Экспонаты хранят историю: раритетные вещи расскажут о буднях Целинной железной дороги
![](https://rail-news.kz/uploads/2023/12/25/fcnS95X2IzMpwWmwSYScnWhvv0YHOLnO6V4Ms7wy.jpg)
![](https://rail-news.kz/img/noimg.png)
Собственный корреспондент по Карагандинской области
Музей истории отделения Целинной железной дороги Карагандинского филиала «Казпрофтранс» регулярно пополняется ценными экспонатами.
Ветераны железнодорожных структур охотно делятся раритетными вещами, которые могут рассказать о буднях рядовых сотрудников прошлых лет.
Безусловно, особую ценность представляет советский телеграфный аппарат 1935 года выпуска. Это устройство чем-то напоминает нынешний факс. На нем сотрудники передавали телеграммы.
![](https://rail-news.kz/uploads/attachments/c73587ab411b4eaa9264b60f24d65fd7-65891fae66b5e.jpg)
Передатчик представлял собой четырехрядную клавиатуру типа пишущей машинки с помощью, которой можно было вести передачу русского и латинского алфавитов, а также ряд цифр и знаков препинания.
Аппарат приводился в действие электродвигателем в сети постоянного переменного тока 110-120 вольт. Расход тока за сутки составлял 0,9-1,0 ампер в час. Весит он 28 кг.
Есть здесь и печатные машинки, на которых набиралась важная информация. Трудно представить, как обходились сотрудники отделения дороги без компьютеров и интернета.
![](https://rail-news.kz/uploads/attachments/caa40f2f379c4dd59c9dff3ba34c9510-65891fc008857.jpg)
Большинство посетителей интересуются таким экспонатом как «шарманка» (жестяной крашеный сундук) машиниста. Как стало известно этой вещи около ста лет. В то время, идущего по улице машиниста определяли не только по фуражке с кокардой и фирменной шинели, но и по «шарманке».
Она стала неизменным атрибутом локомотивной бригады. В то время говорили, что если человек заказывал у жестянщика такой сундучок, то его жизнь удалась.
Тогда, впрочем, как и сейчас, профессия машиниста или его помощника считалась почетной и престижной. Поэтому большинство мальчишек с детства мечтали сидеть за штурвалом огромной махины и управлять ею.
![](https://rail-news.kz/uploads/attachments/8ec27e5e3eae4491ac389d2ffc7c52bc-65891fe858d20.jpg)
По словам менеджера музея Татьяны Колузаевой, в хранилище также можно проследить историю становления железной дороги Казахстана, которая прокладывалась в бескрайней степи, где не было воды, не хватало строительных материалов и рабочей силы. К тому же все работы выполнялись вручную.
Тысячи казахов, пришедших на великую стройку, остались трудиться на стальной магистрали и заложили основу трудовых династий железнодорожников.
– Как правило, в конце экскурсии посетители оставляют отзывы в специальной книге, а их бывает немало. Благодарные школьники, студенты, работники железнодорожных структур пишут свои впечатления и делятся ими с другими. Двери музея отделения Целинной железной дороги всегда открыты для жителей региона и зарубежных гостей, – подчеркнула Татьяна Колузаева.