Как развиваются порты Каспия на пересечении международных торговых путей

Главные новости
18.07.2023, 16:48

АО «НК «Қазақстан темір жолы» организовало информационный пресс-тур на Актауский морской торговый порт и порт Курык, сообщает Rail-news.kz.

Порты Каспийского моря являются одними из ключевых звеньев Транскаспийского международного транспортного маршрута (ТМТМ), пролегающего через Китай, Казахстан, акваторию Каспийского моря, Азербайджан, Грузию, Турцию и Черное море далее в страны Европы.

Морской порт Актау играет стратегическую роль в регионе в перевалке нефти, металла, зерна. Гавань способна обработать порядка 12 млн тонн различных грузов, в том числе до 7,5 млн тонн нефти. 

За первое полугодие 2023 года через порт перевалено 2,3 млн тонн груза, в том числе 1,8 млн тонн нефти, 118 тыс. тонн зерна, 112 тыс. тонн металла. Объемы перевалки нефти выросли на 63%, металла - в два раза.  

В порту Актау функционируют три нефтяных причала годовой мощностью 7,5 млн тонн, три универсальных сухогрузных причала для обработки генеральных, тарно-штучных и негабаритных грузов, причал для перегрузки зерна и паромный причал.

К 2025 году на территории морпорта будет сдан в эксплуатацию контейнерный хаб. Проект позволит оказывать полный спектр услуг по перевалке контейнеров (до 300 тысяч ДФЭ в год). Также будет предпринят ряд мер для увеличения мощностей сухогрузных причалов. Планируется удлинить причал №3, провести реконструкцию нефтеналивных причалов № 9, 10 и причала №12 с проведением дноуглубительных работ. 

Актауский порт стал первым портом в Казахстане, получившим сертификат системы экологической экспертизы портов и статус «EcoPort» от Европейской организации морских портов. Сертификат дает возможность для расширения взаимоотношений с европейскими портами и стимулирует снижение негативного воздействия портов на окружающую среду, а также улучшение экологической ситуации в Каспийском регионе.

Перевалка грузов через порт Курык за первое полугодие 2023 года к уровню предыдущего года выросла на 18% и составила свыше 1 млн тонн. 

Через порт экспортируется нефть, металлы, химическая продукция, зерно, уголь, удобрения.  Импортируются продукты питания, промышленное оборудование, стройматериалы и другие грузы. Транзитом через порт идет различное оборудование, электроника, текстиль, продукция химической отрасли, изделия из металла и прочее. 

В порту работают четыре причала: два железнодорожных и два автомобильных. Ведется строительство 2-го пускового паромного комплекса. 

До конца этого года планируется ввод в эксплуатацию зернового терминала мощностью 1 млн тонн в год с единовременным хранением 25 тыс. тонн зерновых культур. Терминал позволит увеличить объемы экспорта зерновых культур по направлению Казахстан – Иран/страны Кавказского региона и далее в третьи страны. 

В рамках развития портовой инфраструктуры к 2025 году в порту Курык планируется строительство многофункционального морского терминала «Саржа», включающего зерновой и универсальный терминалы, терминалы наливных и генеральных грузов, а также транспортно-логистический центр. 

В 2023 году морская гавань получила статус «зеленого» порта в Каспийском регионе (EcoPorts) и сертификат системы экологического менеджмента EcoPort для портов и портовых терминалов, соответствующей экологическим параметрам ESPO. 

Сертификат предусматривает создание цифровой платформы для облегчения обмена информацией между портами Казахстана, Туркменистана и Азербайджана, а также интеграции в транспортную систему крупных портов Европы.

Новости
15.10.2024
Сотрудничество в транспортной сфере обсуждают Казахстан и Румыния
Новости
15.10.2024
Более 2 тысяч раз пришлось экстренно тормозить локомотивным бригадам КТЖ для предотвращения наезда на скот
Спорт
15.10.2024
Финал турнира «Кубок Железнодорожной футбольной лиги «Казпрофтранс-24» состоялся в Уральске
Спорт
15.10.2024
Благотворительный забег «Мunaily Marathon - 2024» пройдет 26 октября в Актау
Регионы
15.10.2024
Итоги работы за 9 месяцев подвели на станции Достык
Новости / Архив
15.10.2024
Газета «Қазақстан теміржолшысы», №87 от 15 октября 2024 года
Регионы
14.10.2024
Экскурсию для школьников провели в Оскеменском эксплуатационном локомотивном депо
Грузовые перевозки
14.10.2024
Более 26 млн тонн угля доставило КТЖ на ТЭЦ страны
Новости
14.10.2024
Жанибек Тайжанов возглавил Комитет железнодорожного и водного транспорта
КТЖ в лицах
14.10.2024
Инженер-технолог КТЖ помогла рукодельницам установить рекорд Казахстана
Новости
14.10.2024
Более 90 железнодорожников стали донорами крови в Астане
Новости
14.10.2024
Более двух тысяч граждан оштрафовали за выпас скота близ ж/д путей
Регионы
14.10.2024
Объемы контейнерных перевозок продолжают наращивать в Костанайском регионе
Пассажирские перевозки
12.10.2024
Около 600 человек КТЖ пересадит в поезда для эвакуации с трассы Астана-Кокшетау
Новости
12.10.2024
Более тысячи деревьев посадили железнодорожники в рамках акции «Таза Қазақстан»
Регионы
11.10.2024
О запасах угля рассказали в ТОО «ПСВ86» в Пришахтинске
Регионы
11.10.2024
Осенний комиссионный осмотр завершают в Оскеменском регионе Семейского отделения грузовых перевозок
Новости
11.10.2024
Первая конференция «IT-решения на транспорте и логистике» прошла в Астане
Инфраструктура
11.10.2024
Около 65% от запланированного объема ремонтных работ путей выполнили на сети КТЖ
Грузовые перевозки
11.10.2024
Около 190 млн тонн груза перевезено по сети КТЖ