Об одной из главных достопримечательностей рассказали в уральском музее железнодорожников

Фото автора
Анна Панищева

Собственный корреспондент по г. Уральск

В музее железнодорожников, которому в этом году исполняется 30 лет, есть макеты всех трех мостов, но одной из главных достопримечательностей считается чугунный железнодорожный мост через реку Чаган, ставший своеобразным музеем под открытым небом.

С инициативой открытия музея около 30 лет назад выступил тогдашний начальник Уральского отделения дороги Омиртай Сахтанов. Музей возглавил почетный железнодорожник КазССР Михаил Надточий. С тех пор он бережно и скрупулезно собирает экспонаты. Некоторым из них - более 100 лет. 

Например, в музее хранится фотография самого первого, еще деревянного моста через реку Чаган. Именно по этой уникальной фотографии в 1985 году мастер Уральского вагонного депо Виктор Каликинский изготовил макет моста. Сам же мост был построен в 1895 году, имел длину 109 метров и просуществовал всего 10 лет.

Движение по железной дороге Покровская Слобода (ныне город Энгельс Саратовской области) – Уральск было открыто в 1894 году. Сначала дорога заканчивалась на правом берегу реки Чаган (сейчас здесь станция Уральск-Товарная), а товары и пассажиров перевозили паромом или возами по льду. Когда был построен деревянный железнодорожный мост, поезда стали ходить до тупиковой станции Уральск.

В 1916 через реку Чаган возвели чугунный железнодорожный мост. Он был в эксплуатации до 1992 года, стал ареной кровопролитных боев во время Гражданской войны, имеет богатую историю и уникальную конструкцию. Грандиозная ажурная металлическая ферма моста соединена без единой сварки с помощью специальных заклепок по той же технологии, что и знаменитая Эйфелева башня в Париже. Не менее примечательны выразительные устои моста, облицованные мощными блоками редкого для Уральска естественного камня. Таких мостовых сооружений в СНГ остались единицы. В основном они автотранспортные или пешеходные.

«Наш чугунный мост строили вручную мастер Котельников с двумя сыновьями. В горне они нагревали заготовки, а затем ковали из них несколько тысяч заклепок. Работа осложнялась тем, что не было механических прессов и клепательных машин. Они строили мост 10 лет. Построить вручную чугунный клепанный мост – это настоящий подвиг! Поэтому в мире так мало клепанных мостов. Была версия, что мост через Чаган не собственно чугунный, а стальной, однако стальные мосты получили распространение в 1950-х годах», – рассказал Михаил Надточий.

До сегодняшнего дня мост сохранился чудом. Около 15 назад историческая реликвия Уральска и Казахских железных дорог мог пойти на металлолом. На защиту моста встала общественность, которую поддержал тогдашний аким Уральска Самиголла Уразов, впоследствии депутат Мажилиса Парламента РК. По результатам обследования чугунный мост поставлен на учёт госинспекции по охране историко-культурного наследия ЗКО и взят под охрану государства, как памятник истории.

Новости
28.04.2025
Итоги работы по предупреждению несчастных случаев на железной дороге подвели в Кокшетау
Новости
28.04.2025
Встреча с ветеранами-железнодорожниками прошла в Высшем колледже транспорта и коммуникаций
Спорт
28.04.2025
Спортивный праздник ҰмтылFest прошел в КТЖ
Регионы
28.04.2025
Уникальные экспонаты времён войны храни музей боевой и трудовой славы в Кокшетау
Регионы
28.04.2025
Час памяти в честь 80-летия Великой Победы прошел в Центральном музее железнодорожного транспорта
КТЖ в лицах
28.04.2025
Замначальника противопожарной службы Многофункционального центра обслуживания Игоря Аржаных проводили на пенсию в Павлодаре
Регионы
28.04.2025
Работу по предотвращению выхода скота на пути усилили в Костанайском регионе
Новости
28.04.2025
О реализации крупных проектов в Мангистауской области рассказали в Минтрансе
Регионы
28.04.2025
Рекорд по погрузке угля установили в Павлодарском регионе
Пассажирские перевозки
28.04.2025
На маршруте №614/613 «Уральск–Мангистау» будет запущен женский вагон
Новости
25.04.2025
Три новых железнодорожных вокзала построят в Мангистауской области
Пассажирские перевозки
25.04.2025
Новая функция для просмотра планировки вагона появилась на сайте АО «Пассажирские перевозки»
Новости
25.04.2025
Дноуглубительные работы в порту Актау начнут в июне
Новости
25.04.2025
Развитие железнодорожного машиностроения обсудили на Форуме машиностроителей Казахстана
Регионы
25.04.2025
Весенний комиссионный осмотр продолжается в Павлодарском регионе
Новости
25.04.2025
Казахстан и Таджикистан расширят ж/д сотрудничество
Новости
25.04.2025
Развитие ж/д логистики и инфраструктуры обсудили на конференции АНЭК и КазАПО в Алматы
Новости
25.04.2025
XII Форум машиностроителей Казахстана стартовал в Астане
Новости
25.04.2025
Казахстан и Афганистан достигли договоренностей о строительстве железной дороги Тургунди – Герат
Новости
25.04.2025
Порт Курык и Nostrac подписали меморандум о развитии инфраструктуры