Главный инженер КТЖ о производственной безопасности
Акционерное общество «Национальная компания «Қазақстан темір жолы» является одним из крупнейших владельцев транспортного комплекса в РК, территориально расположенного на всей территории страны. В большинстве случаев работа железнодорожников проходит в трудных условиях. Они трудятся круглые сутки (посменно) и в любую погоду. И вопрос повышения безопасности людей, работающих на объектах железной дороги, и снижения травматизма является одним из приоритетных. Управляющий директор – главный инженер компании Батыр Котырев рассказал о том, как работает система управления производственной безопасностью АО «НК «ҚТЖ».
– Батыр Куанышевич, как известно, деятельность компании направлена на обеспечение перевозок пассажиров и грузов. Расскажите подробнее об этом сложном механизме.
- Железнодорожный комплекс состоит из более 59000 единиц подвижного состава, 21000 километров железнодорожных путей, 40000 километров линий электроснабжения, 2000 опасных технических устройств и многого другого. Но самым главным звеном механизма, самой большой ценностью компании являются наши сотрудники, а это более 124000 человек.
В целом, в состав компании входят 572 филиала и предприятия. Их большая часть существенно удалена от центра и друг от друга. Территориальная удаленность и многочисленность подразделений, неоднородность их бизнеса является одной из особенностей менеджмента компании.
К примеру, протяженность направления Астана – Мангистау составляет 2327 километров. На этом направлении работают 109 филиалов и предприятий ҚТЖ с численностью около 30 000 человек. Это диспетчеры, дежурные по станциям, машинисты локомотивов, осмотрщики вагонов, составители поездов, монтеры пути, специалисты, обеспечивающие бесперебойную работу систем автоматики, телемеханики, связи и систем энергоснабжения, и другие работники, обеспечивающие бесперебойную работу железнодорожной инфраструктуры и железнодорожного подвижного состава.
– При таком большом хозяйстве главным принципом политики ҚТЖ обозначена безопасность услуг и труда, охрана здоровья. Как ведется эта работа?
- Все вышеперечисленные составляющие железнодорожного комплекса, как и железная дорога в целом, являются источником опасностей не только для персонала компании. Каждый, кто находится на территории или вблизи железнодорожного предприятия, должен строго соблюдать Правила нахождения в зонах повышенной опасности железнодорожного транспорта.
Кстати, буквально на днях, 16 апреля, под председательством первого заместителя председателя правления ҚТЖ Каната Альмагамбетова, с участием представителей Главной транспортной прокуратуры, Министерства внутренних дел, Министерства индустрии и инфраструктурного развития РК и специалистов компании прошел ставший уже традиционным «круглый стол» по обсуждению вопросов безопасности движения.
Наряду с безопасностью движения обсуждалась проблема несанкционированного нахождения человека на железнодорожных путях. Но это тема отдельного большого разговора.
Существует сложная система «человек – машина», в которой присутствует не только надежность и техническая исправность оборудования и механизмов, но и человеческий фактор. К примеру, работник упростил процедуру, сэкономил время, напарник не убрал с прохода кабель, руководитель не обучил работника. Раз «пронесло», два «пронесло», и человек постепенно привыкает к тому, что можно с меньшими затратами сил, времени, ресурсов выполнить какую-либо операцию. Наступает «привыкание» к работе с нарушениями, порой мелкими, но которые могут вылиться в серьезные травмы и ущерб здоровью.
Или другой пример: слесарь, возвращаясь после смены домой, «срезает» угол и проходит железнодорожные пути не по служебному проходу, а напрямую, пролезая под вагонами. Поверив в безопасность своих действий, он может так ходить и год, и два, но однажды поезд может тронуться в тот момент, когда человек будет находиться под вагоном.
Народная мудрость из глубины веков учит нас серьезно относиться к вопросам безопасности. «Қай жерде қүлайтынымды білсем, алдын-ала сабан шөп төсер едім», «Сақтансаң – сақтаймын», «Береженого Бог бережет». Казалось бы, простые слова, но они очень точно отражают задачи безопасности и охраны труда. Мы, начиная с меня и заканчивая мастером, бригадиром (руководителем работ), должны принять все меры, чтобы минимизировать опасности и исключить все риски, с ними связанные, обеспечив работника необходимыми средствами индивидуальной защиты, обучив его, закрепив полученные знания и установив жесткий контроль за его действиями во время выполнения работ. И тогда мы сможем с уверенностью сказать, что сделали все возможное, чтобы наш работник не получил травму.
