Автоведение локомотивов встает на рельсы в Казахстане

Инфраструктура
23.05.2019, 11:01
Асель Шайхынова

Корреспондент газеты «Қазақстан теміржолшысы»

В Казахстане внедряются интеллектуальные системы автоведения локомотивов. На днях на железнодорожном участке Нур-Султан – Экибастуз представители АО «НК «ҚТЖ» и российского разработчика провели испытания локомотива с применением интеллектуальных систем автоведения, которые значительно облегчат труд машинистов, улучшат их работоспособность и внимательность.

В экспериментальную поездку отправился грузовой поезд весом до 6 300 тонн. Система автоведения в режиме реального времени рассчитывает скоростную траекторию следования непосредственно на борту локомотива. Учитываются график движения, профиль пути, вес и длина состава, а также показания светофоров, данные по ограничению скорости, тяговые и тормозные характеристики локомотива. Информация отображается на экране дисплея, установленного в кабине машиниста. Пользовательское меню работы с системой автоведения напоминает меню сотового телефона.

Как отметил главный инженер АО «НК «ҚТЖ» Батыр Котырев, внедрение автоведения позволит получить экономию электроэнергии, улучшить условия труда локомотивной бригады, повысить производительность труда машинистов за счет снижения психофизиологических нагрузок и утомляемости во время поездки. Кроме того, программа увеличит пропускную способность участков обслуживания, появится возможность для удлинения «плеч обслуживания» локомотивных бригад.

– Теперь в депо будут организованы поэтапное обучение и обкатка по применению автоведения машинистов-инструкторов и машинистов. После сдачи зачета на программном тренажере в учебном классе машинисты смогут работать с автоведением. Планируется, что первые подготовленные машинисты самостоятельно поведут поезда с применением системы в четвертом квартале 2019 года, – рассказал Батыр Котырев.

В свою очередь, заместитель начальника столичного эксплуатационного локомотивного депо Александр Недюжин отметил, что применение систем автоведения уменьшит психофизиологическую нагрузку и утомляемость машиниста.

– Всероссийский научно-исследовательский институт железнодорожной гигиены провел исследование по применению автоведения. По его данным, система уменьшает загруженность машиниста и продлевает его работоспособность в среднем на 2–3 часа, – сказал Александр Недюжин. По словам же руководителя департамента развития ООО «АВП Технология» Дмитрия Волковского, решены сложные задачи взаимодействия двух интеллектуальных цифровых систем – системы управления всего оборудования электровоза французской компании Alstom с системой автоведения поезда от российского разработчика – компании ООО «АВП Технология».

– На дисплеях высокого разрешения пульта машинисту предоставляется вся оперативная и диагностическая информация о режимах работы оборудования всех секций локомотива. Для локомотивной бригады созданы самые безопасные и комфортные условия труда. Кабина электровоза оснащена компьютеризованной системой климат-контроля; установлены мягкие и удобные сиденья, холо дильник, микроволновая печь и эргономичный санузел, впервые на электровозах этой серии применена полностью автоматическая система ведения поезда, которая сводит к минимуму вероятность ошибки машиниста, обеспечивает наиболее рациональный режим ведения и энергопотребления, – поделился он.

Также, по его словам, уникальность работы системы автоведения состоит в том, что весь расчет с параметров для формирования команды по управлению локомотивом в бортовом блоке центрального процессора происходит с частотой один раз в секунду, то есть здесь и сейчас.

Автоведение планируется ввести в эксплуатацию на пассажирских тепловозах серии ТЭП33А, грузовых электровозах серии KZ8A и пассажирских электровозах серии KZ4AT.

Новости
04.08.2025
Казахстан расширяет транспортно-транзитный потенциал: проекты и прогнозы до 2029 года
Инфраструктура
04.08.2025
О программе развития объектов магистральной железнодорожной сети рассказали в КТЖ
Регионы
04.08.2025
Ретровыставка пополнилась новыми материалами в Усть-Каменогорске
Спорт
04.08.2025
Сотрудник ВЖДО Азамат Еспай выиграл бой на TOP DOG 37
Новости
04.08.2025
Станция Достык установила рекорд по передаче поездов в Китай
Новости
03.08.2025
Звезды, награды и салют: День работников железнодорожного транспорта с размахом отметили в Экибастузе
Регионы
03.08.2025
Праздничное мероприятие провели на станции Караганда-Сортировочная
Регионы
03.08.2025
Профессиональные награды вручили железнодорожникам в Усть-Каменогорске
Новости
03.08.2025
Более 40 железнодорожников награждены в Соль-Илецке
Регионы
03.08.2025
Более 70 уральских железнодорожников отмечены различными наградами в профессиональный праздник
Новости
03.08.2025
Трудовые заслуги железнодорожников отметили в Алматы
Регионы
03.08.2025
Костанайских железнодорожников поздравили с профессиональным праздником
КТЖ в лицах
03.08.2025
От монтера - до новатора: Евгений Альшанский и путь длиной в четверть века
Новости
01.08.2025
Более 1400 железнодорожников награждены к профессиональному празднику
Новости
01.08.2025
Работников Дирекции по организации перевозочного процесса наградили за безупречный труд
Новости
01.08.2025
Почти 7100 железнодорожников отмечены наградами к профессиональному празднику в АО «Пассажирские перевозки»
Новости
01.08.2025
Торжественное мероприятие в честь Дня работников транспорта прошло в Министерстве транспорта
Новости
01.08.2025
Председатель ОО «КАЗПРОФТРАНС» поздравил сотрудников с Днем железнодорожника
КТЖ в лицах
01.08.2025
Билетные кассиры задержали грабителя в Караганде
Новости
01.08.2025
Около 200 работникам транспортной отрасли вручат госнаграды и почетные звания