Дороги независимости: 2,5 тысячи километров за 25 лет!
Жаңалықтар
15.12.2016, 12:00
За годы независимости Казахстан достиг впечатляющих результатов. Под руководством Главы государства проведены масштабные социально-экономические и политические реформы. Это повлекло за собой повышение благосостояния граждан, обеспечение занятости и высокий уровень социального самочувствия казахстанцев. Большим подспорьем в развитии экономики страны стала стальная магистраль, которая соединяла отдаленные уголки нашей необъятной республики с крупными городами, а то и с другими странами.
Между прочим, за четверть века значительно изменилась и сама магистраль. Чем больше экономика страны набирала оборотов, тем больше у нее появлялось возможностей и необходимости усовершенствовать сеть своих дорог, построить соединительные линии для осуществления межрегиональных связей по кратчайшим маршрутам. В рамках решения этой задачи за годы независимости в Казахстане построены новые железные дороги протяженностью 2,5 тысячи километров. Это на порядок больше, чем в других странах СНГ вместе взятых за этот период.Новые железные дороги обеспечили внутренние коммуникации между регионами, увеличили экспортный и транзитный потенциал Казахстана.
Мегапроектами, реализованными в Казахстане за последние 25 лет, которые в народе окрестили «Дорогами независимости», «Дорогами жизни и надежды», стали железнодорожные линииАксу – Дегелен, Хромтау –Алтынсарино, Шар – Усть-Каменогорск,Узень – государственная граница с Туркменистаном, Жетыген – Коргас, Жезказган – Бейнеу, Аркалык – Шубарколь иБоржакты – Ерсай.Это не просто инфраструктурные проекты. За ними стоят огромные капиталовложения государства в развитие экономики регионов, создание новых рабочих мест, обеспечение транспортной доступности для населения.
Первая ласточка независимости
Аксу – Дегелен (187 км) – 1998-2001 годы (Павлодарская область)
В этом году исполнилось ровно 15 лет со дня ввода в эксплуатацию железной дороги Аксу – Дегелен. Это первая железная дорога, построенная после объявления Казахстана независимым государством. В летопись стальной магистрали дорога Аксу – Дегелен вписана золотыми буквами.
Казахстан – единственное государство на всем постсоветском пространстве, которому удалось за два с половиной года построить 184 километра железной дороги, которая связала север страны с восточными регионами. Железнодорожная линия, соединив город Аксу Павлодарской области с городом Дегелен Восточно-Казахстанской, внесла значительные изменения в политический, экономический и социальный облик регионов. Необходимо отметить, что строительство дороги было осуществлено не за счет инвестирования иностранных компаний, а за счет средств республиканского государственного коммерческого предприятия «Қазақстан темір жолы».
Прозванная в народе глашатаем независимости, линия Аксу – Дегелен открыла около тысячи рабочих мест, вдохнула жизнь в умирающие села и деревни, расположенные на всем ее протяжении.Особенно возросла привлекательность республики для Китая, Вьетнама, стран Юго-Восточной Азии. Для России и Европы и вовсе открылась возможность провозить транзитные грузы напрямую.
В экономическом плане за счет сокращения расстояния перевозок между северными и восточными промышленными регионами Республики Казахстан до 600 километров расходы на перевозку грузов в первые годы эксплуатации линии были уменьшены на 15-20%, а в поледующие годы –в 3 раза.
Дорога жизни
Хромтау – Алтынсарино (402,5 км) – 2002-2004 годы (Актюбинская, Костанайская области)
Железная дорога Хромтау – Алтынсарино состыковала напрямую стальными магистральными путями Актюбинскую и Костанайскую области, а также Западный Казахстан с Северным. Глава государства в своей речи на официальном открытии оценил ее значение так: «Эта дорога сократила связь севера и востока с западными регионами страны на две тысячи, а для пассажиров – на полторы тысячи километров, или на 15 часов пути».
Стратегически важной железная дорога была названа, прежде всего, потому, что напрямую соединив север и запад Казахстана, она удешевила транспортировку пшеницы из зерносеющих регионов на международные рынки.Помимо перевозки зерна новая магистраль позволила сократить затраты на перевозку руды и полезных ископаемых из северных и центральных регионов Казахстана в порт Актау, а также осуществлять прямые поставки в западные области республики, не пересекая границы страны.