– Возможно ли работать без аварий и травматизма?
– Можно и нужно! Никакие соображения экономического, технического или иного характера при управлении производственным процессом не могут быть приняты во внимание, если они противоречат нормам безопасности. Мы работаем с сознанием и поведением сотрудников, используя лучшие мировые практики. Ранее мы в основном устраняли последствия травматизма – расследовали, наказывали виновных, устраняли выявленные несоответствия, разрабатывали мероприятия по их дальнейшему недопущению. Это нужная работа, но она является только одним из инструментов обеспечения безопасности труда. Как результат «реактивной» работы, то есть борьбы с последствиями, мы остановились в некоей точке равновесия, где количество травматизма хотя и снижается (в течение последних 7 лет в среднем на 1,5% в год), но этого явно недостаточно. Необходимо было переходить к «проактивным», предупреждающим процессам. Но даже в существующих условиях среди предприятий имеются безусловные лидеры, отработавшие более 15 лет без несчастных случаев, а Акжайыкская дистанция сигнализации и связи, дислоцированная в городе Атырау, проработала без несчастных случаев в течение 26 лет. Кстати, это было одной из причин организации там Форума главных инженеров компании в марте.
– С 2017 года в ҚТЖ начата работа по поиску областей улучшения системы управления производственной безопасностью. Что было предпринято?
– Разработаны стандарты в области производственной безопасности, внутренними тренерами проведено обучение более 8000 руководителей, параллельно изучали новые принципы и подходы к системе управления производственной безопасностью. В основу работы были положены подходы и бизнес-принципы, описанные в Референсной модели по управлению производственной безопасностью, утвержденной решением правления Фонда «Самрук-Қазына», которая была разработана с учетом лучших мировых практик безопасности и охраны труда. В 2018 году мы провели оценку уровня культуры безопасности в ҚТЖ, изучили и обобщили передовой опыт и практики компаний, в том числе и казахстанских (ТОО «Тенгизшевройл», АО «Казмунайгаз», АО «Казатомпром») по реализации концепции «нулевой травматизм». Мы изучали опыт не только по документам, но и организовывали диалоговые площадки, форумы и конференции, выезды на предприятия, и на основании этого разработали основные направления стратегии достижения условий нулевого травматизма.
На расширенном итоговом совещании, состоявшемся 6 февраля этого года, председатель правления компании Сауат Мынбаев подчеркнул важность кардинального изменения отношения каждого из нас к вопросам безопасности труда. Основной посыл идеологии нулевого травматизма – лучше предотвратить, исключить условия и предпосылки травматизма, чем бороться с последствиями. То есть, на первое место выходят вопросы превентивности (проактивности). Мы понимаем, что полностью исключить случаи производственного травматизма – задача труднодостижимая, но ставить перед собой и коллективом ҚТЖ такую цель жизненно необходимо. Задача амбициозная по масштабам, сложная по достижению, длительная и кропотливая по времени, но выполнимая.
– Наряду с направлениями, которые системно реализуются в текущей деятельности и в рамках проекта трансформации, Вашей командой предложены новые подходы, ранее не применявшиеся в практике ҚТЖ и имеющие приоритетное значение для обеспечения безопасности, гигиены труда и благополучия работников. Именно в реализации новых задач предстоит совершить решительный прорыв. Расскажите о них.
