История формы железнодорожников Казахстана: от советской до современной
![](https://rail-news.kz/uploads/2022/11/22/fDETRvXBpVRAg5ZDyztJdgzcF7C7h0OT0XtXNLVy.jpg)
В каждой стране форменная одежда любых структур всегда вызывает уважение и почтение. Форма подчеркивает статус человека, а также демонстрирует его определенные права и полномочия. Не удивительно, что высокий статный машинист в красивой синей форме за пультом управления мощного локомотива производит сильное впечатление.
Сегодня мы хотели бы подробнее рассказать о том, как менялась форма работников железнодорожного транспорта. Какую эволюцию прошел облик современного работника стальной магистрали.
С чего все начиналось?
История форменного обмундирования специалистов, имеющих отношение к железной дороге, началась задолго до появления железных дорог на территории современного Казахстана - в 1809 году. Именно в том году создается Управление водяными и сухопутными сообщениями, куда на службу поступали сначала чиновники, состоявшие ранее на службе в Департаменте водяных коммуникаций. В будущем предполагалось комплектовать Управленческий аппарат только людьми, закончившими тогда же созданный Институт корпуса инженеров путей сообщения.
![](https://rail-news.kz/uploads/attachments/1-104756-637c9e4e36c12.jpg)
![](https://rail-news.kz/uploads/attachments/2-104952-637c9ea9bf1cf.jpg)
В те годы впервые создается форма для инженеров путей сообщения и чиновников, служащих в Ведомстве путей сообщения. Так как Институт был полувоенным учебным заведением, то форма учащихся и выпускников соответствовала военной форме того времени.
![](https://rail-news.kz/uploads/attachments/3-105024-637c9f0f8e682.jpg)
Мундир военного покроя темно-зеленого сукна с черным бархатным воротником и красной выпушкой, на воротнике две шитые серебряные петлицы, пуговицы белые, гладкие, шляпа - офицерская треуголка с черным плюмажем, из петушиных перьев и серебряной петлей с левой стороны, носится крыльями к плечам; шпага с серебряным темляком. На рукавах манжеты из черного бархата и три серебряных петлицы, которые крепятся на клапаны. Брюки цвета мундира с красной выпушкой, носятся поверх сапог.
Первые воспитанники корпуса носили офицерские мундиры, но без эполет. В 1830 году был были введены пуговицы с изображением крестообразно положенных топора и якоря - этот знак сохранился вплоть до 1932 года, то есть до введения знака из ключа и молотка.
![](https://rail-news.kz/uploads/attachments/4-105048-637c9f5b65d0c.jpg)
![](https://rail-news.kz/uploads/attachments/5-105108-637c9f5dae133.jpg)
![](https://rail-news.kz/uploads/attachments/6-105128-637c9f5b2b962.jpg)
![](https://rail-news.kz/uploads/attachments/6-105149-637c9f62199ff.jpg)
![](https://rail-news.kz/uploads/attachments/7-105205-637c9f5ef30a0.jpg)
![](https://rail-news.kz/uploads/attachments/8-105237-637c9f5eaa950.jpg)
![](https://rail-news.kz/uploads/attachments/9-105304-637c9f5cb4896.jpg)
![](https://rail-news.kz/uploads/attachments/10-105323-637c9f5f3d009.jpg)
![](https://rail-news.kz/uploads/attachments/11-105345-637c9f5ef308c.jpg)
Нужно отметить, что впервые железная дорога прошла по территории современного Казахстана в 1893-1894 году. Это была железнодорожная линия Покровская Слобода — Уральск, из которых 113 км пролегли в Казахстане. Также, 190 км Транссиба прошли по территории Казахстана в районе Петропавловска. А годом основания железнодорожного транспорта в Казахстане считается 1904 год, когда по северной части Оренбург-Ташкентская железная дорога было открыто движение поездов для перевозки пассажиров и грузов. Вдоль железнодорожной линии выросли города и промышленные центры: Актюбинск, Новоказалинск, Туркестан, Кызыл-Орда, Аральск и другие.
Советский период
В 1932 году вводится первая советская железнодорожная форма. Особенностью первой советской железнодорожной формы являлся темно-синий цвет ткани. Введены были тренчи и очень интересный зимний головной убор, представлявший собой шапку типа “финки”, с кожаным верхом, затыльная половина которой при желании опускалась и закрывала затылок и уши.
![](https://rail-news.kz/uploads/attachments/12-105401-637c9f67ec744.jpg)
Отличительные знаки располагались на петлицах: у высшего начального состава - эмалированные звездочки, у среднего - эмалированные шестигранники, у младшего начального состава и у рядовых - красные эмалированные углы.
![](https://rail-news.kz/uploads/attachments/13-105421-637c9f67bdcea.jpg)
22 июня 1941 года фашистская Германия напала на СССР. Железнодорожный транспорт был переведен на военное положение. 25 апреля 1943 года был утвержден Устав о дисциплине рабочих и служащих железнодорожного транспорта.
