Арысский узел: испытание на прочность
Арысь – это крупный железнодорожный узел. Он прочно связывает Турксиб, Оренбургскую и Закаспийскую железные дороги, за что его называют воротами в Азию. Здесь действуют две станции – Арысь-1 и Арысь-2. Первая – внеклассная на 30 путей, где идет формирование поездов по трем направлениям (на запад, восток и юг). Вторая выполняет в основном транзитные функции.
Через Арысь-2 ежесуточно проходят 13-15 пар пассажирских поездов. По ташкентскому направлению – 6 пар международных пассажирских поездов. Железная дорога является градообразующим предприятием и основным работодателем для Арыси с его населением 44 тысячи человек. Только на основных предприятиях АО «НК «Қазақстан темір жолы» трудятся более пяти тысяч арысцев. Пассажиры через эти станции едут не только по Казахстану, но и в Узбекистан, Кыргызстан, Россию и другие регионы. А грузы, в том числе контейнерные, следуют в Центральную Азию, на Кавказ, в Турцию и Европу. Поэтому остановка движения даже на небольшое время приводит к серьезным последствиям. А каково пришлось в условиях чрезвычайной ситуации?! В тот момент вся страна пришла на помощь Арыси.
ВСЕ ДЛЯ ПАССАЖИРОВ
В настоящее время добраться до Арыси не составляет труда. Поезда ходят часто. Скоростной «ТұлпарТальго» стоит здесь 20 минут. Правда, как отголосок событий месячной давности посадка и высадка пассажиров осуществляется через штабной вагон начальника поезда. Видимо, и это ограничение тоже скоро отменят.
А вот месяц назад, 24 июня…
Начальник поезда №29 сообщением Алматы – Атырау Айдар Жаримбетов хорошо помнит, что в тот день ранним утром он благополучно провез своих пассажиров через Арысь. А уже в пути следования узнал о ЧП. Когда атырауский поезд возвращался в Алматы, ему изменили маршрут. Айдар Жаримбетов уже вез своих пассажиров в южный мегаполис в объезд – через Сексеул и Жезказган. Он вспоминает, что время в пути увеличилось на 9 часов. Но пассажиры не роптали, с пониманием отнеслись к ситуации. Нервничала лишь девушка, которая спешила на той в Тараз. Ей помогли пересесть в Шу на такси, чтобы успела на торжество.
За три дня – с 24 по 26 июня – из-за приостановки движения поездов на участке Шымкент – Арысь – Туркестан были задержаны 38 пассажирских поездов, из которых 5 международных. В этих условиях железнодорожники проявили максимум смекалки, чтобы изменить маршруты следования и графики движения. 18 поездов были направлены через альтернативный участок Сексеул – Жезказган – Жарык. В этот момент многие в очередной раз убедились в важности построенной несколько лет назад магистрали Жезказган – Бейнеу.
Одновременно было организовано курсирование 9 поездов для доставки пассажиров на участках Сексеул – Туркестан и Алматы – Шымкент. А из Туркестана в Шымкент и обратно железнодорожное сообщение временно было заменено на автомобильное. Так перевезли более 15000 пассажиров.
Директор Шымкентского отделения магистральной сети Марат Оналов впервые увидел столько людей на родном вокзале Шымкента. Там в первый день скопилось более 10 тысяч пассажиров. В помещениях вокзала, на перроне негде было стоять.
На вокзалах станций Шымкент, Туркестан, Тюлькубас, Сарыагаш оперативно было организовано бесплатное обеспечение питьевой водой, горячим чаем, питанием, также бесплатное пользование санитарными комнатами, комнатами отдыха, матери и ребенка для пассажиров, ожидающих свои поезда. 26 июня в 22.00, как только саперы завершили обследование территории, железнодорожники без промедления открыли движение поездов через узел Арысь. С тех пор станция работает в штатном режиме.
