пассажиров и др. Для повышения качества сервиса в поездах организовано обучение сотрудников АО «НК «ҚТЖ» с учетом практики, применяемой в «Эйр Астана». Компанией утверждена Концепция развития вокзалов, в соответствии с которой к единому стандарту приводятся внешний и внутренний вид и обустройство зданий, проводится работа по упорядочению коммерческой деятельности на территории вокзалов.   - Что бы Вы хотели пожелать  работникам транспортной отрасли накануне праздника? - В День работников транспорта хочу выразить глубокую благодарность за преданность профессии, патриотизм, настойчивость в решении поставленных задач всем коллегам. Своим каждодневным трудом, энергичностью и профессионализмом они вносят достойный вклад в развитие не только отрасли, но и всей экономики Казахстана. Желаю всем успехов в работе, новых профессиональных свершений и крепкого здоровья!

Беседовала Лейла КАМБАРОВА 

Казахстанская правда, 

3 августа 2017 г. 

Жаңалықтар
25.11.2024
ҚТЖ Хорватия серіктестерімен байланысты нығайтады
Жаңалықтар
25.11.2024
Белгісіз біреулер Көкпекті – Нұра аралығындағы жолдан бекітпе болттарды ұрлап кеткен
Аймақтар
25.11.2024
Ардагерлер алғысқа бөленді
Әлемде
25.11.2024
Alstom Израильге электровоздарды жеткізуді аяқтады
Спорт
25.11.2024
ҚТЖ құрамасы – чемпион!
Жаңалықтар
25.11.2024
Транскаспий дәлізі: Бакуден Сианға алғашқы контейнерлік пойыз жөнелтілді
Жаңалықтар
25.11.2024
Астана станциясының сигналшыларына жаңа қызметтік үй-жай берілді
ҚТЖ келбеті
25.11.2024
Теміржолшы Темірзақ жайлы бір үзік сыр
Инфрақұрылым
25.11.2024
Өткелдер қауіпсіздігі маңызды
Жаңалықтар
22.11.2024
ҚТЖ Бескөл депосында дизель отынының ұрланғанын анықтады
Жаңалықтар
22.11.2024
Ақмола бөлімшесі инфрақұрылымды жаңартуды және инновацияларды енгізуді жалғастыруда
Жүк тасымалы
22.11.2024
Қостанай ЖТ бөлімшесі қараша айында 2 359 вагон астық тиеді
ҚТЖ келбеті
22.11.2024
Жол монтерлерінің бір күні
Қауіпсіздік
22.11.2024
Жамбыл өңірінде қыста да қараусыз мал тиылмайды
Аймақтар
22.11.2024
«Syrmaq Fest»: Маңғыстаулық теміржолшы қолөнер көрмесін ұйымдастырды
Қауіпсіздік
22.11.2024
Шымкент станциясында өндіріс жарақатының алдын алу шарасы өтті
Әлеумет
22.11.2024
Күзет қызметкерлеріне көрсетілетін қолдау көп
Жаңалықтар
22.11.2024
Кәсіподақ сарапшылары құзыретін арттырды
Цифрландыру
22.11.2024
ІТ тақырыбына арналған білім сайысы өтті
Жаңалықтар / Мұрағат
22.11.2024
«Қазақстан теміржолшысы» газеті, №99 22 қараша 2024 жыл