Почетный железнодорожник Мурат Мухамедьяров посвятил 40 лет стальной магистрали

КТЖ в лицах
23.09.2021, 09:50
Анна Панищева

Собственный корреспондент по г. Уральск

В числе корпоративных ценностей БЛАГО АО «НК «ҚТЖ» есть такие, как Лидерство и Амбиции, которые способствуют развитию, росту и самореализации специалистов. Одним из ярких олицетворений этого можно смело назвать судьбу ветерана труда, Почетного железнодорожника Мурата Мухамедьярова, верой и правдой прослужившего стальной магистрали 40 лет, большую часть из них возглавлявшего коллектив Уральского вагонного депо. В этом году он отметил 70-летие. Мурат Шымыргалиевич родился 29 июня 1951 года в обычной сельской семье и о железной дороге даже не помышлял. По окончании школы мечтал поступить в Западно-Казахстанский сельхозинститут на факультет механизации, но не хватило знаний русского языка – обучение в школе велось на казахском. Однако парень не отчаялся и занялся самоподготовкой, начав трудовую деятельность слесарем 1-го разряда в 1967-м году в Чингирлауской автобазе №6. В те годы практиковались трудовые десанты молодых рабочих на крупные предприятия страны. Это был отличный обмен опытом и возможность выявления талантливых кадров. В составе такой бригады от ЗКО Мурат Мухамедьяров попал на Московский завод им. Лихачева – легендарный ЗиЛ. – К знаниям я тянулся всегда, – вспоминает Мурат Шымыргалиевич, – а попасть на такое огромное производство было невероятной удачей. Впечатлений было море и от завода, от мастеров, которые там работали, и от самого города. Я понял, что сделаю все, чтобы учиться в Москве. Решено – сделано. Мурат с товарищем устроился на работу в трест Мосстрой-90 бетонщиком, параллельно готовясь к поступлению в автодорожный институт. Но вот беда – там не предоставлялось общежитие иногородним студентам. А в Московском ордена Ленина и Трудового Красного Знамени институте инженеров железнодорожного транспорта студенческое общежитие было. И это обстоятельство стало решающим при подаче документов в вуз. Тогда Мухамедьяров считал, что ему повезло, а сейчас Мурат Шымыргалиевич убежден: это было судьбоносное решение.

– Железная дорога для меня открыла целый мир. Я счастлив, что именно так сложилась моя судьба, – говорит ветеран отрасли.

К окончанию института он задумался о возвращении на родину. Тогда выпускников вузов трудоустраивали по направлениям, в Казахстан из Москвы не отправляли. В министерстве путей сообщения СССР, куда обратился Мурат, подсказали, чтобы привез запрос на специалиста из Казахстана. Мухамедьяров перед последним курсом побывал в Уральске, взяв необходимый запрос, и после окончания вуза был направлен в Уральское отделение дороги. Трудовая деятельность молодого инженера путей сообщения по специальности «Вагоностроение и вагонное хозяйство» началась в 1975 году в Уральском вагонном депо, и с тех пор он ни разу не изменил своему выбору. Мурат Шымыргалиевич сам попросился в сборочный цех бригадиром: «Хочу посмотреть руками». Вскоре его перевели мастером, а в 1977 году он уже был назначен главным инженером депо. С 1981 по 1986 год возглавлял отдел вагонного хозяйства Уральского отделения Западно-Казахстанской железной дороги. В марте 1986 года назначен начальником Уральского вагонного депо. В эти годы он проявил себя как хороший организатор производства, снискал уважение в коллективе и всего Уральского отделения дороги. В то время руководителю предприятия приходилось решать не только производственные задачи, но и многие социальные вопросы – обеспечение работников жильем, сельхозпродукцией и так далее. Именно в те годы были построены хозспособом более 10 домов, развивали подсобное хозяйство, была даже своя свиноферма. Параллельно с этими заботами Мурат Мухамедьяров получил второе высшее образование в Казахской государственной академии управления и права, что помогло достойно пройти испытания кризисом экономики 90-х годов. С развалом Союза и появлением границ между бывшими Союзными республиками начался тяжелый процесс разделения «имущества»: тепловозы, вагоны и прочее хозяйство распределялось по железнодорожным предприятиям. – Резали отрасль по-живому, – образно описал те процессы Мурат Шымыргалиевич, – стыковые совещания с Приволжской железной дорогой проводились в Озинках очень часто, решались насущные вопросы ремонтов, приписки вагонов, сохранности грузов и так далее. На ремонт вагонов привлекались работники с других предприятий, включая ВЖДО, до 1000 вагонов скапливалось на запасных путях. Процесс был болезненный. В середине 90-х создавалась вертикаль управления предприятиями, градообразующие заводы Уральска – Ворошиловский, Омега, Металлист – остановились, люди уходили в никуда, начались перебои с зарплатой. Железная дорога продолжала работать, но и ее коснулись эти проблемы. Почти как в военное время, работников централизованно обеспечивали даже такими товарами, как мыло, сигареты, но самое главное – сохраняли кадры. Надо сказать, в Уральске вагонное депо по праву считалось кузницей кадров. Например, сенатор Рашид Ахметов начинал трудовую деятельность под руководством Мурата Мухамедьярова и вспоминает те годы, как период становления лидерских качеств. Аманбай Айтжанов, Нурболат Кульмагамбетов, Есболат Дюсенов, Исбасар Жармагамбетов, Темирхан Каналин, Максот Садыков – далеко не полный список руководящих работников в структуре ҚТЖ и других железнодорожных предприятий, кто начинал в Уральском вагонном депо и получил поддержку своим амбициям и лидерским качествам. С 1994 по 1997 год Мурат Шымыргалиевич был главным инженером Уральского отделения ҚТЖ. После ликвидации этого управленческого звена в результате реформ и реструктуризации Казахской железной дороги он вновь возглавил Уральское вагонное депо. Он всегда уделял большое внимание безопасности труда, внедрению в производство новой техники и передовых технологий, поддерживал рационализаторство, поощрял стремление к знаниям и повышению квалификации. За эти качества его очень уважают в коллективе, который начало нового века и тысячелетия отметил большими достижениями. Уральское эксплуатационное вагонное депо неоднократно занимало призовые места в отраслевых соревнованиях. А сам Мурат Мухамедьяров в 2007-м году был награжден нагрудным знаком «Почетный железнодорожник». На заслуженный отдых Мурат Шымыргалиевич вышел в 2014 году, однако связи со своим родным предприятием не теряет. Он частенько навещает свой коллектив, где его встречают как родного. По привычке докладывают обо всем, зная, что получат поддержку, отеческий совет и помощь.