ЖЕЛЕЗНЫЙ КОМАНДИР
Эдуард Дербисов в те дни исполнял обязанности начальника станции Арысь, так как первый руководитель был в отпуске. Управлять хозяйством ему пришлось в ручном режиме. Все пять дней он не оставлял свое рабочее место ни на минуту, даже когда началась массовая эвакуация.
– Я не герой. У меня должность такая – находиться здесь, – жестко говорит он. А потом добавляет, что служил на флоте и знает: капитан последним оставляет корабль. – Нельзя было уходить!
Лично принимал ответственные решения. Времени отчитываться и советоваться не было, да и связь не работала. Как только стало понятно, что произошли взрывы, дал команду: к Арыси с трех сторон никакие поезда подводить нельзя! По его приказу было остановлено все движение.
Пассажирских поездов, к счастью, в то время на станции не было. Но он точно знал про опасные грузы – бензин, серную кислоту, жидкий хлор. Вагоны с ними невозможно было оттащить в той обстановке. Все остальное по прошествии времени кажется малосущественным по сравнению с тем, какая беда могла произойти, если бы снаряд попал в вагоны с опасными грузами.
Так и остался «на запасном пути» пожарный поезд. Его не удалось задействовать для помощи военным из-за риска схода с рельсов подвижного состава – перед большим взрывом земля очень сильно тряслась. Пожарный поезд не доехал до места назначения в сторону Арыси-2, остался в северном парке.
Но потребовалась пожарная машина для тушения огня близ железной дороги. После падения снаряда загорелся сухостой, и огонь перекинулся на платформу с контейнером. Хорошо, что внутри было железное оборудование, а не горючее. Возгорание ликвидировали, расцепили вагон, чтобы огонь к другим не перекинулся.
– После взрыва прекратилась подача электроэнергии. Отключились компьютеры, телефон. Людей в бомбоубежище отправил, сам спустился. Но внизу телефон не очень берет, я на первый этаж, на улицу. А тут слышны взрывы как на войне, – вспоминает Эдуард Дербисов.
Пошли непрерывные звонки на мобильный от руководителей разного уровня.
– Эдуард был единственным, через кого мы получали информацию в первое время, – поясняет Марат Оналов. Эдуард Дербисов хвастает маленьким, самым простым мобильным телефоном, который приобрел накануне. Была бы модель посложнее, не хватило бы ее заряда. Когда звонили родные, отвечал: не звоните, батарея садится, здесь «горячая линия» – руководству обстановку он отсюда докладывал.
В те дни в связи с закрытием движения по узлу Арысь была ограничена погрузка всех грузов. Другие отделения формировали поезда.
Сейчас на Арыси движение восстановлено в полном объеме. Дербисов гордится, что эта внеклассная узловая станция пропускает много транзитных контейнерных поездов. Имеется одна механизированная горка. Средний роспуск составов через нее составляет 3770 вагонов, перерабатывается примерно 25 поездов в смену, 50 в сутки. Плюс контейнерные, пассажирские и прямые поезда. За смену более 30 пар поездов, за сутки – до 65 поездов.
Железную дорогу восстановили в полном объеме. С людьми несколько сложнее. У каждого еще и дома восстановительные работы.
Стресс испытали сильнейший – чуть громче дверь хлопнет, оборачиваются. Но постепенно отходят от шока. Всемерную поддержку люди ощущают постоянно. АО «НК «Қазақстан темір жолы» оказало материальную помощь каждому железнодорожнику в размере 50 тысяч тенге. Профсоюзы выделили путевки на отдых и лечение в санатории и дома отдыха, детей отправили в летние лагеря. Станция будет работать всегда, уверенно говорят местные железнодорожники.
РЕЛЬСОВАЯ СТАЛЬ НЕ ВЫДЕРЖИВАЛА
Железнодорожники Арыси не получили серьезных увечий, лишь некоторые были травмированы. А вот рельсы и шпалы… Показывавшие фото железнодорожники сами не могли поверить в такое. Прочнейшую сталь разрывало прямым попаданием, как тряпичную ленточку. Утром 26 июля оперативная группа из 20 путейцев приступила к устранению повреждений. Возглавил бригаду Марат Оналов.
