Ассоциация ТМТМ: рост грузопотоков и перспективы маршрута

Интервью
21.08.2025, 11:26
Руслан Рахметов

Корреспондент газеты «Қазақстан теміржолшысы»

Транскаспийский международный транспортный маршрут – это не просто коридор для грузоперевозок, а стратегическая артерия, обеспечивающая связь Востока и Запада, укрепляющая экономическую устойчивость и международную логистическую позицию Казахстана. О текущих достижениях маршрута, росте грузопотоков, масштабных инфраструктурных проектах и перспективах развития мы поговорили с исполняющей обязанности генерального секретаря Международной ассоциации ТМТМ Нургуль Жакуповой.

– Как вы оцениваете текущее значение Транскаспийского международного транспортного маршрута (ТМТМ) для Казахстана и региона в целом?

– На сегодняшний день ТМТМ представляет собой один из наиболее значимых и динамично развивающихся транспортных коридоров, обеспечивающий устойчивую связь между Востоком и Западом. В условиях трансформации глобальных логистических цепочек и роста геополитических рисков он играет ключевую роль как надежное направление, дополняющее и расширяющее возможности международной логистики.

Маршрут позволяет эффективно перевозить грузы из Китая и Казахстана в Азербайджан, Грузию, Турцию и далее в страны Европы. Он формирует важный элемент евразийской транспортной архитектуры, обеспечивая конкурентоспособный по срокам и стоимости логистический сервис. Важным фактором выступает участие Казахстана в формировании основного объема грузопотока по маршруту – на долю нашей страны приходится 56% всех перевозок ТМТМ, что подчеркивает его стратегическое значение как для национальной экономики, так и для всего региона.

– Насколько востребован Средний коридор в условиях трансформации глобальных логистических цепочек?

Востребованность маршрута подтверждается стабильным ростом объемов перевозок. По итогам 6 месяцев 2025 года, объем перевозок по ТМТМ составил 926 тысяч тонн, что на 6% (или 48 тыс. тонн) превышает аналогичный показатель за первое полугодие 2024 года. Особенно заметный рост наблюдается в контейнерных перевозках: перевезено 40 200 ДФЭ, что на 93% превышает прошлогодние показатели.

Дополнительно стоит отметить рост транзитных перевозок через Казахстан: за шесть месяцев по направлению ТМТМ было перевезено 262 тысячи тонн транзитных грузов, что на 65% больше, чем в аналогичном периоде прошлого года. Основной вклад в прирост обеспечивают контейнерные перевозки из Китая.

– Каковы среднесрочные прогнозы по объему грузоперевозок по маршруту?

– Несмотря на то, что конкретные цифры прогноза не озвучиваются, все текущие инфраструктурные усилия стран – участниц маршрута направлены именно на обеспечение стабильного роста объемов перевозок в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Только за первое полугодие 2025 года по направлению Восток – Запад проследовало 207 контейнерных поездов, в обратном направлении – 25.

В ближайшие годы ожидается дальнейшее увеличение этих показателей за счет ввода в эксплуатацию новых портовых и железнодорожных объектов, повышения пропускной способности ключевых узлов, а также внедрения цифровых решений, сокращающих транзакционные и временные издержки на маршруте.

– Какие инфраструктурные проекты запланированы для развития ТМТМ в кратко- и долгосрочной перспективе?

– Для обеспечения устойчивого роста грузоперевозок по Транскаспийскому международному транспортному маршруту (ТМТМ) Казахстаном реализуется ряд масштабных инфраструктурных проектов, направленных на повышение пропускной способности, сокращение времени в пути и обеспечение бесперебойности логистических цепочек.

На железнодорожной инфраструктуре завершены работы по укладке вторых путей на участке Достык – Мойынты, в рамках крупнейшего проекта по расширению пропускной способности восточного коридора. До конца текущего года планируется завершить строительство железнодорожной линии в обход Алматы на участке Жетыген – Казыбек бек, что позволит значительно разгрузить узел и ускорить транзитные перевозки.

