История железной дороги в Центральном Казахстане

Светлана Могай

Собственный корреспондент по Карагандинской области

О зарождении железной дороги в Центральном Казахстане можно увидеть на пожелтевших страницах в архивных документах, а также услышать воспоминания от людей, причастных к этим событиям. По словам директора филиала ТОО «КТЖ – Грузовые перевозки» – «Карагандинское отделение ГП» Марлена Кокрекбаева, все важные исторические факты бережно хранятся в музее и периодически пополняются новыми атрибутами, представляющими большую ценность для сотрудников железной дороги, в том числе молодежи. Как стало известно, впервые решение о строительстве железнодорожной дороги в Карагандинской области было принято Советом Народных Комиссаров 5 августа 1920 года, а в 1920-1922 годах построена линия Петропавловск – Кокчетав. В декабре 1925 года, после XVI съезда Компартии, утвердившего план индустриализации страны, для освоения природных богатств Центрального Казахстана было начато строительство железнодорожной линии Курорт-Боровое – Караганда. В 1929 году строители сдали участок этой линии от станции Курорт-Боровое до Акмолинска, и 8 ноября 1929 года первый поезд прибыл на станцию Акмолинск (ныне Нур-Султан). В 1931 году принято постановление о создании в Карагандинском бассейне третьей угольной базы страны. Это решение сыграло значимую роль в дальнейшем строительстве железнодорожной магистрали. Оно потребовало от Наркомата путей сообщения в ударном порядке не позднее 1 ноября 1931 года закончить работы по укладке пути на участке Акмолинск – Караганда и довести пропускную способность участка до размеров, обеспечивающих вывозку добычи угля Карагандинского района в 1932 году. Задание партии было выполнено в срок, и 31 января 1931 года рельсовый путь общей протяженностью 233 километра был подведен в Караганде. Основной индустриализацией, конечно, была железная дорога. Она завершилась станцией Караганда-Угольная Омской железной дороги. Разъезду №55 Омской железной дороги, расположенному на 708-м километре от Петропавловска и имевшему всего три пути, предстояло стать крупнейшей сортировочной станцией на сети железных дорог. Со временем здесь же будет дислоцироваться центр Карагандинского отделения дороги, а пока поезда формируются на станции Нуринск, где имелось небольшое паровозное депо (на 20 паровозов серии Ов и Оа). Поезда водились весом до 800 тонн. Таким образом, пуск железнодорожной линии Акмолинск – Караганда способствовал быстрому наращиванию добычи угля. Уже в 1932 году было добыто 721,5 тысячи тонн (в 1930-м – 12,8 тыс. тонн).

Новости
31.07.2025
Минтранс оценивает транзитный потенциал Казахстана в 5 трлн тенге
Регионы
31.07.2025
Мастерская по производству вагонных колёсных пар открылась в Атырау
Новости
31.07.2025
Глава государства принял председателя правления АО «НК «ҚТЖ»
Новости
31.07.2025
Скляр: Казахстан закупит 175 новых пассажирских вагонов до конца года
31.07.2025
Осмотрщик вагонов модернизировал специальный молоток в Усть-Каменогорске
Новости
31.07.2025
Около 400 нарушителей сняли с поездов с начала года
Регионы
30.07.2025
Уральские ветераны-железнодорожники получили помощь на 7,6 млн тенге
Регионы
30.07.2025
Карагандинские железнодорожницы побывали в музее Карлага
Новости
30.07.2025
Почётный железнодорожник Калтай Самбетов отметил прогресс отрасли
Новости
30.07.2025
АО «НК «ҚТЖ» и TCDD Taşimacilik A.Ş. подписали соглашение о сотрудничестве по развитию ТМТМ
Инфраструктура
30.07.2025
Более 12,8 тысячи работников участвуют в строительстве крупных железнодорожных проектов
Новости
30.07.2025
КТЖ увеличило приём помощников машиниста в связи с ростом грузоперевозок
Пассажирские перевозки
30.07.2025
Дополнительный электропоезд будет следовать по маршруту «Астана – Курорт Боровое»
Новости
30.07.2025
КТЖ и Международный порт Мерсин обсудили сотрудничество в рамках развития ТМТМ
Новости
29.07.2025
Касым-Жомарт Токаев принял председателя совета директоров компании S Sistem Lojistik Хусейна Барлина
Инфраструктура
29.07.2025
Замакима Актюбинской области проверил вокзалы и объекты инфраструктуры в Байганинском и Темирском районах
Новости
29.07.2025
Рационализаторская активность в 2,5 раза превысила план в Акмолинском отделении ГП
Новости / Цифра недели
29.07.2025
Количество нарушений безопасности движения снизилось на 4% в КТЖ
Грузовые перевозки
29.07.2025
Более 550 млн тонн грузов за полгода перевезли в Казахстане
Новости / Архив
29.07.2025
Газета Қазақстан теміржолшысы, №57-58 от 29 июля 2025 года