Светлый путь «стальных ящиков»
Жаңалықтар
30.01.2018, 10:58
Высокая конкуренция на рынке международных грузоперевозок, в том числе в сфере железнодорожных транспортных услуг, предполагает такой же уровень рационализации процессов обработки и доставки грузов. Именно этим объясняется активное развитие контейнерных перевозок в сегменте казахстанской железной дороги.
Вряд ли американец Малкольм Маклин – отец-основатель контейнерных перевозок – предполагал, что спустя почти век после появления его детища практически весь торговый мир будет пользоваться плодом его изобретения – грузовыми контейнерами. Сидя за расчетами, простой водитель и владелец небольшой транспортной компании полагал, что его идеей в первую очередь воспользуются морские и автомобильные перевозчики товаров. Однако стремительное развитие во всем мире железнодорожного транспорта внес свои коррективы в его прогнозы.
Благо, изобретатель своевременно позаботился о стандартизации контейнеров, дальновидно полагая, что единый стандарт даст дополнительный толчок развитию отрасли. Это позволило «большим стальным ящикам», как прозвали контейнеры сами американцы, стать универсальным средством доставки грузов, позволяющим выполнять доставку товаров в контейнерах от отправителя к получателю и, тем самым, значительно сократить объем промежуточных погрузочно-разгрузочных работ. Сегодня большинство грузов в международных направлениях доставляются в точку назначения именно в контейнерах.
Контейнерная индустрия обслуживает практически все сферы мировой торговли: автомобильную, горнодобывающую, нефтегазовую, химическую и пищевую отрасли, а также отрасль розничной торговли. Данные исследований показывают, что ключевым клиентом контейнерных перевозчиков является автомобильная промышленность: в прошлом году она обеспечила 20% спроса на услуги контейнерных перевозчиков. При этом аналитики ожидают значительный рост спроса на контейнерные перевозки и со стороны предприятий горнодобывающей промышленности.
Специалисты прогнозируют, что рынок контейнерных перевозок в АТР продолжит расти и сохранит свое безусловное лидерство. Тем не менее, рост спроса со стороны предприятий нефтегазовой и химической промышленности обусловит ускорение роста рынка также на Ближнем Востоке и в Африке.
Одним словом, рынок контейнерных грузоперевозок во всем мире развивается стремительно и эффективно. И Казахстан, благодаря своему географическому положению, должен извлечь максимальную выгоду для своей экономики от этой всеобщей тенденции.
Благодаря реализации целого ряда комплексных мер, наша страна в лице АО «НК «ҚТЖ» не только смогла сохранить темпы роста транзитных контейнерных перевозок, но и открыть новые их перспективные направления. В частности, в прошлом году в направлении Китай – Европа и обратно объем вырос почти в 2 раза –105 тыс. в 2016 году и 201 тыс. ДФЭ (двадцатифутовый эквивалент – условная единица измерения вместимости грузовых транспортных средств – ред.).
Налажены регулярные отправки по Транскаспийскому международному транспортному маршруту (ТМТМ), а именно контейнерные отправки из китайского порта Ляньюнган через станцию Алтынколь и порт Актау в Турцию, также наблюдается бурный рост контейнерных перевозок зерна из Казахстана в Турцию через порт Актау и введенный в эксплуатацию в ноябре прошлого года железнодорожный погранпереход между Грузией и Турцией Карс-Ахалкалаки.
В конце ноября прошлого года также были отправлены контейнеры из Синцзян (Уйгурского автономного района Китая) транзитом по территории Казахстана и Каспийское море, Азербайджан, откуда по железной дороге груз был доставлен в Тбилиси.
Идея этого маршрута существовала очень давно. Китайцы часто показывают его на неофициальных картах китайского проекта «Экономический пояс Шелкового пути» по созданию логистических систем, которые связывают запад Китая и Европу. Этот маршрут позволил осуществить прямые перевозки до южных и западных портов Турции и обеспечить выход в Средиземное море.
В декабре прошлого года со станции Атбасар Акмолинского отделения грузовых перевозок в китайский город Сиань отправился первый контейнерный состав с тарированным зерном нового урожая, доставивший в пункт назначения 82 контейнера с казахстанским хлебом. Благодаря сокращению продолжительности стоянок в пути следования, груз был довезен в кратчайшие сроки.