Дополнительно прорабатываются проекты модернизации около 800 километров железных дорог, включая строительство системы автоблокировки на участке Шалкар – Бейнеу, а также возведение новых приемоотправочных путей на направлении Бейнеу – Мангистау. Эти меры направлены на устранение инфраструктурных ограничений на пути к портам.

В морских логистических узлах также продолжается активное развитие. В порту Курык завершены дноуглубительные работы, увеличена глубина до восьми метров, что позволило принимать суда полной осадки. В многофункциональном морском терминале «Саржа» в порту Курык введены в эксплуатацию первая очередь зернового терминала и терминала генеральных грузов, в настоящее время ведутся работы по проектированию и строительству второй и третьей очередей указанных терминалов.

В порту Актау в июне 2025 года открыт современный контейнерный хаб – совместный проект с китайским партнером Lianyungang Port Holding Group. В ближайших планах – реконструкция причалов, проведение дноуглубления и закуп специализированного перегрузочного оборудования: ветроустойчивых STS-кранов и контейнеровозов, адаптированных для работы в сложных погодных условиях на маршруте Актау – Баку.

Параллельно развиваются и международные участки маршрута: в Азербайджане – вторая фаза Бакинского порта, в Грузии – завершение строительства тоннелей и мостов на перевале Рикоти, в Турции – реализация долгосрочной программы модернизации железнодорожной сети до 2035 года, включая участок Карс – Дивриги. Все эти меры направлены на формирование бесшовной, современной и высокоэффективной транспортной артерии между Востоком и Западом.

– Как АО «НК «ҚТЖ» и другие участники маршрута координируют усилия по устранению «узких мест»?

– Координация усилий осуществляется в рамках Ассоциации ТМТМ, куда входят все ключевые операторы маршрута. Работа ведется синхронно и направлена на поэтапное устранение ограничений как инфраструктурного, так и процедурного характера.

Так, в Китае в 2024 году введен в эксплуатацию совместный казахстанско-китайский терминал в сухом порту Сианя. В Азербайджане продолжается строительство второй фазы Бакинского порта, наращиваются мощности сухогрузных причалов и припортовых станций. Параллельно ведется закупка нового подвижного состава – вагонов и локомотивов.

В Грузии завершается модернизация магистрали Тбилиси – Махинджаури, включая строительство 38 километров нового участка и реконструкцию 23 километров на Рикотском перевале. После завершения проекта пропускная способность грузинской железной дороги вырастет с 27 до 48 миллионов тонн в год. Уже в январе 2025 года начался период DNP (устранение дефектов), который продлится 18 месяцев.

В Турции реализуется программа расширения железнодорожной сети до 28 тысяч километров к 2035 году. Особое внимание уделено участку Карс – Дивриги, модернизация которого увеличит пропускную способность до 20 миллионов тонн в год. Также планируется закупка 95 электровозов и 20 магистральных тепловозов до 2027 года.

– Какую роль играют порты Актау и Курык в обеспечении бесперебойной и эффективной работы маршрута?

– Оба порта являются ключевыми узлами морской части маршрута ТМТМ. Порт Курык обеспечивает прямую паромную связь с Азербайджаном. За счет увеличения глубины акватории до восьми метров порт может обслуживать суда с полной осадкой, что повышает эффективность обработки и сокращает время оборота. В порту продолжается развитие инфраструктуры: введены в эксплуатацию зерновой терминал и терминал генеральных грузов, реализуется второй и третий этап их расширения. Это позволит значительно увеличить объемы перевалки.

Порт Актау в свою очередь стал площадкой для запуска контейнерного хаба, призванного обеспечить высокоскоростную и технологичную обработку контейнерных грузов. Ведутся работы по модернизации причалов, закупке высоковетроустойчивого оборудования и внедрению современных логистических решений.

– Какие шаги предпринимаются для укрепления конкурентоспособности Среднего коридора в условиях глобальных вызовов?

– В условиях трансформации глобальных логистических цепочек и необходимости повышения устойчивости поставок, ТМТМ продолжает укреплять свою роль как стратегическая альтернатива традиционным маршрутам. Для повышения конкурентоспособности Среднего коридора принимаются системные меры, охватывающие как технические, так и институциональные аспекты.

