Первая казахская женщина-машинист, водившая локомотив

Ардақ Ерубаева

Акын Дарканбаева - одна из немногих казахских женщин-машинистов локомотива. О ней редакции Rail-news.kz рассказал ветеран-железнодорожник из Актобе Александр Алпысбаев.

«К сожалению, люди стали забывать об Акын Дарканбаевой, имя которой золотыми буквами вписано в историю Казахстанской железной дороги. Она внесла существенный вклад в становление железной дороги. Долг подрастающего поколения - чтить и помнить имя первой казахской машинистки, дочери Ордена», - говорит Председатель Совета ветеранов Актюбинского локомотивного депо Александр Алпысбаев.

Итак, кем была первая машинистка локомотива из числа казахских девушек? Акын Дарканбаева родилась в 1925 году в крестьянском селе №5 Ойылского района в семье железнодорожника Дарканбая Ниязалина. Трудовую деятельность начала в 1942 году в возрасте 17 лет на Никельтауской дороге. Ее отец переехал на станцию ​​Никельтау в 1940-х годах и участвовал в строительстве железной дороги Орск-Никельтау, которая строилась в те годы. После трех лет упорного труда наша Акын встретилась с солдатом по имени Джума Аймаганбетов, который после победы в Великой Отечественной вернулся в страну и переехал на станцию ​​Шалкар. Он устроился на локомотивное депо и стал слесарем. В 1952 году смелая девушка пошла в Казалинский техникум, где прошла курс подготовки помощника машиниста локомотива и работала помощником машиниста локомотива в локомотивном депо «Шалкар». В 1959 году, окончив курс подготовки машинистов локомотивов в Караганде, ей было присвоено звание помощника машиниста локомотивов 1 класса. Таким образом, казахская девушка, которая одной из первых в области водила локомотив, продолжила карьеру в локомотивном депо Актобе. До пенсии работала помощником машиниста локомотива первого класса, а затем маневровым локомотивом. Постановлением Верховного Совета СССР 7 марта 1960 года Акын Дарканбаева была награждена высшей государственной наградой - орденом Трудового Красного Знамени. Награждена дипломами и медалями разной степени. Она умерла в декабре 1994 года в возрасте 69 лет.

Регионы
18.07.2025
Воспитанники детсада посетили Уральский железнодорожный музей
Новости
18.07.2025
Более 9 млн тонн казахстанского зерна отправлено на экспорт
Новости
18.07.2025
Эксплуатацию вагонов с продленным сроком службы ограничат в Казахстане
Инфраструктура
18.07.2025
Железнодорожный мост построят через Сырдарью
Новости
18.07.2025
Развитие морской отрасли обсудили в Министерстве транспорта РК
Новости
18.07.2025
АО «Кедентранссервис» обсуждает сотрудничество в сфере цифровизации логистики с китайскими компания
Новости
18.07.2025
Цифровой модуль для договоров с нерезидентами запущен в KTZ Express
Инфраструктура
18.07.2025
Половина ремонтной кампании на железной дороге завершена в Казахстане
Новости / Архив
18.07.2025
Газета Қазақстан теміржолшысы, №54 от 18 июля 2025 года
Регионы
17.07.2025
Лучших осмотрщиков-ремонтников вагонов определили на станции Караганда-Сортировочная
Регионы
17.07.2025
Меры по противодействию коррупции обсудили на станции Илецк
Регионы
17.07.2025
Финансового ревизора Южного регионального отдела ревизии Валентину Нейман проводили на пенсию
Регионы
17.07.2025
Учения по реагированию на случай холеры прошли на станции Павлодар
Новости
17.07.2025
Капитальный ремонт 16 домов отдыха локомотивных бригад проводит КТЖ
Регионы
17.07.2025
Костанайские железнодорожники отгрузили почти 7 млн тонн
Инфраструктура
17.07.2025
Строительство логистического хаба «Тобыл» начато в Костанае
Пассажирские перевозки
16.07.2025
Нарушения в туристических поездах выявила комиссия АО «Пассажирские перевозки»
Регионы
16.07.2025
В июне экспорт угля «Шубарколь комир» достиг рекордных 841 тыс. тонн
Новости
16.07.2025
Брейн-ринг для машинистов электровозов прошел в Центре оценки и развития персонала железнодорожного транспорта
Новости
16.07.2025
На обходной линии в обход ж/д узла станции Алматы выполнено более 96% земляных работ