Об одной из главных достопримечательностей рассказали в уральском музее железнодорожников

Фото автора
Анна Панищева

Собственный корреспондент по г. Уральск

В музее железнодорожников, которому в этом году исполняется 30 лет, есть макеты всех трех мостов, но одной из главных достопримечательностей считается чугунный железнодорожный мост через реку Чаган, ставший своеобразным музеем под открытым небом.

С инициативой открытия музея около 30 лет назад выступил тогдашний начальник Уральского отделения дороги Омиртай Сахтанов. Музей возглавил почетный железнодорожник КазССР Михаил Надточий. С тех пор он бережно и скрупулезно собирает экспонаты. Некоторым из них - более 100 лет. 

Например, в музее хранится фотография самого первого, еще деревянного моста через реку Чаган. Именно по этой уникальной фотографии в 1985 году мастер Уральского вагонного депо Виктор Каликинский изготовил макет моста. Сам же мост был построен в 1895 году, имел длину 109 метров и просуществовал всего 10 лет.

Движение по железной дороге Покровская Слобода (ныне город Энгельс Саратовской области) – Уральск было открыто в 1894 году. Сначала дорога заканчивалась на правом берегу реки Чаган (сейчас здесь станция Уральск-Товарная), а товары и пассажиров перевозили паромом или возами по льду. Когда был построен деревянный железнодорожный мост, поезда стали ходить до тупиковой станции Уральск.

В 1916 через реку Чаган возвели чугунный железнодорожный мост. Он был в эксплуатации до 1992 года, стал ареной кровопролитных боев во время Гражданской войны, имеет богатую историю и уникальную конструкцию. Грандиозная ажурная металлическая ферма моста соединена без единой сварки с помощью специальных заклепок по той же технологии, что и знаменитая Эйфелева башня в Париже. Не менее примечательны выразительные устои моста, облицованные мощными блоками редкого для Уральска естественного камня. Таких мостовых сооружений в СНГ остались единицы. В основном они автотранспортные или пешеходные.

«Наш чугунный мост строили вручную мастер Котельников с двумя сыновьями. В горне они нагревали заготовки, а затем ковали из них несколько тысяч заклепок. Работа осложнялась тем, что не было механических прессов и клепательных машин. Они строили мост 10 лет. Построить вручную чугунный клепанный мост – это настоящий подвиг! Поэтому в мире так мало клепанных мостов. Была версия, что мост через Чаган не собственно чугунный, а стальной, однако стальные мосты получили распространение в 1950-х годах», – рассказал Михаил Надточий.

До сегодняшнего дня мост сохранился чудом. Около 15 назад историческая реликвия Уральска и Казахских железных дорог мог пойти на металлолом. На защиту моста встала общественность, которую поддержал тогдашний аким Уральска Самиголла Уразов, впоследствии депутат Мажилиса Парламента РК. По результатам обследования чугунный мост поставлен на учёт госинспекции по охране историко-культурного наследия ЗКО и взят под охрану государства, как памятник истории.

Новости
08.11.2024
Вечер памяти почетного железнодорожника и художника прошел в КТЖ
Грузовые перевозки
08.11.2024
Более 7,8 млн тонн зерна перевезено ж/д транспортом
Регионы
08.11.2024
Инспекторы по безопасности труда провели плановую проверку в Павлодарском отделении ГП
Новости
08.11.2024
«Бесшовный транзит» грузов по Северному транспортному коридору планируют запустить в 2025 году
Регионы
08.11.2024
Условную утечку хлора успешно ликвидировали на станции Караганда-Сортировочная
Новости
08.11.2024
Турные вагоны начала ремонтировать Дирекция магистральной сети
Новости / Архив
08.11.2024
Газета «Қазақстан теміржолшысы», №95 от 08 ноября 2024 года
Новости
07.11.2024
Протокол 81-ого заседания Совета по железнодорожному транспорту государств – участников Содружества подписали в Ташкенте
Спорт
07.11.2024
Турнир по настольному теннису среди железнодорожников прошел в Екибастузе
Регионы
07.11.2024
Грузовая станция Риддер отмечает 85 лет
Новости
07.11.2024
МСХ: Увеличение объемов экспорта зерна прогнозируется в первом полугодии 2025 года
Грузовые перевозки / Цифра недели
07.11.2024
Более 210 млн тонн грузов перевезли ж/д транспортом
Новости
07.11.2024
Команда КТЖ стала победителем среди работников группы компаний АО «Самрук-Қазына»
Грузовые перевозки
06.11.2024
Казахстанские зернопроизводители осваивают новые рынки сбыта
Регионы
06.11.2024
Сезон травоборьбы завершился в Костанайском регионе
Инфраструктура
06.11.2024
О ходе строительства обводной линии станции Алматы рассказали в Минтрансе
Новости
06.11.2024
XLVI Конгресс Международной федерации работников транспорта прошел в Марракеше
Пассажирские перевозки
06.11.2024
Дополнительные поезда Тальго запустит КТЖ между столицей и мегаполисами
Новости
05.11.2024
Новый тип электровоза начнут производить КТЖ и ALSTOM в Казахстане
Грузовые перевозки
05.11.2024
Афганистан готов увеличить прием казахстанского зерна