Во время объезда на дрезинах выяснили, что по путевому хозяйству на участке Арысь – Туркестан в 10 местах прямым попаданием были повреждены пути, где-то рельсы разорвало, где-то из-за незначительных осколков пути искривились, разрушены шпалы. В нескольких местах обнаружили неразорвавшиеся снаряды, вызвали саперов. Поезда по таким путям пускать нельзя. На подмогу пришли монтеры пути, дорожные мастера из соседних раздельных пунктов. И уже через два часа после начала работ открыли четный путь. К вечеру пропустили первый поезд №55 сообщением Кокшетау – Кызылорда.
Первое время поезда ходили «по приказу» – есть такой термин у железнодорожников (когда верхнее строение пути позволяет составу двигаться на ограниченных скоростях). Но еще не было энергоснабжения, поэтому курсировали только тепловозы. Не работали системы автоблокировки, сигнализации и связи. За ночь с 26 на 27 июня по станции Арысь прошли 23 поезда, в том числе 7 пассажирских, 8 контейнерных, 8 грузовых.
ДА, БУДЕТ СВЕТ!
Верхнее строение пути – это еще половина работы. Энергетики должны были включить питание. Начальник Шымкентской дистанции электроснабжения Рауан Сулейменов подключил свою команду, в составе главного инженера Талгата Омарова, заместителей начальника Сагындыка Талтеева, Аблая Байтенова, начальников подразделений узла Арысь Жаксылыка Саденова, Саина Кантуреева, Аширбая Калменова, Кенжебека Турусбекова.
Утром в момент ЧС для сохранности оборудования они полностью, как положено, отключили питание. Оборудование – на замок, только после этого эваку ировались. Но не далеко. После того, как семьи отвезли в безопасное место, уже к 17.00 первого дня вернулись, получив специальный допуск в зону ЧС. В первую очередь надо было оценить ситуацию, масштабы повреждений. В любой момент могли дать команду на запуск.
– Обрадовало, что в целости было самое дорогостоящее (не в деньгах, а в его значимости), важное оборудование на тяговой подстанции станции Арысь. Лишь один снаряд попал, и то в кабельный канал. Оборудование и трансформаторы были целы. При повреждении пришлось бы работать в аварийном режиме, – делится Рауан Сулейменов.
Позже подсчитали, что по контактной сети имелось 25 обрывов. На линиях автоблокировки и питания светофоров 10 кВт, по линии 0,4 кВт в общей сложности около 45 обрывов. Не откладывая, начали все восстанавливать – кабели, опоры. Пригнали свою восстановительную технику. И уже в 16.00 26 июня полностью включили тяговую подстанцию в черте города. Она осуществляет питание узла Арысь.
Благодаря сплоченности коллектива первыми завершили все работы. Люди здесь давно работают. Каждый узел, зажим, провод знают, где находится. Для восстановления контактной сети энергетики использовали материалы из аварийного запаса, где-то сами доставали.
ПО ГАМБУРГСКОМУ СЧЕТУ
Спасали свое оборудование, ставили его на консервацию и ЦСБисты. Они тоже работали, когда в городе уже шла эвакуация. Получили команду: перед тем, как уйти с работы во время эвакуации, отключить в зоне ЧС фидеры на обоих постах ЭЦ, дизель-генератор, аккумуляторы. От короткого замыкания может пострадать аппаратура СЦБ. И уже это приведет к непредсказуемым последствиям, нанесет огромный ущерб.
Но у начальника Арысской дистанции сигнализации и связи Каипжана Жаулыбаева свой гамбургский счет:
– Когда уже снаряды взрывались, старшие механики Мамбеталиев и Ходжаев еще между путями ходили, проверяли оборудование. До того переживали за свою работу. Пришлось приказать, чтобы быстро вышли из этой зоны. Мне дорога жизнь моих работников. А устройства восстановим.
