Мультипликативный эффект сотрудничества между Казахстаном и Китаем

Любовь Ровба

Корреспондент газеты «Қазақстан теміржолшысы»

Объем транзитных контейнерных перевозок в Казахстане за 8 месяцев 2021 года достиг 712,1 тысячи ДФЭ, что на 32% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Такие цифры озвучили на международной научно-практической конференции «Транспортный потенциал Казахстана: истоки и перспективы», передает Rail-news.kz. В работе панельной сессии «Развитие транзитных коридоров через Казахстан в условиях роста конкуренции трансевразийских транспортных маршрутов» приняли участие генеральный директор АО «KTZ Express» Нурлан Игембаев, заместитель генерального директора ТОО «КТЖ – Грузовые перевозки» Канат Кобесов, генеральный секретарь Ассоциации ТМТМ Гайдар Абдикеримов, председатель Комиссии ОСЖД по грузовым перевозкам Зубайда Аспаева и другие. Модератором выступил председатель подкомитета транспортной логистики НПП «Атамекен» Ерхат Искалиев.

– На сегодняшний день 88% транзита через территорию Казахстана проходит по маршруту Китай – Европа – Китай. Этот коридор наиболее востребован китайскими экспортерами/импортерами, – сообщил в своем выступлении глава АО «KTZ Express» Нурлан Игембаев. – За 8 месяцев текущего года из Китая в Европу и в обратном направлении перевезено порядка 438 тысяч ДФЭ, что превышает аналогичный показатель 2020 года на 41%.

Контейнерные маршруты через Казахстан пользуются высоким спросом и на российском рынке. Так, с января по август этого года из Китая в Россию перевезено более 41 тысячи ДФЭ, рост – на 30%.

– По перспективному маршруту Китай – Центральная Азия объем перевозок с начала 2021 года вырос на 18% и составил 155,3 тысячи ДФЭ, – сообщил спикер.

Важное значение для АО «KTZ Express» имеют перевозки грузов морским транспортом, логистические цепочки которых разработаны и осуществлены компанией через инфраструктуру казахстанских портов Актау и Курык. За отчетный период по маршрутам Актау – Баку KTZ Express перевезено 8,7 тысячи ДФЭ, а из Баку в Актау – 2,6 тысячи ДФЭ. Беспрецедентный рост объема перевозок с начала года отмечен и на Транскаспийском международном транспортном маршруте (ТМТМ) – он достиг 9,1 тысячи ДФЭ, что превышает аналогичный показатель минувшего года на 98%.

– Одним из факторов роста перевозок по данному маршруту является предоставление специальных тарифных условий, – подчеркнул Нурлан Игембаев.

Всего с начала функционирования этого коридора по нему перевезено свыше 75 тысяч контейнеров в двадцатифутовом эквиваленте.

– С января по сентябрь 2021 года объем перевозок по ТМТМ из Китая в Европу и в обратном направлении составил 15 тысяч ДФЭ, – сообщил, в свою очередь, генеральный секретарь Ассоциации ТМТМ Гайдар Абдикеримов.

Подробнее о взаимодействии Китая и Казахстана и развитии транспортного потенциала нашей страны рассказал в своем выступлении заместитель генерального директора ТОО «КТЖ – Грузовые перевозки» Канат Кобесов. Он отметил, что между двумя странами наблюдается ежегодный рост объема пере- возок на 30%. В последнее время этому во многом способствовала пандемия, которая сделала железнодорожный транспорт наиболее привлекательным для грузоотправителей. Если в 2015 году грузооборот с Китаем составлял 7 миллионов тонн, в том числе контейнерами было перевезено 237 тысяч тонн, то к 2021 году он вырос в три раза (25,2 миллиона тонн), а контейнерные перевозки – в 6 раз (до 1,2 миллиона тонн).

– В разрезе формирования контейнерных организованных поездов в 2018 году мы пропустили 4,5 тысячи поездов, в 2019-м – 5 283 поезда, в 2020 году – 7 472, за 8 месяцев текущего года – 6 130 поездов. До конца года этот показатель достигнет порядка 9 тысяч организованных контейнерных поездов, – сообщил Канат Кобесов.

При этом значительно выросла скорость транзитных поездов: с 800-900 километров в сутки до 1 150 километров в сутки в настоящий момент. Планируется, что к 2025 году грузооборот железнодорожного транспорта между Китаем и Казахстаном достигнет 40 миллионов тонн.

– Для увеличения пропуска поездов ведется модернизация и строительство путей на участке Достык – Мойынты, эта программа рассчитана до 2023 года включительно и даст ощутимый прирост объемов перевозки, – отметил спикер. – Если сейчас мы сдаем по переходу Достык – Алашанькоу в среднем по 12-15 поездов в сутки, то к 2025 году хотим достичь цифры 40 поездов в сутки.

