Первая казахская женщина-машинист, водившая локомотив

Ардақ Ерубаева

Акын Дарканбаева - одна из немногих казахских женщин-машинистов локомотива. О ней редакции Rail-news.kz рассказал ветеран-железнодорожник из Актобе Александр Алпысбаев.

«К сожалению, люди стали забывать об Акын Дарканбаевой, имя которой золотыми буквами вписано в историю Казахстанской железной дороги. Она внесла существенный вклад в становление железной дороги. Долг подрастающего поколения - чтить и помнить имя первой казахской машинистки, дочери Ордена», - говорит Председатель Совета ветеранов Актюбинского локомотивного депо Александр Алпысбаев.

Итак, кем была первая машинистка локомотива из числа казахских девушек? Акын Дарканбаева родилась в 1925 году в крестьянском селе №5 Ойылского района в семье железнодорожника Дарканбая Ниязалина. Трудовую деятельность начала в 1942 году в возрасте 17 лет на Никельтауской дороге. Ее отец переехал на станцию ​​Никельтау в 1940-х годах и участвовал в строительстве железной дороги Орск-Никельтау, которая строилась в те годы. После трех лет упорного труда наша Акын встретилась с солдатом по имени Джума Аймаганбетов, который после победы в Великой Отечественной вернулся в страну и переехал на станцию ​​Шалкар. Он устроился на локомотивное депо и стал слесарем. В 1952 году смелая девушка пошла в Казалинский техникум, где прошла курс подготовки помощника машиниста локомотива и работала помощником машиниста локомотива в локомотивном депо «Шалкар». В 1959 году, окончив курс подготовки машинистов локомотивов в Караганде, ей было присвоено звание помощника машиниста локомотивов 1 класса. Таким образом, казахская девушка, которая одной из первых в области водила локомотив, продолжила карьеру в локомотивном депо Актобе. До пенсии работала помощником машиниста локомотива первого класса, а затем маневровым локомотивом. Постановлением Верховного Совета СССР 7 марта 1960 года Акын Дарканбаева была награждена высшей государственной наградой - орденом Трудового Красного Знамени. Награждена дипломами и медалями разной степени. Она умерла в декабре 1994 года в возрасте 69 лет.

Новости
05.02.2025
Вопросы сотрудничества обсудили руководство АО «Самрук-Қазына» и Wabtec
Новости
05.02.2025
КТЖ снизило выбросы в атмосферу и объем отходов в 2024 году
Регионы
05.02.2025
Практические технические занятия провели в Кушмурунской дистанции сигнализации и связи
Регионы
04.02.2025
Контролируемый спуск лавин провели железнодорожники ВКО
Регионы
04.02.2025
Обновления внедрили после открытия движения поездов по второму пути на участке Балхаш-1 – Мойынты
Регионы
04.02.2025
О работе по профилактике производственных рисков рассказали в Достыкском эксплуатационном вагонном депо
Грузовые перевозки
04.02.2025
Экспорт зерна нового урожая в страны Центральной Азии по сети КТЖ увеличился на 36%
Новости / Архив
04.02.2025
Газета Қазақстан теміржолшысы, №8 от 4 февраля 2025 года
Новости
03.02.2025
Более 166 тысяч человек прослушали лекции о правилах поведения на железной дороге в Казахстане
Спорт
03.02.2025
Турнир по шахматам памяти почетного железнодорожника Омиртая Сахтанова прошел в Уральске
Регионы
03.02.2025
Итоги 2024 году подвели в РЦУП-2 Алматы
Регионы
03.02.2025
Профилактическую работу со школьниками продолжают вести железнодорожники в Уральске
Грузовые перевозки / Цифра недели
03.02.2025
Около 54 млн тонн угля доставлено по сети КТЖ для казахстанских потребителей
Новости
03.02.2025
О ходе строительства хаба в порту Актау рассказали в КТЖ
Новости
03.02.2025
Цифровые полигоны для апробации разработок для железной дороги на основе ИИ создает КТЖ
Новости
31.01.2025
Почти 2,5 млн тонн грузов планируют перевалить в 2025 году через порт Курык
Новости
31.01.2025
Практические технические занятия провели в Акмолинском отделении магистральной сети
Регионы
31.01.2025
О работе по улучшению условий труда сотрудников рассказали в Оскеменском эксплуатационном локомотивном депо
Новости
31.01.2025
Более 437,1 млн тонн грузов перевезено железнодорожным транспортом в 2024 году
Новости
31.01.2025
СТК «Kazlogistics» и Eurasian Caspian Trans обсуждают транзитные перевозки через Север – Юг