120 лет развития: стальная магистраль Казахстана сделала гигантский качественный рывок вперед
Корреспондент газеты «Қазақстан теміржолшысы»
Железная дорога Казахстана отметит в 2024 году свой 120-летний юбилей. С момента, когда по территории нашей республики прошел первый поезд, стальная магистраль сделала гигантский качественный рывок вперед и сегодня играет ключевую роль в экономическом развитии страны.
Годом основания железных дорог в Казахстане принято считать 1904-й, когда было запущено движение по первой трансказахстанской магистрали широкой колеи от Оренбурга до станции Кубек (Казалинск) на границе с Узбекистаном.
Однако первые поезда по территории нашей страны проследовали на 10 лет раньше. В октябре 1894 года в эксплуатацию приняли 130-километровый участок узкоколейки между Уральском и Покровской Слободой, входящий в состав Рязано-Уральской железной дороги. По ней перевозили древесину и зерно из России, шерсть и шкуры – в обратном направлении.
Тогда же было открыто первое локомотивное депо в Уральске. Спустя четыре года по казахстанской степи пролегли 77 км узкоколейки Урбах – Астрахань.
Большое значение для развития Северного Казахстана имело строительство в 1891-1896 годах Транссибирской магистрали и ее 190- километрового «казахстанского» участка.
Мануфактурный бум того времени и потребность в дешевом хлопке простимулировали строительство новой магистрали, соединившей центральную часть России с Центральной Азией – Казахстаном и Узбекистаном. Полностью строительство Оренбург-Ташкентской железной дороги завершилось в 1906 году, когда был достроен участок от Ташкента до Кубека (Казалинск).
По западу Казахстана протянулся участок с шириной колеи 1542 мм и длиной свыше 1 500 км, буквально вдохнувший жизнь в регион. Вдоль пути появились новые станции и разъезды, сопутствующая инфраструктура открыла новые рабочие места.
Дальнейшего развития железных дорог в Казахстане требовал рост текстильной промышленности и населения в Семиречье. С 1907 по 1912 год в регион прибыло 14 311 семей переселенцев. В 1914-1917 годах сооружена часть будущего Турксиба: Семиреченская дорога Арысь – Пишпек (Бишкек).
«В несколько раз выросло население Чимкента, Аулие-Аты и других городов, поднялся уровень культуры в обширном прилегающем районе», – описывал в своих лекциях тот период ветеран отрасли, Почетный железнодорожник Бейсен Шормаков.
В 1915 году по Казахстану пролегли 166 км магистрали Челябинск – Троицк – Кустанай. В 1917-м году – 122 км построенной Алтайской железной дороги (Новосибирск – Семипалатинск). Кроме того, функционировала 117-километровая узкоколейка Экибастуз – Ермак.
Первой железной дорогой советского периода стал построенный в 1920-1922 годах участок Петропавловск – Кокчетав, который затем был продолжен через станцию Курорт-Боровое и Акмолинск до Караганды. Общая длина дороги превысила 700 км. В 1924 году возведена железнодорожная линия Кулунда – Павлодар. В 1926-м – узкоколейная дорога Гурьев – Доссор.
Важная веха истории
Эпохальным событием в истории железнодорожного транспорта Казахстана стала сдача в эксплуатацию легендарной Туркестано-Сибирской магистрали. До этого момента существовавшие в нашей республике дороги проходили в основном по ее западным и северным окраинам и не проникали в глубинные районы, где планировалось возведение крупных промышленных объектов.
Столь грандиозные планы требовали развития железнодорожного сообщения, при этом были и другие не менее важные причины для строительства Турксиба. Снабжая Россию хлопком, Средняя Азия, и в частности южные районы Казахстана, испытывали недостаток хлеба. Основные поставки незаменимого продукта в регион велись из Северного Кавказа и Украины, что существенно увеличивало его стоимость.
Поставлять хлеб можно было бы и с более близкого расстояния – Западной Сибири, но на чем? Алтайская железная дорога доходила лишь до Семипалатинска, а Семиреченская – до Пишпека. Между ними – разрыв в 1 500 км. К слову, не менее важны были для республик Средней Азии и поставки сибирского леса.
Сооружение Туркестано-Сибирской магистрали началось весной 1927 года на станции Луговая. Протяженность магистрали по Казахстану до станции Семипалатинск – 1 444 км.
Уже через три года – 25 апреля 1930-го – рельсы юга сомкнулись с рельсами севера. 28 апреля в районе станции Айна-Булак состоялось торжественное празднование открытия пути для сквозного движения по Турксибу.
Тогда же на всю страну прозвучало имя первого инженера-путейца – казаха Мухамеджана Тынышпаева, участвовавшего в строительстве и смычке Турксиба. Позже, в 2000 году имя Мухамеджана Тынышпаева присвоят профильному вузу Казахстана.
Турксиб способствовал освоению многих пустынных земель Казахстана и активизации его экономического развития.
Все для фронта
В 1936-1939 годах был проложен участок Уральск – Илецк с выходом на Саратов. В 1936-1944 годах – магистраль Гурьев (Атырау) – Кандагач – Орск, связавшая нефтепромыслы Эмбы с Уралом.
В годы Великой Отечественной войны эта дорога сполна доказала свою стратегическую важность, не менее большое значение имела возведенная в 1939-1943 годах линия Акмолинск – Карталы, которая обеспечила эффективную доставку угля Караганды на Южный Урал. В военное время она стала артерией снабжения фронта боеприпасами и продовольствием.
На железных дорогах Казахстана создавались производственные базы по ремонту подвижного состава и путевого хозяйства. Отрасль бесперебойно обеспечивала всем необходимым армию и эвакуированные предприятия, поезда перевозили войска, военные и оборонные грузы.
