Об одной из главных достопримечательностей рассказали в уральском музее железнодорожников

Фото автора
Анна Панищева

Собственный корреспондент по г. Уральск

В музее железнодорожников, которому в этом году исполняется 30 лет, есть макеты всех трех мостов, но одной из главных достопримечательностей считается чугунный железнодорожный мост через реку Чаган, ставший своеобразным музеем под открытым небом.

С инициативой открытия музея около 30 лет назад выступил тогдашний начальник Уральского отделения дороги Омиртай Сахтанов. Музей возглавил почетный железнодорожник КазССР Михаил Надточий. С тех пор он бережно и скрупулезно собирает экспонаты. Некоторым из них - более 100 лет. 

Например, в музее хранится фотография самого первого, еще деревянного моста через реку Чаган. Именно по этой уникальной фотографии в 1985 году мастер Уральского вагонного депо Виктор Каликинский изготовил макет моста. Сам же мост был построен в 1895 году, имел длину 109 метров и просуществовал всего 10 лет.

Движение по железной дороге Покровская Слобода (ныне город Энгельс Саратовской области) – Уральск было открыто в 1894 году. Сначала дорога заканчивалась на правом берегу реки Чаган (сейчас здесь станция Уральск-Товарная), а товары и пассажиров перевозили паромом или возами по льду. Когда был построен деревянный железнодорожный мост, поезда стали ходить до тупиковой станции Уральск.

В 1916 через реку Чаган возвели чугунный железнодорожный мост. Он был в эксплуатации до 1992 года, стал ареной кровопролитных боев во время Гражданской войны, имеет богатую историю и уникальную конструкцию. Грандиозная ажурная металлическая ферма моста соединена без единой сварки с помощью специальных заклепок по той же технологии, что и знаменитая Эйфелева башня в Париже. Не менее примечательны выразительные устои моста, облицованные мощными блоками редкого для Уральска естественного камня. Таких мостовых сооружений в СНГ остались единицы. В основном они автотранспортные или пешеходные.

«Наш чугунный мост строили вручную мастер Котельников с двумя сыновьями. В горне они нагревали заготовки, а затем ковали из них несколько тысяч заклепок. Работа осложнялась тем, что не было механических прессов и клепательных машин. Они строили мост 10 лет. Построить вручную чугунный клепанный мост – это настоящий подвиг! Поэтому в мире так мало клепанных мостов. Была версия, что мост через Чаган не собственно чугунный, а стальной, однако стальные мосты получили распространение в 1950-х годах», – рассказал Михаил Надточий.

До сегодняшнего дня мост сохранился чудом. Около 15 назад историческая реликвия Уральска и Казахских железных дорог мог пойти на металлолом. На защиту моста встала общественность, которую поддержал тогдашний аким Уральска Самиголла Уразов, впоследствии депутат Мажилиса Парламента РК. По результатам обследования чугунный мост поставлен на учёт госинспекции по охране историко-культурного наследия ЗКО и взят под охрану государства, как памятник истории.

Новости / Архив
24.05.2024
Газета «Қазақстан теміржолшысы», №44 от 24 мая 2024 года
Главные новости
23.05.2024
Стандарт мягкого съемного инвентаря обновило КТЖ
Пассажирские перевозки
23.05.2024
Контент мультимедийного развлекательного портала в поездах КТЖ будут обновлять ежеквартально
Новости
23.05.2024
КТЖ и PSA усиливают взаимодействие по развитию транспортно-транзитного потенциала Казахстана
Пассажирские перевозки
23.05.2024
Вагонный парк Нацперевозчика практически полностью обновится к 2030 году
Новости
23.05.2024
Партнерство КТЖ и сингапурской компании PSA International отметил Касым-Жомарт Токаев на Казахско-сингапурском бизнес форуме
Регионы
23.05.2024
Поезд «Саламатты Қазақстан» прибыл в Карагандинскую область
Новости
23.05.2024
Благодарственные письма получили железнодорожные объекты за проведение профориентационных экскурсий в Астане
Спорт
23.05.2024
Железнодорожники приняли участие в спартакиаде по летним видам спорта в Уральске
Новости
22.05.2024
Возможности казахстанских логистических услуг представили на международной выставке в Китае
Новости
22.05.2024
Правила провоза багажа в пассажирских поездах напомнило КТЖ
Регионы
22.05.2024
Встреча ветеранов-железнодорожников прошла в Караганде
Новости
22.05.2024
Крупный морской транспортно-логистический кластер создадут на базе портов Актау и Курык
Регионы
22.05.2024
Замечания сделали проверяющие в ходе весеннего комиссионного осмотра в ВКО
Регионы
22.05.2024
Тренеры КТЖ провели выездной тренинг на станции Караганда-Сортировочная
Новости
22.05.2024
ОЮЛ «СТК «KAZLOGISTICS» и Ассоциация организаций промышленного железнодорожного транспорта подписали соглашение о сотрудничестве
Новости
21.05.2024
Строительство железной дороги в обход Алматы идет активными темпами
Новости
21.05.2024
Минпром: В 2,4 раза выросли объемы производства продукции железнодорожного машиностроения в Казахстане
Новости
21.05.2024
Главные инженеры вагонных депо обменялись опытом в области производственной безопасности и охраны труда в Таразе
Новости
21.05.2024
Вопросы наращивания грузоперевозок по ТМТМ обсудили в Прибалтийских странах