Музей железнодорожников в Уральске: времен, связующая нить

Анна Панищева

Собственный корреспондент по г. Уральск

Музей железнодорожников в Уральске был открыт в октябре 1994 года в честь 100-летия первой железной дороги в Казахстане. Да, официально годом основания железнодорожного транспорта Казахстана считается 1904-й, когда началось строительство Оренбург-Ташкентской железной дороги, но все же первая железная дорога по территории современного Казахстана прошла в 1894 году от Покровской Слободы до Уральска.

Инициатором создания музея был начальник Уральского отделения дороги Омиртай Сахтанов, а возглавил его Почетный железнодорожник КазССР Михаил Надточий. Первоначально музей располагался в одной комнате в 24 квадратных метра. Более четверти века Михаил Тихонович бережно собирал экспонаты, возраст которых от 20 до 110 лет. Коллеги ему помогали изготавливать макеты и альбомы, оформлять и устанавливать стенды и витрины.

Из альбомов со старинными фотографиями и документами, стендов и настенных карт можно узнать историю железной дороги на Уральском участке с первых ее дней. Строительства железной дороги уральцы добивались с 1865 года, поднимая данный вопрос перед императором России с периодичностью в 2-3 года. Добиться разрешения удалось губернатору Уральской области генерал-лейтенанту Шипову, и в 1892 году началось строительство железной дороги Покровская Слобода (ныне г. Энгельс Саратовской области) – Уральск. Сначала было 6 станций: Семиглавый Мар, Шипово (ныне Таскала), Переметная, Деркул, Ростошская, Уральск, которые являются старейшими в Казахстане. Общая протяженность дороги, которая была продолжением линии Москва – Рязань – Саратов, составляла 396 километров, из них 120 километров по территории Уральской области. Дорога строилась на деньги частных инвесторов как альтернатива караванным перевозкам и связала Южный Урал с Волгой, позволив вырасти товарообороту в разы.

Движение было открыто 10 ноября 1894 года. Сначала дорога заканчивалась на правом берегу реки Чаган, сейчас здесь станция Уральск-Товарная, а товары и пассажиров перевозили паромом или возами по льду. Со строительством деревянного железнодорожного моста поезда стали ходить до тупиковой станции Уральск. Параллельно строился чугунный железнодорожный мост через реку Чаган. Мастер Котельников с двумя сыновьями строил его вручную в течение 10 лет, используя уникальную технологию строительства клепанных чугунных мостов. Таких мостов осталось в мире единицы, а поскольку он железнодорожный, то уникален вдвойне.

В 1935-м железная дорога была продлена до Соль-Илецка, построено 10 средних и 88 малых мостов через реку и овраги, 6 станций, 3 ажурные фермы по 110 метров и 4 по 88 метров вознеслись над рекой Урал, которые служат до сих пор. С постройкой моста через Волгу в 1935 году стал курсировать пассажирский поезд Москва – Уральск, с 1938-го открыто сквозное движение через Уральск поезда Москва ؘ – Алма-Ата, а Уральское
отделение стало лучшим на Рязано-Уральской железной дороге. Подтверждением этому также служат экспонаты музея – документы, распоряжения, телеграммы, газеты тех лет.

Город Уральск был ближним тылом Сталинградской битвы, а Западно-Казахстанская область – единственная в республике, подвергавшаяся бомбардировке, особенно доставалось железной дороге, высаживался вражеский десант, поскольку железная дорога была единственной транспортной артерией Сталинграда. Из Майкопа и Грозного было доставлено 500 цистерн с горючим. Их переправляли через Каспийское море, Урал и далее – по Казахской железной дороге в Сталинград. Коллективы паровозного депо и мастерские дистанции пути выпускали мины. Машинист паровозного депо Уральска Покусай вел поезд с танками к Сталинграду и был 15 раз атакован авиацией. Бригада погибла, сам он ранен, но довел поезд до пункта назначения. Об этом легендарном машинисте писала газета «Правда». В музее хранятся подлинные документы, письма и боевые награды железнодорожников.