Канат Кобесов также проинформировал, что в текущем году все грузовые станции Казахстана открыты для погрузки в контейнерах. Наблюдается переориентация большей части грузов на станцию Алтынколь, где расположен крупнейший в Центральной Азии сухой порт «KTZEKhorgos Gateway». Развивается терминальная инфраструктура станции Достык. Сейчас там 4 действующих терминала, в перспективе планируется увеличить их количество до шести единиц. Китайской стороной в настоящее время ведется модернизация приемо-отправочных путей, терминалов по приемке насыпных грузов на станции Алашанькоу.

– Заложенные Нигматжаном Исингариным в 90-х годах прошлого века зерна развития сотрудничества между Китаем и Казахстаном сегодня имеют большой мультипликативный эффект, – резюмировал Канат Кобесов.

Доля транзитных перевозок через Казахстан составляет более 90% от общего объема перевозок в направлении Китай – Европа – Китай. Участники дискуссии отметили, что сегодня изменился весь процесс наземной доставки грузов между Азией и Европой – теперь это не просто перевозка груза в контейнере, а комплексный логистический продукт, который реализуется по расписанию и точно в срок, и в который полностью интегрированы операторские компании и перевозчики «последней мили». В рамках Организации сотрудничества железных дорог (ОСЖД), объединяющей 29 стран Европы и Азии, создана устойчивая международная правовая база, которая регулирует весь спектр вопросов, связанных с перевозками железнодорожным транспортом и комбинированными перевозками, подчеркнула в своем выступлении председатель Комиссии ОСЖД по грузовым перевозкам Зубайда Аспаева.

– Ежедневно на железнодорожных станциях стран – участниц ОСЖД оформляется более 4 миллионов электронных накладных СМГС и ЦИМ/СМГС, обеспечивающих беспрепятственную перевозку грузов на всем пути следования. Действуют и другие международные договоры, – сообщила она.

К слову, применение накладной ЦИМ/ СМГС актуально при мультимодальных перевозках грузов в направлениях Китай – Балтийское море – страны Европы, Китай – Каспийское море – Черное море – страны Европы. – В 2020 году по территории Казахстана проследовало 7 472 контейнерных поезда, в том числе транзитом – 7 059. За 8 месяцев 2021 года уже проследовало 6 130 контейнерных поездов, 5 679 из которых в транзитном сообщении, – привела цифры Зубайда Аспаева.

Новости
29.10.2025
Представители правительства США посетили локомотивосборочный завод в Астане
Новости
29.10.2025
Глава КТЖ наградил футбольную команду – победителя Международного корпоративного кубка
Новости
29.10.2025
Мультимодальный маршрут связал Пекин и Алматы
Спорт
29.10.2025
Забег среди железнодорожников прошёл в Кокшетау
Спорт
29.10.2025
Турнир по настольному теннису среди железнодорожников прошёл на станции Акадыр
Спорт
29.10.2025
Турнир по дартсу провели ко Дню Республики в Уральске
Новости
28.10.2025
Семинар по искусственному интеллекту прошёл в КТЖ
Инфраструктура
28.10.2025
Более 11 тысяч километров железнодорожных линий обновят до 2029 года
Регионы
28.10.2025
Отдел первой линии поддержки проводил на пенсию ведущего инженера Флюру Колузаеву
Регионы
28.10.2025
Историю профсоюза железнодорожников собрали в одном фотоальбоме в Усть-Каменогорске
Новости
28.10.2025
Внутренние тренеры КТЖ прошли тренинг по применению ИИ в работе
Регионы
28.10.2025
Железнодорожный подъездной путь к аэропорту «Сары-Арка» построят в Караганде
Пассажирские перевозки
27.10.2025
Прямое железнодорожное сообщение возобновили между Алматы и Москвой
Новости
25.10.2025
В «КТЖ-Грузовые перевозки» наградили работников ко Дню Республики
Регионы
24.10.2025
Условный пожар потушили на станции Оскемен-1
Новости
24.10.2025
Искусственный интеллект в КТЖ — новый уровень управления железной дорогой
Регионы
24.10.2025
Работники локомотивного хозяйства приступили к обучению в рамках Корпоративной программы развития
Регионы
24.10.2025
Алматинское отделение магистральной сети завершает подготовку к зиме
Новости
24.10.2025
Около 60 студентов колледжа побывали на экскурсии в Центральном музее КТЖ
Новости / Архив
24.10.2025
Газета Қазақстан теміржолшысы, №88-89 от 24 октября 2025 года