Сам он, как и другие, все эти дни работал: спасал и восстанавливал. Его дистанция тянется от Сарыагаша до Туркестана, обслуживает более 20 постов электрической централизации, домов связи, 11 КТСМ (комплекс техсредств мониторинга состояния колесных пар).
В дистанции сигнализации и связи, которая отвечает за автоматизацию и регулировку движения поездов, сложнейшее оборудование. У путейцев и энергетиков все на виду – рельсы, шпалы, провода, опоры. Повреждения на них сразу заметны. Здесь же необходимо скрупулезно обследовать по схеме каждый контакт, кабельное реле, не попали ли осколки, не разорвало ли ударной волной.
– Нашу работу можно сравнить с работой нейрохирургов, – считает Каипжан Жаулыбаев. – Только в организме капилляры, а у нас – провода, кабели. Прежде чем запускать систему, полностью проверили все досконально, чтобы в нормальном режиме работало устройство. Больших повреждений, к счастью, не обнаружили. Но контрольная проверка должна быть. Целое хозяйство, протяженность большая. И мы заново запустили электрическую централизацию.
Для этого в числе первых возвращались в еще оцепленный населенный пункт без каких-либо приказов, чтобы восстанавливать железнодорожное движение. Уже 25 июня проверяли систему, насколько повреждены здания и устройства. Простые сотрудники, без приказа, по собственной инициативе буквально потайными тропами пробрались на свои рабочие места.
Заместитель начальника дистанции Андрей Корчагин, главный инженер Миржан Жанабаев, заместитель начальника по связи Максат Назаров, начальник горки Нурлан Жунусов и многие другие ответственные сотрудники работали, не считаясь со временем. Огромную помощь оказали коллеги из Кызылординской и Шымкентской дистанций сигнализации и связи.
Сейчас руководителей дистанции волнуют вопросы дальнейшей модернизации, реализации программы по техническому обновлению, автоматизации производственных процессов.
С ЗАДЕЛОМ НА БУДУЩЕЕ
Всякое, даже незначительное повреждение, исправляется не только для того чтобы вернуть в исходное состояние. Оно должно быть усовершенствовано, соответствовать дальнейшим задачам узловой станции и «умного города», каковым предполагается сделать Арысь.
По объектам железнодорожной производственной инфраструктуры выявили 63 административно-бытовых, производственных здания и сооружения с повреждениями в той или иной степени. Где-то крышу оторвало, окна и двери выбиты ударной волной или прямым попаданием. Восстановительные работы продолжаются.
Заключены договора по текущему ремонту поврежденных производственных зданий с филиалами АО «Теміржолсу». В данный момент активно ведутся ремонтные работы по восстановлению поврежденных зданий. Строители работают круглосуточно.
Историческое здание вокзала Арысь-1 получит новую жизнь. Здесь Правительством запланированы реконструкция и реставрационные работы. Разрабатывается единый архитектурный ансамбль всей прилегающей территории. В городе и на железнодорожном узле полным ходом идут восстановительные работы. Дом инженера-технолога Арысской дистанции пути Жумабека Бердимуратова полностью разрушен прямым попаданием снаряда. Кызылординская область, которая курирует и восстанавливает ту часть города, где проживает железнодорожник, купила ему новый дом.
На новоселье ему принесли корпешки, чайники, другую домашнюю утварь. Хозяин всему рад, потому что огнем уничтожено все в старом доме. Даже юбилейная медаль «Қазақстан теміржолына 110 жыл» за заслуги в путевом хозяйстве, полученная два года назад тоже осталась на пепелище. Коллеги шутят, что теперь ему придется трудиться вдвойне, чтобы заслужить новую медаль, а то и орден!
Руководство ходатайствовало о дополнительной квоте наград к Дню работников транспорта и представило особо отличившихся работников, активно участвовавших в ликвидации последствий ЧС в Арыси, к наградам.