Для обслуживания дороги РГП «ҚТЖ» открыто дополнительно около двух тысяч рабочих мест.
Ее строили «всем миром»
Шар – Усть-Каменогорск (150,9км) – 2005-2008 годы (Восточно-Казахстанская область)
В 2008 году было завершено строительство железнодорожной линии Шар – Усть-Каменогорск. Этот участок железной дороги соединил крупный железнодорожный узел Рудного Алтая с Турксибом. Было создано новое направление, исключившее двойное пересечение государственной границы. Расстояние транспортировки было сокращено в южном направлении на 328 километров, в западном направлении – на 92. Сроки доставки грузов снизились на 12–14 часов.Участок Шар – Усть-Каменогорск построен в рамках первого и пока единственного концессионного проекта в республике, он стал завершающим звеном в формировании национальной железнодорожной сети в северо-восточной части Казахстана, обеспечил выход из ВКО в другие регионы, минуя Российскую Федерацию.
Строительство участка Шар – Ново-Усть-Каменогорск началось в 2005 году. Но в бюджете не было средств. Для его финансирования Инвестиционный фонд Казахстана предложил создать компанию-концессионера, которая смогла бы найти деньги на грандиозную стройку. Вложив деньги в проект, она после его завершения получала бы право на эксплуатацию дороги в течение многих лет. В 2005 году было создано АО «Досжан темiр жолы», заключившее концессионный договор с Правительством страны. Проект стал и первым опытом государственно-частного партнерства в сфере железнодорожного транспорта.
Дорогу Шар – Усть-Каменогорск строили «всем миром» – инфраструктурные облигации, которые выпустило АО «ДТЖ», разместив их на фондовой бирже, приобретали накопительные пенсионные фонды. Вырученные средства пошли на строительство участка. Эти деньги возвращаются нынешним и будущим казахстанским пенсионерам с прибылью, так называемым купоном вознаграждения.
Срок концессионного договора между Правительством страны и АО «ДТЖ» истечет в 2028 году, и тогда участок Шар – Усть-Каменогорск передадут государству. Сотрудничество в рамках государственно-частного партнерства получилось интересным, плодотворным, а самое главное – принесло пользу стране и народу.За время работы участка дороги было перевезено более 53 миллионов тонн различных грузов: руды и цветных металлов, твердого топлива, ГСМ, строительных материалов, цемента, леса, продукции аграрного сектора.
О его важности в транспортной системе говорит и то, что ежегодно увеличивался объем грузов, проходящих по этому участку. Если в 2009 году здесь транспортировали около пяти миллионов тонн продукции, то в 2010-м – больше шести. В 2011 году объемы увеличились еще на два миллиона. Сейчас перевозки составляют около 8,5 миллиона тонн грузов.
Восточные ворота в Поднебесную
Жетыген – Коргас (293 км) – 2009-2012 годы (Алматинская область)
Для увеличения транзитно-транспортного потенциала на границе с Китаем в 2011 году была введена в эксплуатацию железнодорожная линия Жетыген – Коргас с открытием второго железнодорожного пункта пропуска Алтынколь – Хоргос. Объем перевозок через эту станцию в 2013 году составил 1,6 миллиона тонн, в перспективе его предполагается довести до 25 миллионов тонн в год.
Один из крупнейших индустриальных проектов транспортной отрасли Казахстана «Жетыген – Коргас», который строился в рамках Программы форсированного индустриально-инновационного развития, дал импульс всему региону, повысил транспортный потенциал страны путем открытия второго трансграничного международного перехода с КНР. Дорога на Восток сократила путь от Китая до южных регионов республики и стран Центральной Азии.
Учитывая, что линия Жетыген – Коргас пролегает по достаточно плотно заселенным районам, строительство и последующая эксплуатация железной дороги позволили улучшить транспортное обслуживание населения и решили множество социальных вопросов.
