Экспонаты хранят историю: раритетные вещи расскажут о буднях Целинной железной дороги

Светлана Могай
Светлана Могай

Собственный корреспондент по Карагандинской области

Музей истории отделения Целинной железной дороги Карагандинского филиала «Казпрофтранс» регулярно пополняется ценными экспонатами.

Ветераны железнодорожных структур охотно делятся раритетными вещами, которые могут рассказать о буднях рядовых сотрудников прошлых лет. 

Безусловно, особую ценность представляет  советский телеграфный аппарат 1935 года выпуска. Это устройство чем-то напоминает  нынешний факс. На нем сотрудники передавали телеграммы. 

Передатчик представлял собой четырехрядную клавиатуру типа пишущей машинки с помощью, которой можно было вести передачу русского и латинского алфавитов, а также ряд цифр и знаков препинания. 

Аппарат приводился в действие электродвигателем  в сети постоянного переменного тока 110-120 вольт. Расход тока за сутки составлял 0,9-1,0 ампер в час. Весит он 28 кг.  

Есть здесь и печатные машинки, на которых набиралась важная информация. Трудно представить, как обходились сотрудники отделения дороги без компьютеров и интернета. 

Большинство посетителей интересуются таким экспонатом как «шарманка» (жестяной крашеный сундук) машиниста. Как стало известно этой вещи около ста лет. В то время, идущего по улице машиниста определяли не только по фуражке с кокардой и фирменной шинели, но и по «шарманке». 

Она стала неизменным атрибутом локомотивной бригады. В то время говорили, что если человек заказывал у жестянщика такой сундучок, то его жизнь удалась. 

Тогда, впрочем, как и сейчас, профессия машиниста или его помощника считалась почетной и престижной. Поэтому большинство мальчишек с детства мечтали сидеть за штурвалом огромной махины и управлять ею. 

По словам менеджера музея Татьяны Колузаевой, в хранилище также можно проследить историю становления железной дороги Казахстана, которая прокладывалась в бескрайней степи, где не было воды, не хватало строительных материалов и рабочей силы. К тому же все работы выполнялись вручную. 

Тысячи казахов, пришедших на великую стройку, остались трудиться  на стальной магистрали и заложили основу трудовых династий железнодорожников.

– Как правило, в конце экскурсии посетители оставляют отзывы в специальной книге, а их бывает немало. Благодарные школьники, студенты, работники железнодорожных структур пишут свои впечатления и делятся ими с другими. Двери музея отделения Целинной железной дороги всегда открыты для жителей региона и зарубежных гостей, – подчеркнула Татьяна Колузаева. 

Новости
14.11.2025
Лучших практиков по безопасности движения поездов определили на конкурсе в Астане
Инфраструктура
14.11.2025
Более 1400 км железнодорожного пути отремонтировано в Казахстане
Новости
14.11.2025
Профактив железнодорожников обсудил внедрение новой системы оценки профессиональных рисков в Астане
Новости
14.11.2025
Опасная попытка пересечения путей в Таразе: КТЖ напоминает о правилах безопасности
Регионы
14.11.2025
Парк эксплуатационного локомотивного депо Актогай пополнился 12 локомотивами ТЭ36А
Новости / Архив
14.11.2025
Газета Қазақстан теміржолшысы, №95 от 14 ноября 2025 года
Новости
13.11.2025
Мультимодальный транспортный форум ОТГ прошел в Ташкенте
Новости
13.11.2025
О ходе реализации крупнейших инфраструктурных проектов рассказали в КТЖ
КТЖ в лицах
13.11.2025
Бейсембай Каранеев — пример мастерства и преданности железной дороге
Регионы
13.11.2025
Учения по ликвидации возгорания цистерны прошли на станции Илецк
Пассажирские перевозки
13.11.2025
Маршрут поезда Тальго «Астана-Жезказган» продлят до Кызылорды
Новости
13.11.2025
ҚТЖ и РЖД подписали соглашение о развитии стыковых пунктов до 2030 года
Новости
13.11.2025
Президенты Казахстана и России обсудили транспортные проекты
Новости
13.11.2025
Казахстан и Россия подписали соглашения о развитии транспортного партнёрства
Новости
12.11.2025
Участников программы развития «Лидеров профессий» наградили в КТЖ
Грузовые перевозки
12.11.2025
Первая партия казахстанской пшеницы прибыла в Армению
Новости
12.11.2025
КТЖ проводит обучение по энергоэффективности и цифровым системам управления
Регионы
12.11.2025
Два состава в час: как работает станция Казанбасы
Регионы
12.11.2025
Узловое совещание по безопасности движения поездов прошло на станции Караганда-Сортировочная
Регионы
11.11.2025
Встреча с корпоративным омбудсменом прошла в Усть-Каменогорске