– Наиважнейшей задачей руководителя предприятия должна быть забота о здоровье и безопасности труда работни- ков, – убежден ветеран. – Вот смотрите, без производственного травматизма вагонное депо проработало 3917 дней! Это большое достижение, я рад, что наши преемники верны заложенным принципам эффективного и безопасного труда.

К слову, о преемниках. В настоящее время Уральское эксплуатационное вагонное депо возглавляет племянник ветерана Ержан Мухамедьяров, который заслужил это назначение без протекций, честным трудом, по примеру Мурата Шымыргалиевича, начиная с низов. Надо сказать, что наш герой в свое время привел на железную дорогу и своего брата Максута, который проработал в Уральской дистанции пути больше 20 лет. По их стопам пошли и сыновья. Сейчас Мурат Шымыргалиевич занимается воспитанием внуков. Они с супругой Бирайшой вырастили достойных сына и дочь, которые подарили им шестерых внучат.

– Я один в семье владею казахским языком в совершенстве, поэтому помогаю внукам с уроками, – улыбается ветеран.

В свои 70 лет Мурат Шымыргалиевич бодр и успешно управляет крестьянским хозяйством. В 100 километрах от города он выращивает мелкий и крупный рогатый скот, лошадей. По-прежнему любит читать, занимается самообразованием, а для поддержания физической формы занимается йогой. Вот такие люди и являются фундаментом отрасли, ее настоящей гордостью.

Новости / Архив
19.12.2025
Газета Қазақстан теміржолшысы, №106 от 19 декабря 2025 года
Новости
18.12.2025
Проектно-конструкторское бюро инфраструктуры открылось в КТЖ
Регионы
18.12.2025
Уральские железнодорожники отметили День Независимости в отраслевом музее
Регионы
18.12.2025
Круглый стол ко Дню Независимости прошел в Павлодарском отделении магистральной сети
Новости
18.12.2025
День Независимости отметили в Астанинском эксплуатационном депо
Регионы
18.12.2025
Строительство современного перрона на Сарыбеле выходит на финишную прямую
КТЖ в лицах
18.12.2025
Общественная работа и профессионализм: путь Кенеса Дюсекеева на железной дороге
Регионы
18.12.2025
На Кумистауской дистанции пути усилили очистку инфраструктуры от снега
Регионы
18.12.2025
Карагандинские железнодорожники разработали план работы в зимний период
Новости
18.12.2025
Интермодальные перевозки и цифровизацию обсудили на конференции в Актау
Новости
17.12.2025
Представители России, Армении, Монголии и Кыргызстана впервые приняли участие в форуме молодежи ҚТЖ
Новости
17.12.2025
Более 250 молодых специалистов приняли участие в XIV форуме молодежи ҚТЖ
Новости
17.12.2025
Молодёжь ҚТЖ научили действовать в условиях перемен
Новости
17.12.2025
Командное взаимодействие отработали участники форума молодежи ҚТЖ
Новости
17.12.2025
Более 10 детей получили подарки на «Елке детских желаний»
Новости
17.12.2025
Спокойствие внутри – безопасность снаружи: молодые железнодорожники освоили техники управления стрессом
Новости
17.12.2025
Как ставить цели и расставлять приоритеты: тренинг для молодых специалистов прошел в ҚТЖ
Новости
17.12.2025
Тренинг по ораторскому мастерству провели для молодых сотрудников ҚТЖ
Новости
17.12.2025
Чемпионат кейсов по развитию молодежной политики прошёл в ҚТЖ
Спорт
17.12.2025
Железнодорожник стал призером чемпионата Азии по дзюдо и национальным видам борьбы