Об одной из главных достопримечательностей рассказали в уральском музее железнодорожников

Фото автора
Анна Панищева

Собственный корреспондент по г. Уральск

В музее железнодорожников, которому в этом году исполняется 30 лет, есть макеты всех трех мостов, но одной из главных достопримечательностей считается чугунный железнодорожный мост через реку Чаган, ставший своеобразным музеем под открытым небом.

С инициативой открытия музея около 30 лет назад выступил тогдашний начальник Уральского отделения дороги Омиртай Сахтанов. Музей возглавил почетный железнодорожник КазССР Михаил Надточий. С тех пор он бережно и скрупулезно собирает экспонаты. Некоторым из них - более 100 лет. 

Например, в музее хранится фотография самого первого, еще деревянного моста через реку Чаган. Именно по этой уникальной фотографии в 1985 году мастер Уральского вагонного депо Виктор Каликинский изготовил макет моста. Сам же мост был построен в 1895 году, имел длину 109 метров и просуществовал всего 10 лет.

Движение по железной дороге Покровская Слобода (ныне город Энгельс Саратовской области) – Уральск было открыто в 1894 году. Сначала дорога заканчивалась на правом берегу реки Чаган (сейчас здесь станция Уральск-Товарная), а товары и пассажиров перевозили паромом или возами по льду. Когда был построен деревянный железнодорожный мост, поезда стали ходить до тупиковой станции Уральск.

В 1916 через реку Чаган возвели чугунный железнодорожный мост. Он был в эксплуатации до 1992 года, стал ареной кровопролитных боев во время Гражданской войны, имеет богатую историю и уникальную конструкцию. Грандиозная ажурная металлическая ферма моста соединена без единой сварки с помощью специальных заклепок по той же технологии, что и знаменитая Эйфелева башня в Париже. Не менее примечательны выразительные устои моста, облицованные мощными блоками редкого для Уральска естественного камня. Таких мостовых сооружений в СНГ остались единицы. В основном они автотранспортные или пешеходные.

«Наш чугунный мост строили вручную мастер Котельников с двумя сыновьями. В горне они нагревали заготовки, а затем ковали из них несколько тысяч заклепок. Работа осложнялась тем, что не было механических прессов и клепательных машин. Они строили мост 10 лет. Построить вручную чугунный клепанный мост – это настоящий подвиг! Поэтому в мире так мало клепанных мостов. Была версия, что мост через Чаган не собственно чугунный, а стальной, однако стальные мосты получили распространение в 1950-х годах», – рассказал Михаил Надточий.

До сегодняшнего дня мост сохранился чудом. Около 15 назад историческая реликвия Уральска и Казахских железных дорог мог пойти на металлолом. На защиту моста встала общественность, которую поддержал тогдашний аким Уральска Самиголла Уразов, впоследствии депутат Мажилиса Парламента РК. По результатам обследования чугунный мост поставлен на учёт госинспекции по охране историко-культурного наследия ЗКО и взят под охрану государства, как памятник истории.

Новости
29.04.2024
Работники станции Сороковая сразились в конкурсе-викторине по вопросам охраны труда
Регионы
29.04.2024
Железнодорожников наградили за соблюдение безопасности и охрану труда в Павлодаре
Новости
29.04.2024
Всемирный день охраны труда отметили на железной дороге в Казахстане
Регионы
29.04.2024
День охраны труда отметили железнодорожники в Караганде
Новости
29.04.2024
Профсоюзный актив железнодорожного узла «Астана» обсудил с коллегами из России и Беларуси вопросы охраны труда
Пассажирские перевозки
29.04.2024
Пассажирский поезд запустят из Сианя в Алматы
Новости
26.04.2024
Для столичных студентов организовали экскурсии на объекты КТЖ
Грузовые перевозки
26.04.2024
Казахстан, Россия и Китай создают новый транспортный хаб
Регионы
26.04.2024
Железнодорожники провели профилактические беседы со старшеклассниками в ЗКО
Новости
26.04.2024
Разъяснительную беседу с женами машинистов провели в Кокшетау
Регионы
26.04.2024
Выход скота на железнодорожные пути стал причиной 20 экстренных торможений в Павлодарской области
Регионы
26.04.2024
Весенний комиссионный осмотр стартовал в ВКО
Новости / Архив
26.04.2024
Газета «Қазақстан теміржолшысы», №36 от 26 апреля 2024 года
Новости
25.04.2024
Казахстан готов принять участие в строительстве трансафганских железных дорог
КТЖ в лицах
25.04.2024
Начальник лаборатории на станции Достык поделился секретом успеха
В мире
25.04.2024
Поезд с вагоном-спа запустили в России
Регионы
25.04.2024
Машинист-инструктор Алматинского локомотивного депо рассказал, как выучил казахский язык
Регионы
25.04.2024
Ряд мероприятий ко Дню охраны труда провели в ТОО «ВЖДО» в Костанайской области
Новости
25.04.2024
Локомотивосборочные заводы поставят более 140 электровозов и тепловозов в 2024 году
Новости
25.04.2024
Локомотивы КТЖ готовят к летним перевозкам