Ушёл на фронт мальчишкой, вернулся героем: путь ветерана Великой Отечественной войны Бориса Шолубая

Регионы
08.05.2025, 11:56
Фото автора
Анна Панищева

Собственный корреспондент по г. Уральск

С каждым годом ветеранов Великой Отечественной войны остается все меньше. К 80-летию Победы в Уральске их осталось всего девять. Из тех, кто перешагнул вековой юбилей, – первоцелинник, мастер спорта по футболу, ветеран Уральской дистанции сигнализации и связи Борис Шолубай.

Родился Борис Сергеевич 13 февраля 1924 года в Немирове Винницкой области (Украина). К началу войны успел окончить семилетку. Парней 1922-1925 годов рождения военкомат направил на Донбасс на замену ушедшим на фронт шахтерам, рабочим, колхозникам.

Первый раз мама его оплакала в 1941-м. В сентябре фашисты прорвали оборону и форсировали Днепр. Начался артобстрел.

«Кругом паника. Нас было пятеро с одного двора, все разных национальностей. Еврей, поляк и я, русский, решили пробираться в войска. Затаились в воронке до окончания артобстрела и рванули к дороге. А нашим семьям сообщили, что мы погибли», – вспоминает ветеран.

Отчаянной троице удалось добраться до райкома комсомола. Их отправили в Астрахань, потом в Златоуст Челябинской области на крупнейший металлургический комбинат имени Сталина, где работали 75 тысяч человек, а они написали письмо Сталину: «Просим направить в военное училище, хотим Родину защищать». Бориса направили в Башкирию в военно-пехотное училище, его земляков – в авиацию.

На передовую Шолубай попал в мае 1943 года. Сначала на 2-й Украинский фронт, в легендарную 50-ю стрелковую дивизию 8-й гвардейской армии под командованием генерала Чуйкова. Освобождая Запорожье, получил первое ранение в ногу. Полтора месяца провел в полевом госпитале и только тогда смог сообщить родным, что жив. Потом его отправили в запасной стрелковый полк 239-й армии 4-го Украинского фронта, с которым прошел всю Западную Украину.

Второе ранение получил на территории Венгрии. Их часть заняла стратегическую высоту, Борис заменил убитого пулеметчика, и вскоре его самого накрыло из миномета. Осколком разворотило все плечо, до сердца чуть-чуть не достало, потерял слух и речь. В сознание пришел только в госпитале, а домой в третий раз ушла похоронка: «Погиб смертью храбрых...» Четыре месяца он провел в московском госпитале. Когда речь стала понемногу восстанавливаться, медсестра под его диктовку написала письмо маме.

Домой вернулся старшим лейтенантом и инвалидом II группы в феврале 1945. Восстанавливал разрушенное хозяйство, затем восемь лет служил в частях МВД в Коми АССР, где активно играл в футбол, выступая в команде мастеров. В 1951 женился, вернулся в Украину, работал физруком. А в 1955 отправился в Казахстан на освоение Целины. К тому времени у него было двое сыновей. В Бурлинском районе Уральской области в 1961 году родилась дочка, ставшая для отца ангелом-хранителем. Борис Сергеевич и здесь создал крепкую футбольную команду.

На железную дорогу он пришел в 1975 электромонтером СЦБ на разъезд Санкыбай, где проработал до самого выхода на пенсию. Это был тяжелый участок по ландшафту и логистике. Его неоднократно поощряли за отличный труд, предотвращение крушения пассажирского поезда Алма-Ата – Москва.

На его кителе множество наград: орден Отечественной войны 1 степени, медали Жукова и «За доблесть и отвагу в Великой Отечественной войне», юбилейные медали в честь Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., а также ордена и медали Украины «За освобождение города Запорожье», орден «За заслуги перед Запорожским краем» первой степени от президентов Леонида Кучмы, Виктора Ющенко, Виктора Януковича, а также медаль «Ветеран труда СССР», которую он получил в 1984 году перед выходом на заслуженный отдых в Уральской дистанции сигнализации и связи.

Долгие годы Борис Сергеевич был активным общественником, контактировал со многими организациями и объединениями, принимал участие во встречах со школьниками, студентами и военнослужащими, проходивших в стенах музея железнодорожников. Сегодня ветеран полон энтузиазма встретить свой самый главный праздник – День Победы.

 

Новости
05.12.2025
Столичные волонтёры ҚТЖ обеспечили 55 ветеранов углём на зимний период
Регионы
05.12.2025
В Карагандинской области модернизируют 14 объектов железнодорожной инфраструктуры
Грузовые перевозки
05.12.2025
Перевозки через стык «Достык — Алашанькоу» выросли на 6%
Новости
05.12.2025
На линию Курык – Алят в 2026 году выйдут два новых парома
Новости
05.12.2025
Новая компетенция «Управление локомотивом» представлена на чемпионате WorldSkills Kazakhstan
Новости / Архив
05.12.2025
Газета Қазақстан теміржолшысы, №101 от 05 декабря 2025 года
Новости
04.12.2025
Экспортный путь зерна до узбекской границы продемонстрировали журналистам
Новости
04.12.2025
Транзит по ТМТМ из Китая увеличился на 12%
Регионы
04.12.2025
Будни станции Арстансор: малый штат, большой участок ответственности
КТЖ в лицах
04.12.2025
«К каждому нужен подход»: будни проводницы женского вагона
Новости
03.12.2025
Более 1700 раз экстренно тормозили машинисты поездов в этом году
Интервью
03.12.2025
Перевозки, парк и цифровые решения: «Қазтеміртранс» подводит итоги и формирует стратегию развития до 2026 года
Пассажирские перевозки
03.12.2025
Поезд «Астана – Омск» начнет курсировать в декабре
Инфраструктура
03.12.2025
КТЖ перевыполнило план ремонта путей на 2025 год
Новости
02.12.2025
Навигационные пломбы в ЕАЭС начнут применять с февраля 2026 года
Новости
02.12.2025
Программно-аппаратный комплекс установили на автомотрисах Астанинской дистанции электроснабжения
Пассажирские перевозки
02.12.2025
ЕАЭС упростит железнодорожные пассажирские перевозки
Грузовые перевозки
02.12.2025
Перевозки грузов по сети ҚТЖ выросли до 287,8 млн тонн
Новости
02.12.2025
Порт Актау получил финансовую поддержку Европейского Союза
Новости / Архив
02.12.2025
Газета Қазақстан теміржолшысы, №100 от 02 декабря 2025 года