![](https://rail-news.kz/uploads/attachments/14-105439-637ca05be5925.jpg)
![](https://rail-news.kz/uploads/attachments/15-105501-637ca07e31cc4.jpg)
Знаки различия располагалась на погонах. У высшего, старшего и среднего начальствующего состава форма погон была обычной. А у младшего начальствующего и рядового составов погоны представляли собой два соединенных между собой шестиугольника. Длина верхнего шестиугольника 8,5-10,5 см, нижнего - 5 см. Для определения принадлежности к той или иной отрасли железнодорожного хозяйства на погонах носили эмблемы. Так, например, железнодорожники, относящиеся к локомотивному хозяйству носили изображение паровоза, к вагонному - вагона, пути и строительства - форму места и т.д. Эта форма была действительная до 1955 года, пока не была введена форма гражданского образца. С 1955 года форма становится более демократичной и удобной, при этом должностные знаки различия сохраняются.
![](https://rail-news.kz/uploads/attachments/16-105517-637ca0af58dff.jpg)
Интересной особенностью являлась форма машинистов - была возрождена традиция пошива серебряного галуна на фуражку. Знаки отличия были снова перенесены на петлицы. В зависимости от принадлежности к той или иной отрасли железнодорожного хозяйства менялся цвет выпушки. Так, например, у локомотивщиков она была синего цвета, у строителей - зеленого, связистов - платинового и т.д.
![](https://rail-news.kz/uploads/attachments/17-105538-637ca0ca77df6.jpg)
Последний тип формы на советских железных дорогах утверждается в 1963 году. Кителя заменяются пиджаками, брюки носятся только поверх ботинок. Появляется и новая эмблема, очень похожая на эмблему Общества Российских железных дорог, - то же колесо и крылья.
![](https://rail-news.kz/uploads/attachments/18-105602-637ca0f23ac23.jpg)
Знаки различия были перенесены на рукава.
![](https://rail-news.kz/uploads/attachments/19-105622-637ca10fa9045.jpg)
В 1979 году вводятся погоны, правда они приобретают декоративный характер, изменены были и нашивки на рукавах.
![](https://rail-news.kz/uploads/attachments/20-105643-637ca11cdc0fb.jpg)
![](https://rail-news.kz/uploads/attachments/22-105701-637ca144915af.jpg)
Последние изменения в форме советских железнодорожников были в 1985 году. Покрой костюма остался прежним, изменился - он стал темно-синим. Сохранилась зеленая выпушка. Пуговицы, кокарды и шитье - желтого цвета.
![](https://rail-news.kz/uploads/attachments/23-105718-637ca14bca195.jpg)
![](https://rail-news.kz/uploads/attachments/24-105742-637ca16ba77d6.jpg)
С обретением независимости: красиво и удобно
С обретением независимости форменная одежда казахстанских железнодорожников прошла изменения. Приказ Министра транспорта и коммуникаций Республики Казахстан №242 “Об утверждении перечня должностей (профессий) работников железнодорожного транспорта, имеющих право ношения форменной одежды (без погон), образцов форменной одежды (без погон) и знаков различия, порядка ее ношения и норм обеспечения ею” выходит 29 апреля 2011 года.
На всех формах железнодорожников есть логотип АО "НК "Қазақстан темiр жолы" диаметром 45 мм.
![](https://rail-news.kz/uploads/attachments/photo-347084-637ca3958b658.jpg)
Нагрудный знак представляет собой эллипсообразное колесо с крыльями. Нагрудный знак для высшего руководящего состава вышивается золотистыми нитями.
![](https://rail-news.kz/uploads/attachments/v6989-17-637ca4bf4e139.jpg)
![](https://rail-news.kz/uploads/attachments/v6989-18-637ca4dde22fb.jpg)
![](https://rail-news.kz/uploads/attachments/v6989-19-637ca50de3631.jpg)
Для старшего, среднего, младшего руководящего и рядового состава нагрудный знак изготавливается из металла золотистого цвета. Нагрудный знак располагается на правой стороне форменного костюма и летней форменной блузы на уровне груди. Знак на головном уборе (кокарда) представляет собой круг с вытянутой нижней частью диаметром 40 мм с полем темно-синего цвета в золотистом обрамлении национального орнамента. В нижней части - стилизованное колесо. На темно-синем поле расположены перекрещивающиеся разводной ключ и молоток. Основание обрамлено лавровыми листьями.
![](https://rail-news.kz/uploads/attachments/imgonline-com-ua-compressed-yo6lq5h4ftd91p3-637ca5ffdf982.jpg)
У мужчин это пиджак и брюки, у женщин - приталенный жакет, брюки и юбка. Есть на выбор две рубашки - белая и светло-голубая. Также в комплект входят пальто и плащ, шарф, галстук, перчатки, фуражка. Такую форму будут носить работники, начиная от Президента компании и заканчивая начальниками станции, вокзала или резерва проводников.
![](https://rail-news.kz/uploads/attachments/imgonline-com-ua-compressed-ptpt2giwpxjor1-637ca3f28975f.jpg)
![](https://rail-news.kz/uploads/attachments/imgonline-com-ua-compressed-li3yxtnkyegf-637ca4594fec8.jpg)
Нарукавный знак состоит из галуна золотистого цвета с национальным орнаментом высотой 60 мм. Галун окантовывается золотистым шнуром толщиной 4 мм. На золотистом поле золотистыми нитями вышивается пятиконечная звезда размером, в венке из лавровых листьев.