Прямой путь к Персидскому заливу
Узень – государственная граница с Туркменистаном (146 км) – 2009-2012 годы (Мангистауская область)
Казахстан первым и в полном объеме выполнил обязательства, принятые совместной декларацией, подписанной президентами Казахстана, Туркменистана и Ирана 16 октября 2007 года, и трехсторонним соглашением, подписанным между правительствами стран – участниц проекта. АО «НК «Қазақстантеміржолы» построило 146 километров железной дороги Узень – государственная граница с Туркменистаном. В мае 2013 года президенты Казахстана Нурсултан Назарбаев и Туркменистана – Гурбангулы Бердымухамедов открыли прямое железнодорожное сообщение между странами по погранпереходу Болашак (РК) – Серхетяка (Туркменистан).
Железнодорожная магистраль Узень – государственная граница с Туркменистаном, являющаяся частью международного транспортного коридора Казахстан – Туркменистан – Иран, позволила диверсифицировать и значительно сократить существующие пути в Туркменистан и страны Персидского залива.
Строительство велось при полном отсутствии инфраструктуры в сложнейших географических и климатических условиях, когда на полуострове Мангышлак выдалась наиболее суровая за последние 50 лет зима. Несмотря на это, 146 километров пути были построены в кратчайшие сроки.Основная функция дороги – открыть доступ казахстанской продукции на рынки стран Персидского залива.
Цель проекта – создание более короткой ветви международного транспортного коридора Север – Юг (на 600 км) по сравнению с существующим направлением Бейнеу – Дашогуз – Туркменабад – Серахс – Фериман. Благодаря реализации проекта время в пути сократилосьна двоесуток. Предполагается, что к 2020 году общий объем перевозок через пункт пропуска на приграничной станции Болашак будет доведен до 15 миллионов тонн в год.
Мощный транзитный импульс
Жезказган – Бейнеу (1036 км) – 2012-2015 годы (Карагандинская, Кызылординская, Мангистауская области)
Новая линия вдохнула новую жизнь в долину Сырдарьи, западный регион страны. Она соединяет несколько регионов. Через Карагандинскую, Кызылординскую, Мангистаускую и Актюбинскую области напрямую выходит к Каспийскому морю. Из морского порта Актау грузы направляются до границы с Туркменистаном и в страны Персидского залива. Вдоль железнодорожной магистрали Жезказган – Бейнеу действуют 18 станций и 39 разъездов.
Основная цель строительства новой дороги – оптимизация железнодорожных перевозок грузов между регионами Центрального и Западного Казахстана с выходом на порт Актау и привлечение транзитных грузопотоков. Новая линия на 1200 километров сократила расстояние между пунктом пропуска Достык на казахстанско-китайском участке государственной границы и портом Актау.
Как подчеркнул Президент республики, работа дорог Жезказган – Бейнеу и Аркалык – Шубарколь будет определять жизнь нескольких регионов и всей республики на долгие годы и десятилетия вперед. Непосредственный эффект ощутят жители и предприятия Карагандинской, Мангистауской, Актюбинской, Кызылординской и Костанайской областей. А от сокращения расстояний и сроков доставки аграрной и промышленной продукции выиграет весь Казахстан.
Действительно, только за первые 22 месяца эксплуатации по новым железнодорожным линиям Жезказган – Бейнеу и Аркалык – Шубарколь пропущено 15,7 миллиона тонн грузов, или почти восемь тысяч грузовых поездов при плане согласно ТЭО в 12 миллионов тонн на пятый год эксплуатации.
Чудо северного региона
Аркалык – Шубарколь (214 км) – 2012-2015 годы (Карагандинская, Костанайская области)
Железная дорога Аркалык – Шубарколь проходит по территории двух областей – Карагандинской и Костанайской. И хотя проект еще не закрыт, в его рамках ведутся реконструкция и новое строительство инфраструктуры, уже сегодня по новой железнодорожной линии ежедневно отправляются груженые углем составы.Новая ветка позволила экономить на перевозках 1,5-2 суток и транспортные расходы в среднем на 35%. Если ранее уголь с Шубарколя возили окружным путем через Кызылжар, то теперь он уходит напрямую, коротким маршрутом. В месяц со станции отправляется более 5,5 тысячи вагонов, что составляет около четырех миллионов тонн груза. Все составы уходят через Аркалык на страны СНГ, Прибалтику, Финляндию.
