Светлый путь «стальных ящиков»
Жаңалықтар
30.01.2018, 10:58

Высокая конкуренция на рынке международных грузоперевозок, в том числе в сфере железнодорожных транспортных услуг, предполагает такой же уровень рационализации процессов обработки и доставки грузов. Именно этим объясняется активное развитие контейнерных перевозок в сегменте казахстанской железной дороги.
Вряд ли американец Малкольм Маклин – отец-основатель контейнерных перевозок – предполагал, что спустя почти век после появления его детища практически весь торговый мир будет пользоваться плодом его изобретения – грузовыми контейнерами. Сидя за расчетами, простой водитель и владелец небольшой транспортной компании полагал, что его идеей в первую очередь воспользуются морские и автомобильные перевозчики товаров. Однако стремительное развитие во всем мире железнодорожного транспорта внес свои коррективы в его прогнозы.
Благо, изобретатель своевременно позаботился о стандартизации контейнеров, дальновидно полагая, что единый стандарт даст дополнительный толчок развитию отрасли. Это позволило «большим стальным ящикам», как прозвали контейнеры сами американцы, стать универсальным средством доставки грузов, позволяющим выполнять доставку товаров в контейнерах от отправителя к получателю и, тем самым, значительно сократить объем промежуточных погрузочно-разгрузочных работ. Сегодня большинство грузов в международных направлениях доставляются в точку назначения именно в контейнерах.
Контейнерная индустрия обслуживает практически все сферы мировой торговли: автомобильную, горнодобывающую, нефтегазовую, химическую и пищевую отрасли, а также отрасль розничной торговли. Данные исследований показывают, что ключевым клиентом контейнерных перевозчиков является автомобильная промышленность: в прошлом году она обеспечила 20% спроса на услуги контейнерных перевозчиков. При этом аналитики ожидают значительный рост спроса на контейнерные перевозки и со стороны предприятий горнодобывающей промышленности.
Специалисты прогнозируют, что рынок контейнерных перевозок в АТР продолжит расти и сохранит свое безусловное лидерство. Тем не менее, рост спроса со стороны предприятий нефтегазовой и химической промышленности обусловит ускорение роста рынка также на Ближнем Востоке и в Африке.
Одним словом, рынок контейнерных грузоперевозок во всем мире развивается стремительно и эффективно. И Казахстан, благодаря своему географическому положению, должен извлечь максимальную выгоду для своей экономики от этой всеобщей тенденции.
Благодаря реализации целого ряда комплексных мер, наша страна в лице АО «НК «ҚТЖ» не только смогла сохранить темпы роста транзитных контейнерных перевозок, но и открыть новые их перспективные направления. В частности, в прошлом году в направлении Китай – Европа и обратно объем вырос почти в 2 раза –105 тыс. в 2016 году и 201 тыс. ДФЭ (двадцатифутовый эквивалент – условная единица измерения вместимости грузовых транспортных средств – ред.).
Налажены регулярные отправки по Транскаспийскому международному транспортному маршруту (ТМТМ), а именно контейнерные отправки из китайского порта Ляньюнган через станцию Алтынколь и порт Актау в Турцию, также наблюдается бурный рост контейнерных перевозок зерна из Казахстана в Турцию через порт Актау и введенный в эксплуатацию в ноябре прошлого года железнодорожный погранпереход между Грузией и Турцией Карс-Ахалкалаки.
В конце ноября прошлого года также были отправлены контейнеры из Синцзян (Уйгурского автономного района Китая) транзитом по территории Казахстана и Каспийское море, Азербайджан, откуда по железной дороге груз был доставлен в Тбилиси.
Идея этого маршрута существовала очень давно. Китайцы часто показывают его на неофициальных картах китайского проекта «Экономический пояс Шелкового пути» по созданию логистических систем, которые связывают запад Китая и Европу. Этот маршрут позволил осуществить прямые перевозки до южных и западных портов Турции и обеспечить выход в Средиземное море.
В декабре прошлого года со станции Атбасар Акмолинского отделения грузовых перевозок в китайский город Сиань отправился первый контейнерный состав с тарированным зерном нового урожая, доставивший в пункт назначения 82 контейнера с казахстанским хлебом. Благодаря сокращению продолжительности стоянок в пути следования, груз был довезен в кратчайшие сроки.
