Экспонаты хранят историю: раритетные вещи расскажут о буднях Целинной железной дороги


Собственный корреспондент по Карагандинской области
Музей истории отделения Целинной железной дороги Карагандинского филиала «Казпрофтранс» регулярно пополняется ценными экспонатами.
Ветераны железнодорожных структур охотно делятся раритетными вещами, которые могут рассказать о буднях рядовых сотрудников прошлых лет.
Безусловно, особую ценность представляет советский телеграфный аппарат 1935 года выпуска. Это устройство чем-то напоминает нынешний факс. На нем сотрудники передавали телеграммы.

Передатчик представлял собой четырехрядную клавиатуру типа пишущей машинки с помощью, которой можно было вести передачу русского и латинского алфавитов, а также ряд цифр и знаков препинания.
Аппарат приводился в действие электродвигателем в сети постоянного переменного тока 110-120 вольт. Расход тока за сутки составлял 0,9-1,0 ампер в час. Весит он 28 кг.
Есть здесь и печатные машинки, на которых набиралась важная информация. Трудно представить, как обходились сотрудники отделения дороги без компьютеров и интернета.

Большинство посетителей интересуются таким экспонатом как «шарманка» (жестяной крашеный сундук) машиниста. Как стало известно этой вещи около ста лет. В то время, идущего по улице машиниста определяли не только по фуражке с кокардой и фирменной шинели, но и по «шарманке».
Она стала неизменным атрибутом локомотивной бригады. В то время говорили, что если человек заказывал у жестянщика такой сундучок, то его жизнь удалась.
Тогда, впрочем, как и сейчас, профессия машиниста или его помощника считалась почетной и престижной. Поэтому большинство мальчишек с детства мечтали сидеть за штурвалом огромной махины и управлять ею.

По словам менеджера музея Татьяны Колузаевой, в хранилище также можно проследить историю становления железной дороги Казахстана, которая прокладывалась в бескрайней степи, где не было воды, не хватало строительных материалов и рабочей силы. К тому же все работы выполнялись вручную.
Тысячи казахов, пришедших на великую стройку, остались трудиться на стальной магистрали и заложили основу трудовых династий железнодорожников.
– Как правило, в конце экскурсии посетители оставляют отзывы в специальной книге, а их бывает немало. Благодарные школьники, студенты, работники железнодорожных структур пишут свои впечатления и делятся ими с другими. Двери музея отделения Целинной железной дороги всегда открыты для жителей региона и зарубежных гостей, – подчеркнула Татьяна Колузаева.