Первая казахская женщина-машинист, водившая локомотив

Ардақ Ерубаева

Акын Дарканбаева - одна из немногих казахских женщин-машинистов локомотива. О ней редакции Rail-news.kz рассказал ветеран-железнодорожник из Актобе Александр Алпысбаев.

«К сожалению, люди стали забывать об Акын Дарканбаевой, имя которой золотыми буквами вписано в историю Казахстанской железной дороги. Она внесла существенный вклад в становление железной дороги. Долг подрастающего поколения - чтить и помнить имя первой казахской машинистки, дочери Ордена», - говорит Председатель Совета ветеранов Актюбинского локомотивного депо Александр Алпысбаев.

Итак, кем была первая машинистка локомотива из числа казахских девушек? Акын Дарканбаева родилась в 1925 году в крестьянском селе №5 Ойылского района в семье железнодорожника Дарканбая Ниязалина. Трудовую деятельность начала в 1942 году в возрасте 17 лет на Никельтауской дороге. Ее отец переехал на станцию ​​Никельтау в 1940-х годах и участвовал в строительстве железной дороги Орск-Никельтау, которая строилась в те годы. После трех лет упорного труда наша Акын встретилась с солдатом по имени Джума Аймаганбетов, который после победы в Великой Отечественной вернулся в страну и переехал на станцию ​​Шалкар. Он устроился на локомотивное депо и стал слесарем. В 1952 году смелая девушка пошла в Казалинский техникум, где прошла курс подготовки помощника машиниста локомотива и работала помощником машиниста локомотива в локомотивном депо «Шалкар». В 1959 году, окончив курс подготовки машинистов локомотивов в Караганде, ей было присвоено звание помощника машиниста локомотивов 1 класса. Таким образом, казахская девушка, которая одной из первых в области водила локомотив, продолжила карьеру в локомотивном депо Актобе. До пенсии работала помощником машиниста локомотива первого класса, а затем маневровым локомотивом. Постановлением Верховного Совета СССР 7 марта 1960 года Акын Дарканбаева была награждена высшей государственной наградой - орденом Трудового Красного Знамени. Награждена дипломами и медалями разной степени. Она умерла в декабре 1994 года в возрасте 69 лет.

Регионы
24.06.2025
Более 30 илецких железнодорожников приняли участие в показательном комиссионном осмотре на станции Цвилинга
Пассажирские перевозки
24.06.2025
Более 240 тысяч пассажиров с особыми потребностями воспользовались поездами КТЖ
Грузовые перевозки
24.06.2025
Морские перевозки в Казахстане выросли на 43,9%
Новости
24.06.2025
Казахстан откроет регулярное паромное сообщение по маршруту Курык – Алят
Грузовые перевозки
24.06.2025
Железнодорожные поставки зерновых грузов в Китай выросли на 46%
Новости / Архив
24.06.2025
Газета Қазақстан теміржолшысы, №48 от 24 июня 2025 года
Новости
23.06.2025
Весенний комиссионный осмотр локомотивов завершился в КТЖ
КТЖ в лицах
23.06.2025
Ведущего инженера Павлодарской базы материально-технического снабжения Елену Райфегерст проводили на пенсию
Спорт
23.06.2025
Около 60 железнодорожников приняли участие в спартакиаде к 50-летию ГВЦ
Пассажирские перевозки
23.06.2025
КТЖ полностью обновит парк пассажирских вагонов к 2030 году
Инфраструктура
23.06.2025
Летняя путевая кампания продолжается в Акмолинском отделении магистральной сети
Грузовые перевозки / Цифра недели
20.06.2025
Объем перевозок казахстанского зерна вырос на 54%
Инфраструктура
20.06.2025
Около 400 км железных дорог отремонтировано в Казахстане
Регионы
20.06.2025
Дополнительный скоростной поезд запущен по маршруту Караганда – Балхаш
Регионы
20.06.2025
Работы по модернизации железнодорожного вокзала начались в Усть-Каменогорске
Новости
20.06.2025
Казахстанский транспортно-логистический форум-2025 прошел в Алматы
Пассажирские перевозки
20.06.2025
Необходимые условия созданы для комфорта пассажиров на вокзалах в направлении Алаколя
Новости / Архив
20.06.2025
Газета Қазақстан теміржолшысы, №47 от 20 июня 2025 года
Регионы
19.06.2025
Пожарно-тактические учения прошли в Мангистауском отделении магистральной сети
Новости
19.06.2025
Около тысячи пассажиров получили первую помощь в поездах КТЖ за три года