Еще одним заметным явлением в плане открытия новых направлений стал контейнерный поезд по направлению Китай – Казахстан – Туркменистан – Иран протяженностью более 10 тысяч километров и сроком доставки 14 дней. При этом, в рамках церемонии отправки поезда из Китая между АО «НК «Қазақстан темір жолы» и китайской компанией «Hunan Xiangou Express Co., Ltd.» было подписано Соглашение о сотрудничестве по развитию регулярного железнодорожного в этом направлении. В декабре прошлого года по данному маршруту было отправлено 3 контейнерных поезда.
Однако, почивать на лаврах отечественным железнодорожникам вряд ли получится. С ростом объемов торговли растет и конкуренция между перевозчиками. Именно поэтому вопросам обеспечения контейнерными активами в транзитных перевозках в АО «НК «ҚТЖ» уделяется усиленное внимание. Иначе придется столкнуться с сопутствующими проблемами. Какими именно?
По мнению председателя правления Евразийского банка развития (ЕБР) Дмитрия Панкина, которое он озвучил в интервью в сентябре 2017 года каналу «Atameken Business Channel», через два года Казахстан начнет испытывать дефицит мощностей по обработке контейнеров. По его мнению, существующий на данный момент резерв будет исчерпан, и страна может столкнуться с проблемой обработки в полном объеме возрастающего грузопотока из Китая. Нынешние отечественные мощности по обработке контейнеров способны обработать порядка 400 тысяч ДФЭ в год, в настоящее время перерабатывается около 180 тысяч, при этом прирост объемов обработки каждый год удваивается. Таким образом, через пару лет существующий резерв мощностей по обработке контейнеров будет исчерпан, считает представитель ЕБР.
С учетом вышеназванных реалий, в АО «НК «ҚТЖ» активно ведутся работы по модернизации существующей транспортной инфраструктуры, и его первые итоги позволили стране подняться сразу на 11 пунктов и занять 77 место в международном рейтинге эффективности логистики LPI Всемирного Банка.
В настоящее время в направлении Китай – Европа и обратно по территории Казахстана проходит более 250 контейнерных поездов по 17 направлениям, при этом объем транзита по сравнению с 2011 годом вырос более чем в 100 раз. А это значит, что уже в ближайшее время рынок международных грузоперевозок, в том числе в сфере контейнерных транспортных услуг, будет во многом определять пульс всей железнодорожной отрасли. И к этим переменам мы должны быть готовы.
Аяжан Газизова
Жүк тасымалы
11.03.2025
2024 жылы Сиань терминалы транзитті 276 мың тоннаға дейін арттырды
Аймақтар
11.03.2025
Соғыс кезінде теміржол салған атыраулық кейуана 100 жасқа толды
Жолаушылар тасымалы
10.03.2025
Автожолдың жабылуына байланысты 300-ден астам жолаушы пойызбен жеткізілді
Жолаушылар тасымалы
10.03.2025
Қолайсыз ауа-райына байланысты пойыздарда қосымша орындар ұйымдастырылды
Жаңалықтар
10.03.2025
Көлік министрі Екібастұз қаласындағы күрделі жөндеуден өткен теміржол вокзалына барды
Жолаушылар тасымалы
09.03.2025
Еліміздің пойыздарында 8 наурыз мерекесіне орай әйелдерге сыйлықтар табысталды
Жолаушылар тасымалы
08.03.2025
Темір жол саласында 1,6 мыңнан астам әйел жолсерік және касса қызметінде еңбек етеді
ҚТЖ келбеті
08.03.2025
Жауапкершілік жүгі жеңіл емес
ҚТЖ келбеті
08.03.2025
Аина және оның командасы
ҚТЖ келбеті
08.03.2025
Отбасында қалыптасқан қасиет
ҚТЖ келбеті
08.03.2025
Қолөнерші диспетчер
Жүк тасымалы
07.03.2025
"KTZ Express" БАӘ мен Үндістанға газет қағазын жіберді
Спорт
07.03.2025
Локомотившілер топ жарды
ҚТЖ келбеті
07.03.2025
Тағдыр сынағына сынбаған...
ҚТЖ келбеті
07.03.2025
Ең әдемі тауар кассирі
Қауіпсіздік
07.03.2025
Теміржол бойында қараусыз жайылған мал көбейді
Аймақтар
07.03.2025
Айгүлдің тілегі
Аймақтар
07.03.2025
Маңғыстауға қыс кеш келді...
Жаңалықтар / Мұрағат
07.03.2025
Қазақстан теміржолшысы газеті, №17-18 07 наурыз 2025 жыл
Цифрландыру
06.03.2025
Еңбек қауіпсіздігі – жаңа форматта