История формы железнодорожников Казахстана: от советской до современной

В каждой стране форменная одежда любых структур всегда вызывает уважение и почтение. Форма подчеркивает статус человека, а также демонстрирует его определенные права и полномочия. Не удивительно, что высокий статный машинист в красивой синей форме за пультом управления мощного локомотива производит сильное впечатление. 

Сегодня мы хотели бы подробнее рассказать о том, как менялась форма работников железнодорожного транспорта. Какую эволюцию прошел облик современного работника стальной магистрали.

С чего все начиналось?

История форменного обмундирования специалистов, имеющих отношение к железной дороге, началась задолго до появления железных дорог на территории современного Казахстана - в 1809 году. Именно в том году создается Управление водяными и сухопутными сообщениями, куда на службу поступали сначала чиновники, состоявшие ранее на службе в Департаменте водяных коммуникаций. В будущем предполагалось комплектовать Управленческий аппарат только людьми, закончившими тогда же созданный Институт корпуса инженеров путей сообщения.

Воспитанник института корпуса инженеров путей сообщения

В те годы впервые создается форма для инженеров путей сообщения и чиновников, служащих в Ведомстве путей сообщения. Так как Институт был полувоенным учебным заведением, то форма учащихся и выпускников соответствовала военной форме того времени.

Формы служащих ведомства путей сообщения 1850-е годы

Мундир военного покроя темно-зеленого сукна с черным бархатным воротником и красной выпушкой, на воротнике две шитые серебряные петлицы, пуговицы белые, гладкие, шляпа - офицерская треуголка с черным плюмажем, из петушиных перьев и серебряной петлей с левой стороны, носится крыльями к плечам; шпага с серебряным темляком. На рукавах манжеты из черного бархата и три серебряных петлицы, которые крепятся на клапаны. Брюки цвета мундира с красной выпушкой, носятся поверх сапог.

Первые воспитанники корпуса носили офицерские мундиры, но без эполет. В 1830 году был были введены пуговицы с изображением крестообразно положенных топора и якоря - этот знак сохранился вплоть до 1932 года, то есть до введения знака из ключа и молотка.

 

Нужно отметить, что впервые железная дорога прошла по территории современного Казахстана в 1893-1894 году. Это была железнодорожная линия Покровская Слобода — Уральск, из которых 113 км пролегли в Казахстане. Также, 190 км Транссиба прошли по территории Казахстана в районе Петропавловска. А годом основания железнодорожного транспорта в Казахстане считается 1904 год, когда по северной части Оренбург-Ташкентская железная дорога было открыто движение поездов для перевозки пассажиров и грузов. Вдоль железнодорожной линии выросли города и промышленные центры: Актюбинск, Новоказалинск, Туркестан, Кызыл-Орда, Аральск и другие.

Советский период

В 1932 году вводится первая советская железнодорожная форма. Особенностью первой советской железнодорожной формы являлся темно-синий цвет ткани. Введены были тренчи и очень интересный зимний головной убор, представлявший собой шапку типа “финки”, с кожаным верхом, затыльная половина которой при желании опускалась и закрывала затылок и уши.

Отличительные знаки располагались на петлицах: у высшего начального состава - эмалированные звездочки, у среднего - эмалированные шестигранники, у младшего начального состава и у рядовых - красные эмалированные углы. 

22 июня 1941 года фашистская Германия напала на СССР. Железнодорожный транспорт был переведен на военное положение. 25 апреля 1943 года был утвержден Устав о дисциплине рабочих и служащих железнодорожного транспорта.

Форма железнодорожников 1943 год

Знаки различия располагалась на погонах. У высшего, старшего и среднего начальствующего состава форма погон была обычной. А у младшего начальствующего и рядового составов погоны представляли собой два соединенных между собой шестиугольника. Длина верхнего шестиугольника 8,5-10,5 см, нижнего - 5 см. Для определения принадлежности к той или иной отрасли железнодорожного хозяйства на погонах носили эмблемы. Так, например, железнодорожники, относящиеся к локомотивному хозяйству носили изображение паровоза, к вагонному - вагона, пути и строительства - форму места и т.д. Эта форма была действительная до 1955 года, пока не была введена форма гражданского образца. С 1955 года форма становится более демократичной и удобной, при этом должностные знаки различия сохраняются. 

Форма железнодорожников 1955 года

Интересной особенностью являлась форма машинистов - была возрождена традиция пошива серебряного галуна на фуражку. Знаки отличия были снова перенесены на петлицы. В зависимости от принадлежности к той или иной отрасли железнодорожного хозяйства менялся цвет выпушки. Так, например, у локомотивщиков она была синего цвета, у строителей - зеленого, связистов - платинового и т.д.

Последний тип формы на советских железных дорогах утверждается в 1963 году. Кителя заменяются пиджаками, брюки носятся только поверх ботинок. Появляется и новая эмблема, очень похожая на эмблему Общества Российских железных дорог, - то же колесо и крылья. 

