Как развиваются порты Каспия на пересечении международных торговых путей

Главные новости
18.07.2023, 16:48

АО «НК «Қазақстан темір жолы» организовало информационный пресс-тур на Актауский морской торговый порт и порт Курык, сообщает Rail-news.kz.

Порты Каспийского моря являются одними из ключевых звеньев Транскаспийского международного транспортного маршрута (ТМТМ), пролегающего через Китай, Казахстан, акваторию Каспийского моря, Азербайджан, Грузию, Турцию и Черное море далее в страны Европы.

Морской порт Актау играет стратегическую роль в регионе в перевалке нефти, металла, зерна. Гавань способна обработать порядка 12 млн тонн различных грузов, в том числе до 7,5 млн тонн нефти. 

За первое полугодие 2023 года через порт перевалено 2,3 млн тонн груза, в том числе 1,8 млн тонн нефти, 118 тыс. тонн зерна, 112 тыс. тонн металла. Объемы перевалки нефти выросли на 63%, металла - в два раза.  

В порту Актау функционируют три нефтяных причала годовой мощностью 7,5 млн тонн, три универсальных сухогрузных причала для обработки генеральных, тарно-штучных и негабаритных грузов, причал для перегрузки зерна и паромный причал.

К 2025 году на территории морпорта будет сдан в эксплуатацию контейнерный хаб. Проект позволит оказывать полный спектр услуг по перевалке контейнеров (до 300 тысяч ДФЭ в год). Также будет предпринят ряд мер для увеличения мощностей сухогрузных причалов. Планируется удлинить причал №3, провести реконструкцию нефтеналивных причалов № 9, 10 и причала №12 с проведением дноуглубительных работ. 

Актауский порт стал первым портом в Казахстане, получившим сертификат системы экологической экспертизы портов и статус «EcoPort» от Европейской организации морских портов. Сертификат дает возможность для расширения взаимоотношений с европейскими портами и стимулирует снижение негативного воздействия портов на окружающую среду, а также улучшение экологической ситуации в Каспийском регионе.

Перевалка грузов через порт Курык за первое полугодие 2023 года к уровню предыдущего года выросла на 18% и составила свыше 1 млн тонн. 

Через порт экспортируется нефть, металлы, химическая продукция, зерно, уголь, удобрения.  Импортируются продукты питания, промышленное оборудование, стройматериалы и другие грузы. Транзитом через порт идет различное оборудование, электроника, текстиль, продукция химической отрасли, изделия из металла и прочее. 

В порту работают четыре причала: два железнодорожных и два автомобильных. Ведется строительство 2-го пускового паромного комплекса. 

До конца этого года планируется ввод в эксплуатацию зернового терминала мощностью 1 млн тонн в год с единовременным хранением 25 тыс. тонн зерновых культур. Терминал позволит увеличить объемы экспорта зерновых культур по направлению Казахстан – Иран/страны Кавказского региона и далее в третьи страны. 

В рамках развития портовой инфраструктуры к 2025 году в порту Курык планируется строительство многофункционального морского терминала «Саржа», включающего зерновой и универсальный терминалы, терминалы наливных и генеральных грузов, а также транспортно-логистический центр. 

В 2023 году морская гавань получила статус «зеленого» порта в Каспийском регионе (EcoPorts) и сертификат системы экологического менеджмента EcoPort для портов и портовых терминалов, соответствующей экологическим параметрам ESPO. 

Сертификат предусматривает создание цифровой платформы для облегчения обмена информацией между портами Казахстана, Туркменистана и Азербайджана, а также интеграции в транспортную систему крупных портов Европы.

Новости
03.07.2024
Си Цзиньпин: «Поставлена новая цель – удвоить товарооборот в кратчайшие сроки»
В мире
03.07.2024
Китайский мост-тоннель установил 10 мировых рекордов
Новости
03.07.2024
Касым-Жомарт Токаев и Си Цзиньпин подписали ряд документов
Новости
03.07.2024
Главы Казахстана и Китая приняли участие в церемонии отправки железнодорожных контейнеров по ТМТМ
Регионы
03.07.2024
Поезд «Саламатты Қазақстан» прибыл в Западно-Казахстанскую область
Новости
03.07.2024
Токаев о Китае: «У нас есть все возможности для того, чтобы увеличить взаимный товарооборот»
Новости
03.07.2024
Итоги акции «Марафон зеленых дел» подвели в КТЖ
Новости
03.07.2024
Роль ШОС, сотрудничество Китая и Казахстана, «Один пояс, один путь»: посол КНР в РК дал большое интервью
Грузовые перевозки
03.07.2024
Посол КНР: Объем торговли между Казахстаном и Китаем достиг 17,6 млрд долларов
Грузовые перевозки
03.07.2024
За полгода перевозки в направлении КНР увеличились на 12,5%
Новости
02.07.2024
Более 40 документов подписали в рамках Казахстанско-Китайского делового совета
Инфраструктура
02.07.2024
Грузовые вагоны произвели в Атырау
Новости
02.07.2024
Успехи инициативы «Один пояс, один путь» отметил председатель правления «Самрук-Қазына» на Казахстанско-Китайском Деловом Совете
Грузовые перевозки
02.07.2024
Около пяти тысяч грузовых поездов прошло через Казахстан в Китай - посол КНР
Новости
02.07.2024
Марат Карабаев встретился с министром транспорта КНР в Астане
Грузовые перевозки
02.07.2024
Объем грузоперевозок по железной дороге между Казахстаном и Китаем продолжает показывать рост
Новости
02.07.2024
Первые маневровые локомотивы в рамках соглашения КТЖ и CRRC досрочно поступили на станцию Алтынколь
Грузовые перевозки
02.07.2024
Автоматизированное ведение графика исполненного движения поездов стало доступно на нескольких участках в Казахстане
Регионы
02.07.2024
Профилактические работы ведут в Алматинской дистанции электроснабжения
Грузовые перевозки
02.07.2024
Телемеханическую систему контроля бодрствования машиниста внедрили в КТЖ