– Основными из этих задач являются несколько. К примеру, разработка программы «Останови опасность!» даст возможность каждому работнику право остановить небезопасную работу или отказаться от выполнения работ, если их организация не соответствует требованиям безопасности или создает угрозу здоровью и жизни. А лидерство безопасности и приверженность руководства будут определены в Программе развития лидерства топ-менеджеров и их постоянном вовлечении в трансформацию культуры безопасности. Также вовлеченность работников в обеспечение безопасных условий и охраны труда предусматривает разработку ключевых требований безопасного выполнения работ, сформированных на основе опыта ведущих в области безопасности труда компаний. Кроме того, необходимо обеспечить культивирование принципов нетерпимости работы в алкогольном либо наркотическом опьянении. Одним из основных важных направлений работы является достижение высокого уровня организации процессов безопасности и гигиены труда, где предусматриваются требования к навыкам, компетенциям, коммуникативным способностям и управленческим качествам специалистов по безопасности и охране труда. При этом эффективная работа организации при обеспечении высокого уровня безопасности труда невозможна без постоянного процесса формирования компетенций персонала. Однако приобретенные компетенции не позволят достигнуть поставленных целей, если специалисты не заинтересованы в том, чтобы реализовать их с максимальной отдачей. В связи с этим актуальна разработка системы мотивирования персонала. Много направлений развития связано с грамотным обучением и развитием сотрудников. Разделом «Расследование происшествий» предусматривается совершенствование процесса расследования и определения коренных причин происшествий.
Необходимо активизировать работу в части выявления, регистрации и анализа опасных действий, условий и происшествий. Разделом «Обеспечение безопасного труда» кроме решения вопросов по обеспечению исправным сертифицированным инструментом, средствами коллективной защиты, выводу работников из опасных и вредных условий труда предусматривается разработка инструмента оценки сотрудников на предрасположенность к опасному поведению.
Разделом «Факторный анализ причин происшествий» предусматривается работа по классификации и систематизации факторов, вызывающих нарушения безопасности, путем отбора показателей, которые оказывают наиболее сильное влияние на производственную безопасность. И совершенно новое для нас направление работы – это профессиональный стресс – человеческий фактор, которое предусматривает учет профессионального стресса как условия для возникновения происшествия и выработку рекомендаций по решению проблемы стресса, возникающего от трудового перенапряжения. Эти вопросы лежат в сфере нашей ответственности, потому что затрагивают буквально все виды деятельности компании. Верю, что новые инициативы, которые были нами выдвинуты и которые уже воплощаются в мероприятия, дадут серьезные изменения. И я надеюсь, что к концу следующего года уже будем иметь видимые, ощутимые результаты.
– Не секрет, что залогом успеха любого проекта является максимальная вовлеченность работников в реализуемые процессы. Как в ҚТЖ обстоят с этим дела?
– Форум главных инженеров на тему «Наша безопасность – наша жизнь!», состоявшийся 28-29 марта в Атырау, подтвердил огромную приверженность корпуса главных инженеров и специалистов по безопасности компании инициативе достижения условий нулевого травматизма. Полагаю, что указанные работники достаточно убедительно тиражируют в регионах свою уверенность, что можно и нужно работать без травматизма. На форуме руководителям 18 предприятий ҚТЖ, проработавшим более 15 лет без травматизма, вручены Корпоративные сертификаты доверия.
Кроме того, в марте нами была организована встреча за «круглым столом» представителей государственных уполномоченных органов, республиканского научно-исследовательского института охраны труда и медицинских организаций, оказывающих услуги по предсменному и периодическому медицинским осмотрам. Были обсуждены вопросы состояния здоровья работников ҚТЖ. Также даны предложения для внесения изменений в нормативные акты уполномоченного государственного органа в части разработки методики расчета для определения степени вины работников и работодателя; внесения изменений в список профессий, требующих медицинского освидетельствования с установлением периодичности проведения медицинских осмотров в зависимости от возраста; пересмотра перечня медицинских противопоказаний для заключения трудовых договоров в сфере тяжелых работ, работ с вредными (особо вредными) и (или) опасными условиями труда, а также для допуска лиц к работе. Планы мы себе наметили вполне реальные и выполнимые и твердо уверены в главном – мы сможем обеспечить заинтересованность работников избегать нарушений и вселить в них уверенность, что нулевой травматизм – это достижимая цель.
В заключение хотелось бы сказать, что в подтверждение этих намерений наша компания присоединилась к международной концепции VISION ZERO, получив в январе текущего года соответствующий сертификат.
– Благодарю Вас за интересную беседу!
Асель ШАЙХЫНОВА