1 апреля 2016 года по железнодорожной линии Аркалык – Шубарколь отправился первый пассажирский поезд. Он курсирует от железнодорожного вокзала Аркалыка до станции Шубарколь и в обратном направлении четыре дня каждого месяца. За чуть более четырех часов пассажиры могут попасть из точки «А» в точку «Ш», и наоборот.
Важное направление
Боржакты – Ерсай (14 км) – 2014-2016 годы (Мангистауская область)
Новый транспортный объект примыкает к действующей магистрали Мангышлак – Узень и ведет в сторону порта Курык, где на берегу Каспия возводится мощный паромный комплекс. Общая протяженность всех путей по проекту «Боржакты – Ерсай», включая станционные, составляет 23,8 километра.
Железнодорожная линия соединила строящийся паромный комплекс в порту Курык с железнодорожной магистралью.
Новое направление очень важно для транспортного обслуживания строящихся заводов на побережье – это судостроительные и судоремонтные заводы, а также завод по выпуску металлоконструкций.Дорога будет обеспечивать перевозку той продукции, которая будет произведена на новых заводах.
Как видим, весь период независимости Казахстан наращивал железнодорожное строительство. В рамках Программы инфраструктурного развития «Нұрлы жол» ведется реализация строительства вторых путей на участке Алматы – Шу (110,7 км) в Алматинской и Жамбылской областях, окончание строительства – в 2017 году.
Подготовила Айгерим БАКЫШЕВА
Жаңалықтар
22.11.2024
ҚТЖ Бескөл депосында дизель отынының ұрланғанын анықтады
Жаңалықтар
22.11.2024
Ақмола бөлімшесі инфрақұрылымды жаңартуды және инновацияларды енгізуді жалғастыруда
Жүк тасымалы
22.11.2024
Қостанай ЖТ бөлімшесі қараша айында 2 359 вагон астық тиеді
ҚТЖ келбеті
22.11.2024
Жол монтерлерінің бір күні
Қауіпсіздік
22.11.2024
Жамбыл өңірінде қыста да қараусыз мал тиылмайды
Аймақтар
22.11.2024
«Syrmaq Fest»: Маңғыстаулық теміржолшы қолөнер көрмесін ұйымдастырды
Қауіпсіздік
22.11.2024
Шымкент станциясында өндіріс жарақатының алдын алу шарасы өтті
Әлеумет
22.11.2024
Күзет қызметкерлеріне көрсетілетін қолдау көп
Жаңалықтар
22.11.2024
Кәсіподақ сарапшылары құзыретін арттырды
Цифрландыру
22.11.2024
ІТ тақырыбына арналған білім сайысы өтті
Жаңалықтар / Мұрағат
22.11.2024
«Қазақстан теміржолшысы» газеті, №99 22 қараша 2024 жыл
Жолаушылар тасымалы
21.11.2024
№42 «Атырау-Алматы» жолаушылар пойызының қозғалысы уақытша тоқтатылады
Жаңалықтар
21.11.2024
Құрық портының түбін тереңдету жұмыстары мерзімінен бұрын аяқталды
Спорт
21.11.2024
Теміржолшылар арасында спартакиада өтті
Жаңалықтар
21.11.2024
ҚТЖ жол диагностикасының инновациялық технологияларын енгізуде
Жаңалықтар
21.11.2024
ҚТЖ Еуропадағы терминалдық желіні кеңейтуде
Жолаушылар тасымалы
20.11.2024
Семейде қаламаңы тасымалында тиімді бағдарлар көбейеді
Жүк тасымалы
20.11.2024
Ақмола бөлімшесі 307 мың тоннадан астам астық тиеді
Жаңалықтар
20.11.2024
Қазақстан көлік-транзит дәліздерін ТМД + форматында дамытпақ
Әлемде
20.11.2024
Қытай – Қырғызстан – Өзбекстан темір жол құрылысы бойынша келіссөздің соңғы сатысы жүріп жатыр