Паровоз Победы в Уральске

Регионы
22.05.2023, 11:10
Фото автора
Анна Панищева

Собственный корреспондент по г. Уральск

Международный день музеев отмечался 18 мая. В музее железнодорожников Уральска много интересных экспонатов, но одним из самых популярных экспонатов, которому посвящена отдельная лекция, является макет паровоза Победы серии СО-к.  

Строго говоря, этот макет был изготовлен по заказу почетного железнодорожника Михаила Тихоновича, который и передал этот уникальный в своем роде экспонат в дар музею железнодорожников Уральска. Ежегодно в этом музее бывает до полутора тысяч посетителей, и макеты локомотивов всех времен вызывают неизменный интерес, особенно макет паровоза СО-к («Серго Орджоникидзе» – народный комиссар тяжелой промышленности СССР с 1932 по 1937 год), воспроизведенный в мельчайших деталях, включая ходовую часть.

Паровоз СО-к был спроектирован в 1933-1934 годы Ленинградским и Харьковским НИИ и построен на Коломенском заводе в январе 1935 года. Потребность в паровозе с более экономичным в расходовании топлива и воды локомотивом при большей мощности с обеспечением движения по слабым рельсам была высока.  

Всем этим требованиям отвечал паровоз СО-к, литера «К» обозначала «с конденсацией пара». Данный паровоз мог водить поезда весом до 4 000 тонн со скоростью 75 километров в час, КПД – 7,8%. Это достигалось использованием перегретого до 300 градусов Цельсия пара. Очень важным достоинством нового паровоза стало то, что он мог проходить до 1 700 километров без набора воды.  

– Большой расход воды на паровозах предыдущего поколения допускался выбросом отработанного пара из цилиндров при каждом обороте колеса. Благодаря многократному использованию одной и той же воды паровозы с конденсацией пара сократили ее расход в сотни раз, а также позволили избавиться от накипи, особенно в местностях с жесткой водой, – поясняет Михаил Надточий.  

Кроме того, паровозы СО-к активно использовались на всех участках фронтов, доставляя войска и вооружение к передовой по так называемым слабым рельсам, – восстановленным после бомбежек. Всего в период войны было задействовано 1 500 паровозов в спецколоннах НКПС.  

После увлекательного рассказа об уникальном и героическом паровозе посетители Уральского музея железнодорожников с еще большим вниманием изучают макет паровоза Победы, созданный с огромной любовью умными руками плотником Илецкого локомотивного депо Львов Саркисяном.

Пассажирские перевозки
09.05.2025
КТЖ оформило поезда ко Дню Победы
Новости
08.05.2025
Канапья Акпаев: закалённый войной, преданный делу железной дороги
Новости
08.05.2025
Ветерана Арсения Щудляка поздравили с Днем Победы в Щучинске
Регионы
08.05.2025
Ушёл на фронт мальчишкой, вернулся героем: путь ветерана Великой Отечественной войны Бориса Шолубая
Новости
08.05.2025
Ветеранов Великой Отечественной войны поздравили в КТЖ
Регионы
08.05.2025
Труженицу тыла Великой Отечественной войны Марию Божок поздравили с 99-летием
Пассажирские перевозки
08.05.2025
КТЖ запускает дополнительные пассажирские поезда в летний период
Архив / Новости
08.05.2025
Спецвыпуск газеты «Қазақстан теміржолшысы» от 8 мая 2025 года
Пассажирские перевозки
06.05.2025
Более 130 туристов отправились в путешествие на поезде «Keruen Express»
Регионы
06.05.2025
Внешний вид памятного локомотива восстановили к 80-летию Победы в Усть-Каменогорске
Регионы
06.05.2025
Алматинский регион увековечивает подвиг железнодорожников времен войны
Регионы
06.05.2025
Оскеменские железнодорожники готовятся отметить День Победы и День защитника Отечества
Регионы
06.05.2025
Пожарный поезд задействовали в ликвидации пожара на складе в Семее
Регионы
06.05.2025
Музей истории Карагандинского отделения Целинной железной дороги представил реликвии времён Великой Отечественной войны
Новости
06.05.2025
Выставка архивных фото открылась к 80-летию Победы на вокзале «Нұрлы жол»
Инфраструктура
06.05.2025
КТЖ начало масштабную модернизацию железнодорожной сети
Новости / Архив
06.05.2025
Газета Қазақстан теміржолшысы, №34-35 от 06 мая 2025 года
Грузовые перевозки
05.05.2025
KTZ Express запустило доставку от двери до двери по маршруту Казахстан – Бельгия
Грузовые перевозки
05.05.2025
Экспорт высокотехнологичных кормов железнодорожным транспортом в Китай достиг рекордного объема
Спорт
05.05.2025
Более 400 сотрудников КТЖ приняли участие в III Charity Samruk Marathon