Защита – Локоть: история участка в 90 лет

Фоторепортажи
18.02.2020, 16:26
Ольга Ушакова

Собственный корреспондент по ВКО, г. Усть-Каменогорск

В этом году исполняется 90 лет знаменитому участку железной дороги Защита – Локоть. Ее строительство стало веянием того времени, когда возникла необходимость в увеличении объемов добычи руд цветных металлов на востоке Казахстана, роста горнодобывающей промышленности и металлургии, играющих большую роль в экономике.

Сегодня уже та эпоха канула в Лету. А участок железной дороги остался и выполняет важные функции в перевозке пассажиров и грузов. Он протянулся на две страны, ведь казахстанская станция Локоть находится на территории Российской Федерации. Главный библиотекарь технической библиотеки на станции Оскемен-1 Оксана Дьяконова показывает несколько книг, газетных вырезок, в которых речь идет о строительстве дороги Рубцовск – Риддер. Она говорит, что информацию о нем начала бережно собирать еще ее предшественница Светлана Данильченко.

О возведении участка Защита – Локоть, который стал частью дороги Рубцовск – Риддер, но появился раньше ее, приходится собирать данные буквально по крупицам. Так становится понятно, что до эпохи железных дорог на востоке Казахстана пользовались водным и гужевым транспортом. Но вся советская страна нуждалась в алтайских металлах. Поэтому был нужен более надежный и быстрый способ их доставки. Дорогу Защита – Локоть протяженностью 235 километров построили в 1930 году и в последующие годы продолжили до Лениногорска (ныне Риддер) и Зыряновска (город Алтай).

Железнодорожную станцию Защита основали в 1936 году. Уже после окончания строительства участка Защита – Локоть на нем в последующие десятилетия для усиления пропускной способности велось строительство дополнительных разъездов, происходили замена парка паровозов на тепловозы, усиление путевого развития станции Защита. Если копнуть вглубь веков, то можно прочитать краткую историю поселений, где потом возникли железнодорожные станции.

В книге «Червонное золото Локтя» группы российских авторов говорится, что само село Локоть Алтайского края, которое названо «альмаматер» горнорудной промышленности, возникло в 1727 году. А вот одноименная железнодорожная станция Локоть находится в другом селе – Веселоярск Рубцовского района Алтайского края. И стала она функционировать столетия спустя. Поселение Защита, которое через три века оказалось на другой стороне железнодорожного участка Защита – Локоть, возникло в 1720-е годы.

Позднее оно стало одним из микрорайонов Усть-Каменогорска. Сегодня в участок Защита – Локоть входит около десятка станций, включая Казиевку, Иртышский завод, Предгорную, Фестивальную, Усть-Таловку и Шемонаиху. Благодаря железной дороге Восточный Казахстан превратился в промышленно развитый центр цветной металлургии с гигантами индустрии, производящими цинк, медь, золото, свинец, титан и другие цветные металлы.

Инфраструктура
04.07.2025
Новая щебнеочистительная машина пополнила парк КТЖ
Регионы
04.07.2025
Комплексную проверку провели на станции Сары-Озек
Инфраструктура
04.07.2025
Комплекс мероприятий КТЖ обеспечил снижение числа инцидентов
Новости
04.07.2025
Менеджер Департамента инфраструктурного развития Тулеген Утегенов помог спасти жизнь коллеге
Новости
04.07.2025
ТОО «Теміржол жөндеу» капитально отремонтировало более 120 км путей
Новости / Архив
04.07.2025
Газета Қазақстан теміржолшысы, №51 от 04 июля 2025 года
Новости
03.07.2025
Число инцидентов на железной дороге сократилось вдвое
Новости
03.07.2025
Глава государства обозначил ключевые задачи для министра транспорта
КТЖ в лицах
03.07.2025
Ветеран железнодорожной отрасли Евгений Журавский отметил 90-летний юбилей
Новости
03.07.2025
Председателем правления КТЖ назначен Талгат Алдыбергенов
Регионы
03.07.2025
Более 103 км скотоизгороди возведено на железнодорожных участках Карагандинского региона
Пассажирские перевозки
03.07.2025
Более 1,2 млн пассажиров перевезено поездами КТЖ в июне
Новости
03.07.2025
XII совещание министров транспорта ШОС «Глобальный устойчивый транспорт» прошло в Тяньзыне
Новости
02.07.2025
Атырауский вагоностроительный завод планирует выпускать до 7 тыс. вагонов к 2026 году
Грузовые перевозки
02.07.2025
Рост экспортных перевозок зафиксирован в первом полугодии на сети КТЖ
Регионы
02.07.2025
Предприятия Оскеменского региона наградили по итогам весеннего осмотра
Новости
02.07.2025
Станция Достык готовится отметить 35-летний юбилей
Грузовые перевозки / Цифра недели
01.07.2025
Перевозки зерна по сети КТЖ выросли на 53%
Регионы
01.07.2025
Учебно-показательный комиссионный осмотр прошел на станции Орал
Новости
01.07.2025
Антитеррористические учения прошли в порту Актау