Форма железнодорожников 1963 год

Знаки различия были перенесены на рукава. 

В 1979 году вводятся погоны, правда они приобретают декоративный характер, изменены были и нашивки на рукавах.

Форма железнодорожников 1979 год

Последние изменения в форме советских железнодорожников были в 1985 году. Покрой костюма остался прежним, изменился - он стал темно-синим. Сохранилась зеленая выпушка. Пуговицы, кокарды и шитье - желтого цвета.

Форма железнодорожников 1985 год

С обретением независимости: красиво и удобно

С обретением независимости форменная одежда казахстанских железнодорожников прошла изменения. Приказ Министра транспорта и коммуникаций Республики Казахстан №242 “Об утверждении перечня должностей (профессий) работников железнодорожного транспорта, имеющих право ношения форменной одежды (без погон), образцов форменной одежды (без погон) и знаков различия, порядка ее ношения и норм обеспечения ею” выходит 29 апреля 2011 года.

На всех формах железнодорожников есть логотип АО "НК "Қазақстан темiр жолы" диаметром 45 мм. 

Нагрудный знак представляет собой эллипсообразное колесо с крыльями. Нагрудный знак для высшего руководящего состава вышивается золотистыми нитями.

Образцы форменной одежды для высшего состава
Образцы форменной одежды для старшего и среднего состава
Образцы форменной одежды для младшего и рядового состава

 Для старшего, среднего, младшего руководящего и рядового состава нагрудный знак изготавливается из металла золотистого цвета. Нагрудный знак располагается на правой стороне форменного костюма и летней форменной блузы на уровне груди. Знак на головном уборе (кокарда) представляет собой круг с вытянутой нижней частью диаметром 40 мм с полем темно-синего цвета в золотистом обрамлении национального орнамента. В нижней части - стилизованное колесо. На темно-синем поле расположены перекрещивающиеся разводной ключ и молоток. Основание обрамлено лавровыми листьями.

У мужчин это пиджак и брюки, у женщин - приталенный жакет, брюки и юбка. Есть на выбор две рубашки - белая и светло-голубая. Также в комплект входят пальто и плащ, шарф, галстук, перчатки, фуражка. Такую форму будут носить работники, начиная от Президента компании и заканчивая начальниками станции, вокзала или резерва проводников.

Нарукавный знак состоит из галуна золотистого цвета с национальным орнаментом высотой 60 мм. Галун окантовывается золотистым шнуром толщиной 4 мм. На золотистом поле золотистыми нитями вышивается пятиконечная звезда размером, в венке из лавровых листьев.

Новости
30.05.2025
Потенциальное сотрудничество в сфере транспорта и логистики обждуждают Казахстан и Республика Конго
Грузовые перевозки
30.05.2025
Экспорт казахстанского зерна вырос на 58,1%
Регионы
30.05.2025
Весенний комиссионный осмотр завершён на сети Алматинского региона
Новости
30.05.2025
КТЖ внедряет современные технологии медицинского контроля для поддержки здоровья сотрудников
Новости
30.05.2025
Новый вид ремонта грузовых магистральных тепловозов освоили в сервисном центре Шалкар
Новости / Архив
30.05.2025
Газета Қазақстан теміржолшысы, №41 от 30 мая 2025 года
Регионы
29.05.2025
Сотрудники стыковых станций встретились на корпоративном семинаре в Алматы
Регионы
29.05.2025
Детскую железную дорогу запустили в Караганде
Новости
29.05.2025
Железнодорожники усилили профилактическую работу на переездах
Регионы
29.05.2025
Железнодорожники провели профилактические беседы со школьниками в Соль-Илецке
Пассажирские перевозки
29.05.2025
Два новых электропоезда запустят в Казахстане
Пассажирские перевозки
29.05.2025
Минтранс планирует перевезти железнодорожным транспортом более 7 млн пассажиров этим летом
Новости
29.05.2025
Первый камень нового сервисного центра компании Alstom заложен в Астане
Пассажирские перевозки
29.05.2025
Первый туристический поезд отправился из Сианя в Алматы
Новости
28.05.2025
Развитие ТМТМ и проекты Alstom обсудили на инвестиционном форуме в Астане
Регионы
28.05.2025
Учения с участием пожарного поезда прошли на станции Есиль
Регионы
28.05.2025
Итоги весеннего комиссионного осмотра подвели в ВКО
Грузовые перевозки / Цифра недели
28.05.2025
Железнодорожные перевозки между Казахстаном и Китаем выросли на 13%
Пассажирские перевозки
28.05.2025
В поезде «Астана – Жезқазған» родилась девочка
Интервью
27.05.2025
Казахстанско-китайский терминал в Сиане: транзитный прорыв Евразии