В послевоенные годы в связи с освоением целинных земель интенсивное строительство железных дорог продолжилось. Так, к 1950 году был возведен участок Моинты – Шу (440 км), благодаря чему Транссибирская магистраль соединилась с Турксибом и образовалась трансказахстанская железнодорожная магистраль Петропавловск – Кокчетав – Акмолинск – Караганда – Шу. А к 1953 году сооружена линия Акмолинск – Павлодар (546 км), способствовавшая развитию Экибастузского угольного бассейна и прилегающих регионов.
Казахская железная дорога
До 1958 года Казахстан обслуживался шестью дорогами, имея только два управления – Турксибские и Карагандинские железные дороги, остальные находились за пределами Казахстана.
1 июля 1958 года образована самая крупная в СССР Казахская железная дорога протяженностью свыше 11 тысяч км. Она состояла из 15 отделений и соединяла Казахстан с Сибирью, Уралом, Поволжьем, Кыргызстаном и Средней Азией. В том же году по железным дорогам нашей страны начали ездить первые тепловозы.
В 1960-х годах проложены участки Макат – Мангышлак и Мангышлак – Узень общей длиной почти 900 километров. В 1964-м впервые электрифицирован участок Целиноград (Астана) – Караганда. С этого события начинается работа по электрификации железных дорог.
В 1980-х годах общая протяженность электрифицированных линий в Казахстане приблизилась к четырем тысячам километров, началось активное внедрение автоматики и информационно-вычислительных систем.
В апреле 1977 года на базе Казахской железной дороги были образованы три дороги: Целинная, Алма-Атинская и Западно-Казахстанская. Все это время продолжалось строительство и реконструкция десятков новых вокзалов, вводились в эксплуатацию новые типы тепловозов, электровозов, путевой техники, систем сигнализации и связи, развивалось тяжеловесное движение.
20 февраля 1986 года впервые в мире по Целинной железной дороге проведен состав в 440 вагонов общим весом 43,4 тысячи тонн и длиной 6,5 км.
После потепления в отношениях с Китаем в 1988 году возобновилось начатое в 1956-1960-м строительство магистралей, призванных соединить дороги двух стран. В сентябре 1990 года произведена стыковка железных дорог на пограничном переходе между казахстанской станцией Дружба (Достык) и китайской Алашанькоу. Через год по нему было открыто движение грузовых составов – заработал Северный коридор Трансазиатской железнодорожной магистрали. Началось развитие перегрузочных мощностей.
Годы независимости
С распадом СССР и обретением независимости в Казахстане проведены глубокие институциональные реформы, позволившие успешно преодолеть кризисное время начала 90-х.
31 января 1997 года на базе трех дорог образовалось РГП «КТЖ», которое в марте 2002 года было преобразовано в ЗАО НК «КТЖ», в затем – АО «НК «ҚТЖ». Это событие стало катализатором больших изменений в экономике страны. Велась активная работа по модернизации инфраструктуры, электрификации, возведению новых линий и укладке вторых путей.
В 1998 году были созданы заводы: на станции Чу – по капитальному ремонту тепловозов, в Атбасаре – электровозов, в Алматы – путевой техники.
Первой железной дорогой, построенной в независимом Казахстане, стала Аксу – Дегелен протяженностью 184 километра (2001 год). Через три года в эксплуатацию введена линия Хромтау – Алтынсарин (402 км). В 2008 году – 151 километр железной дороги Шар – Усть-Каменогорск.
С 2009 до 2015 год в рамках государственной программы по форсированному индустриально-инновационному развитию построены железнодорожные линии Узень – Государственная граница с Туркменистаном, Жетыген – Коргас, Жезказган – Бейнеу и Аркалык – Шубарколь. Таким образом, появились новые маршруты в направлениях Восток – Запад и Север – Юг, обеспечен прямой выход Казахстана на Туркменистан, Иран и страны Персидского залива, В 2014-м порт Курык с магистральной железнодорожной сетью соединила новая линия Боржакты – Ерсай.
Кроме того, в 2015 году был дан старт проекту по строительству более 110 км главных путей и сопутствующей инфраструктуры в рамках строительства вторых путей дороги Шу – Алматы-1.
В целом за годы независимости построено более 2 500 км новых дорог. В течение ближайших трех лет планируется проложить еще 1 300 км, открыть третий железнодорожный пункт пропуска на границе с Китаем и построить новые сухие порты «Бахты» и «Калжат».
Железнодорожный транспорт за эти годы прошел большой путь масштабных преобразований – налажено собственное производство локомотивов, рельсов и комплектующих для предприятий отрасли.
ҚТЖ трансформируется в крупный транспортно-логистический хаб. Развиваются порты Актау и Курык, на границе с Китаем сформирована СЭЗ «Хоргос – Восточные ворота», совместно с китайскими партнерами Ляньюньган создан логистический терминал в порту Ляньюньган.
Казахстан успешно интегрировался в мировое сообщество и получил международное признание. Сегодня через Казахстан проходит 11 международных транзитных коридоров: пять железнодорожных и шесть автомобильных. Интенсивно развивается проект «Новый Шелкового путь», коридоры ТМТМ, Север – Юг. Растут объемы перевозок.
По итогам этого года ҚТЖ может поставить новый рекорд в истории независимого Казахстана по грузообороту – порядка 260 млн тонно-километров.
Спустя 120 лет интенсивного поступательного развития железнодорожная отрасль продолжает вносить свой весомый вклад в становление и укрепление экономики суверенного Казахстана.