История железной дороги в Центральном Казахстане

Светлана Могай

Собственный корреспондент по Карагандинской области

О зарождении железной дороги в Центральном Казахстане можно увидеть на пожелтевших страницах в архивных документах, а также услышать воспоминания от людей, причастных к этим событиям. По словам директора филиала ТОО «КТЖ – Грузовые перевозки» – «Карагандинское отделение ГП» Марлена Кокрекбаева, все важные исторические факты бережно хранятся в музее и периодически пополняются новыми атрибутами, представляющими большую ценность для сотрудников железной дороги, в том числе молодежи. Как стало известно, впервые решение о строительстве железнодорожной дороги в Карагандинской области было принято Советом Народных Комиссаров 5 августа 1920 года, а в 1920-1922 годах построена линия Петропавловск – Кокчетав. В декабре 1925 года, после XVI съезда Компартии, утвердившего план индустриализации страны, для освоения природных богатств Центрального Казахстана было начато строительство железнодорожной линии Курорт-Боровое – Караганда. В 1929 году строители сдали участок этой линии от станции Курорт-Боровое до Акмолинска, и 8 ноября 1929 года первый поезд прибыл на станцию Акмолинск (ныне Нур-Султан). В 1931 году принято постановление о создании в Карагандинском бассейне третьей угольной базы страны. Это решение сыграло значимую роль в дальнейшем строительстве железнодорожной магистрали. Оно потребовало от Наркомата путей сообщения в ударном порядке не позднее 1 ноября 1931 года закончить работы по укладке пути на участке Акмолинск – Караганда и довести пропускную способность участка до размеров, обеспечивающих вывозку добычи угля Карагандинского района в 1932 году. Задание партии было выполнено в срок, и 31 января 1931 года рельсовый путь общей протяженностью 233 километра был подведен в Караганде. Основной индустриализацией, конечно, была железная дорога. Она завершилась станцией Караганда-Угольная Омской железной дороги. Разъезду №55 Омской железной дороги, расположенному на 708-м километре от Петропавловска и имевшему всего три пути, предстояло стать крупнейшей сортировочной станцией на сети железных дорог. Со временем здесь же будет дислоцироваться центр Карагандинского отделения дороги, а пока поезда формируются на станции Нуринск, где имелось небольшое паровозное депо (на 20 паровозов серии Ов и Оа). Поезда водились весом до 800 тонн. Таким образом, пуск железнодорожной линии Акмолинск – Караганда способствовал быстрому наращиванию добычи угля. Уже в 1932 году было добыто 721,5 тысячи тонн (в 1930-м – 12,8 тыс. тонн).

Новости
19.11.2025
КТЖ укрепляет сотрудничество с крупнейшими логистическими узлами Китая
Регионы
19.11.2025
Илецкие железнодорожники успешно внедряют в работу искусственный интеллект
Новости
19.11.2025
Dostyk Trans Terminal включен в перечень сухих портов Межправительственного соглашения ЭСКАТО ООН
Регионы
19.11.2025
Итоги работы подвели в Алматинском эксплуатационном локомотивном депо
Пассажирские перевозки
19.11.2025
Поезд Тальго будет курсировать по маршруту Алматы – Петропавловск через день
Регионы
19.11.2025
Семинар по профилактике коррупции провели для железнодорожников в Усть-Каменогорске
Новости
18.11.2025
КТЖ приняло участие во II Форуме международного сотрудничества по железнодорожному маршруту «Китай – Европа»
Новости
18.11.2025
КТЖ и Эстония обсудили развитие сотрудничества и перспективы ТМТМ
Новости
18.11.2025
АО «Кедентранссервис» обновило 19 км железнодорожных путей в 2025 году
Новости
18.11.2025
До конца года ж/д перевозки ЕАЭС – Китай перейдут на цифровой документооборот
Новости
18.11.2025
Казахстан и Узбекистан согласовали меры по стабилизации вагонопотока
Новости / Архив
18.11.2025
Газета Қазақстан теміржолшысы, №96 от 18 ноября 2025 года
КТЖ в лицах
17.11.2025
Почетный железнодорожник Абдуали Базаркулов отметил 70-летний юбилей
Регионы
17.11.2025
Более 300 саженцев березы высадили сотрудники ВЖДО в Костанайском регионе
Новости
17.11.2025
XXI Форум межрегионального сотрудничества Казахстана и России прошел в Уральске
Новости
17.11.2025
Более 3,5 тысячи сельчан получили помощь юристов поезда «Саламатты Қазақстан»
Грузовые перевозки
17.11.2025
Более 38 млн тонн угля перевезено железнодорожным транспортом за сезон
Регионы
17.11.2025
Модернизация участка Алтынколь – Жетыген увеличит пропускную способность до 33 пар поездов в сутки
Пассажирские перевозки
17.11.2025
Поезд Атырау–Алматы будет курсировать ежедневно
Грузовые перевозки
17.11.2025
КТЖ проинформировало участников рынка о ходе перевозок зерна