В прошлом году негосударственная пожарная служба отметила 100-летие: пожарный поезд на станции Уральск образован 4 мая 1921 года Постановлением Совета труда и обороны РСФСР № 2/210, подписанным В.И. Лениным, и является одним из первых подразделений среди пожарных поездов в Казахстане. Свидетельство этого также хранится в музее. Уральский отряд НГПС 2 года назад открыл здесь свой памятный уголок.

В настоящее время музей занимает 100 квадратных метров, укомплектован 197 экспонатами, в их числе два действующих макета первых паровозов, электровоза, действующие прожекторный светофор, аппарат Морзе, первичные и вторичные часы, по которым паровозы давали сигналы, а горожане узнавали время, сигнальные приборы, станционный колокол. Своими силами были изготовлены макеты первого паровозовагонного депо, веерного депо 1913 года постройки, вагонного депо 1937 года постройки (здания находятся в эксплуатации и в настоящее время), макет электростанции 1936 года постройки, оригинал которой используется и сейчас в качестве запасной. Установлено около 30 стендов, посвященных истории каждого железнодорожного предприятия Уральского региона, 12 витрин с 300 фотографиями, орденами, предметами старины, используемыми железнодорожниками в работе.

Музей занимал второе место в республиканском смотре общественных и ведомственных музеев, был признан лучшим среди общественных музеев железнодорожных организаций Республики Казахстан, вошел в Атлас малых музеев Приуралья. За 27 лет с экспозицией музея ознакомилось более 40 тысяч человек.

Новости
19.07.2024
Самрук-Қазына: Около 330 млрд тенге недополучило КТЖ из-за субсидирования грузоперевозок
Новости
19.07.2024
Казахстан намерен продолжить активное участие в развитии Восточной ветки Север-Юг - Карабаев
Новости
19.07.2024
Общий трудовой стаж династии железнодорожников из Алматы достиг 820 лет
Новости
19.07.2024
Цифровые тенге направили на строительство участка железной дороги «Достык-Мойынты»
Новости
19.07.2024
Новые маневровые тепловозы прибыли в эксплуатационное локомотивное депо Жана-Есиль
Грузовые перевозки
19.07.2024
Более 2 млн тонн зерна планируют экспортировать из Казахстана в Китай
Новости / Архив
19.07.2024
Газета «Қазақстан теміржолшысы», №59 от 19 июля 2024 года
Регионы
18.07.2024
Итоги работы за первое полугодие подвели в ревизорском аппарате Алматинского региона
Новости
18.07.2024
ТОО «КТЖ – Грузовые перевозки» приобретет 459 локомотивов
Регионы
18.07.2024
Земляные работы выполнили на участке Мойынты – Балхаш
Регионы
18.07.2024
Медицинский поезд прибыл в Костанайскую область
Новости
18.07.2024
Минтранс: Казахстан увеличил объемы экспортных несырьевых грузов железнодорожным транспортом
Инфраструктура
18.07.2024
Более 180 железнодорожных станций модернизируют в Казахстане до 2030 года
Новости
18.07.2024
Более 757 тонн зерна отправлено по железной дороге из Казахстана в Китай
Регионы
17.07.2024
Волонтеры Карагандинского отделения ГП посетили пансионат «Забота»
Новости
17.07.2024
Семьи железнодорожников сразились в спортивных соревнованиях в Уральске
Регионы
17.07.2024
Железнодорожники прошли тестирование на знание государственного языка в Усть-Каменогорске
Пассажирские перевозки
17.07.2024
Консультации по вопросам услуги «Лист ожидания» проводят на вокзалах
Новости
17.07.2024
Стала известна стоимость электрификации участка железной дороги Луговая — Балыкчы
Регионы
16.07.2024
Около 3 тысяч тонн шубаркольского угля находится на складе станции Майкудук