Еще одним заметным явлением в плане открытия новых направлений стал контейнерный поезд по направлению Китай – Казахстан – Туркменистан – Иран протяженностью более 10 тысяч километров и сроком доставки 14 дней. При этом, в рамках церемонии отправки поезда из Китая между АО «НК «Қазақстан темір жолы» и китайской компанией «Hunan Xiangou Express Co., Ltd.» было подписано Соглашение о сотрудничестве по развитию регулярного железнодорожного в этом направлении. В декабре прошлого года по данному маршруту было отправлено 3 контейнерных поезда.
Однако, почивать на лаврах отечественным железнодорожникам вряд ли получится. С ростом объемов торговли растет и конкуренция между перевозчиками. Именно поэтому вопросам обеспечения контейнерными активами в транзитных перевозках в АО «НК «ҚТЖ» уделяется усиленное внимание. Иначе придется столкнуться с сопутствующими проблемами. Какими именно?
По мнению председателя правления Евразийского банка развития (ЕБР) Дмитрия Панкина, которое он озвучил в интервью в сентябре 2017 года каналу «Atameken Business Channel», через два года Казахстан начнет испытывать дефицит мощностей по обработке контейнеров. По его мнению, существующий на данный момент резерв будет исчерпан, и страна может столкнуться с проблемой обработки в полном объеме возрастающего грузопотока из Китая. Нынешние отечественные мощности по обработке контейнеров способны обработать порядка 400 тысяч ДФЭ в год, в настоящее время перерабатывается около 180 тысяч, при этом прирост объемов обработки каждый год удваивается. Таким образом, через пару лет существующий резерв мощностей по обработке контейнеров будет исчерпан, считает представитель ЕБР.
С учетом вышеназванных реалий, в АО «НК «ҚТЖ» активно ведутся работы по модернизации существующей транспортной инфраструктуры, и его первые итоги позволили стране подняться сразу на 11 пунктов и занять 77 место в международном рейтинге эффективности логистики LPI Всемирного Банка.
В настоящее время в направлении Китай – Европа и обратно по территории Казахстана проходит более 250 контейнерных поездов по 17 направлениям, при этом объем транзита по сравнению с 2011 годом вырос более чем в 100 раз. А это значит, что уже в ближайшее время рынок международных грузоперевозок, в том числе в сфере контейнерных транспортных услуг, будет во многом определять пульс всей железнодорожной отрасли. И к этим переменам мы должны быть готовы.
Аяжан Газизова
Инфрақұрылым
26.12.2025
Ақтөбе-2 станциясы жаңғыртуды қажет етеді
Қауіпсіздік
26.12.2025
Әдістемелік сабақ өтті
Жаңалықтар
26.12.2025
Зейнеткерлер марапатталды
Жаңалықтар / Мұрағат
26.12.2025
Қазақстан теміржолшысы газеті, №108 26 желтоқсан 2025 жыл
Спорт
25.12.2025
Алаңда ардагерлер бақ сынады
Аймақтар
25.12.2025
Үздіктер анықталды
Жаңалықтар
25.12.2025
Қытай — Қырғызстан — Өзбекстан желісінің құрылысын қаржыландыру тәртібі анықталды
Жаңалықтар
25.12.2025
Жұмысшы мамандықтары жылында 80 мыңнан астам ҚТЖ қызметкері марапатталды
Спорт
25.12.2025
Адал достықтың үлгісін көрсетті
Әлемде
24.12.2025
Ташкент пен Қазан арасындағы пандемияға байланысты үзілген теміржол қатынасы қайта жанданды
Жаңалықтар
24.12.2025
ҚТЖ «Таза Қазақстан» акциясы аясында қалдықтарды азайту жөніндегі іс-шараларды іске асырады
Жаңалықтар
24.12.2025
Теміржол саласындағы 2025 жылдың негізгі оқиғалары
Әлеумет
24.12.2025
ҚТЖ ардагерлері Жаңа жыл қарсаңында спорттық рухтарын көрсетті
Жаңалықтар
24.12.2025
Олжас Бектенов пен Alstom теміржол өндірісін талқылады
Инфрақұрылым
23.12.2025
Вокзал құрылысы бақылауда
Жаңалықтар
23.12.2025
«Қауіпсіздік білгірлері» байқауының жеңімпаздары анықталды
Жаңалықтар
23.12.2025
Жетістіктер сараланды
Сұхбат
23.12.2025
Қауіпсіздікті сақтауда тәртіп қажет
ҚТЖ келбеті
23.12.2025
ҚТЖ – жүлделер көшбасшысы
Аймақтар
23.12.2025
Вагондарды жөндеу сапасы сөз болды