Во-первых, устраняются нефизические барьеры, которые могут затруднять сквозной транзит. Особое внимание уделяется гармонизации таможенных процедур между странами – участницами маршрута. Уже сейчас предпринимаются усилия по синхронизации сопроводительных документов, упрощению процедур оформления и переходу к единому транзитному окну. Это позволит значительно ускорить прохождение грузов и снизить административные издержки.

Во-вторых, приоритетом является цифровизация маршрута. Ведется работа по интеграции цифровых платформ всех ключевых логистических операторов. Цель – создать единую цифровую экосистему ТМТМ, обеспечивающую сквозную прослеживаемость, автоматизированный документооборот и контроль над перемещением грузов в режиме реального времени.

В-третьих, активно реализуется стратегия контейнеризации грузопотоков, что позволяет сделать логистику более быстрой, безопасной и универсальной. Развитие контейнерной инфраструктуры в портах, на станциях перегрузки и в сухих портах сопровождается обновлением подвижного состава, закупкой современных контейнеров и фокусом на мультимодальных решениях.

В-четвертых, особое внимание уделяется координации между участниками маршрута. Регулярно проводятся заседания рабочих групп ТМТМ, где вырабатываются согласованные подходы к тарифной политике, операционному взаимодействию и продвижению маршрута на международных рынках. Это позволяет позиционировать Средний коридор как единый логистический продукт, а не совокупность разрозненных сегментов.

Таким образом, принимаемые меры направлены на формирование устойчивого, цифрового и клиентоориентированного коридора, способного эффективно конкурировать с другими маршрутами и соответствовать ожиданиям глобальных грузоотправителей

– Спасибо за беседу.

КТЖ в лицах
27.11.2025
Почетный железнодорожник Болат Оспанов отметил 75-летие
Регионы
27.11.2025
Около 550 деревьев высадили железнодорожники в рамках акции «Таза Қазақстан» в ВКО
Регионы
27.11.2025
Железнодорожники проводят профориентационные лекции в карагандинских вузах
Инфраструктура
27.11.2025
Модернизация железнодорожной инфраструктуры завершена на обводном пути Арыс-1 – Арыс-2
КТЖ в лицах
27.11.2025
Ветеран железнодорожной отрасли Анна Озеранская отметила вековой юбилей
Новости
27.11.2025
ТОО «КТЖ – Грузовые перевозки» усиливает меры по охране здоровья и безопасности персонала
Новости
26.11.2025
КТЖ увеличило поставки зерна в Азербайджан в 25 раз
Регионы
26.11.2025
Безаварийная работа и рост показателей: как ВЧД-25 и ВЧД-26 повышают безопасность движения поездов
Регионы
26.11.2025
Условный пожар потушили на станции Тобол
Новости
26.11.2025
Почти 3 млн тонн зерновых перевезено за последние 2 месяца по железной дороге Казахстана
Новости
26.11.2025
Работники локомотиворемонтного депо Шар провели капитальный ремонт снегоочистителя ФРЭС-2
Новости
26.11.2025
КТЖ приняло участие в заседании Совета по железнодорожному транспорту стран СНГ в Баку
Новости
25.11.2025
Казахстан и Туркменистан усилят контейнерные перевозки через порты Актау, Курык и Туркменбаши
Новости
25.11.2025
Минтранс доложил о реализации крупных инфраструктурных проектов на Каспии и юге Казахстана
Регионы
25.11.2025
Корпоративный омбудсмен КТЖ провел узловое совещание на станции Балхаш
Новости
25.11.2025
KTZ Express и AS SilSteve укрепляют партнёрство в сфере мультимодальных перевозок
Пассажирские перевозки
25.11.2025
RWS Wagon поставит АО «Пассажирские перевозки» 60 вагонов серии «45»
Новости
25.11.2025
Развитие транспортного потенциала Казахстана обсудили на совещании в правительстве
КТЖ в лицах
25.11.2025
Ветеран железнодорожной отрасли Юрий Лавриненко отметил 80-летний юбилей
Новости / Архив
25.11.2025
Газета Қазақстан теміржолшысы, №98 от 25 ноября 2025 года