Эхо истории: железнодорожная мозаика в Павлодаре

В Павлодаре в районе ремонтно-локомотивного завода сохранился уникальный объект культурного наследия - мозаичное панно, на котором изображена история павлодарского отделения железной дороги. О том, как создавалось бетонно-каменное полотно узнал корреспондент Pavlodarnews.kz. Мозаичное панно расположено на улице Путейской, за железнодорожными путями. На нем отображены две важные в истории павлодарского отделения железной дороги даты: 1924 – год открытия Павлодарской железнодорожной станции и 1994 год – ее 70-летие (именно тогда и была установлена картина). Рядом с основным панно – дополнительная мозаика, на которой изображен Иртыш с характерными чайками. [caption id="attachment_6239" align="aligncenter" width="1024"] фото с сайта pavlodarnews.kz[/caption]   При помощи смальты – цветного непрозрачного стекла – на панно изображен исторический сюжет развития павлодарской железнодорожной станции от первых паровозов до тепловоза, идущего через степь и тянущего за собой вагоны, и масштабное жилищное строительство. Ведь к юбилею Павлодарское отделение Целинной железной дороги могло похвастать возведенным жилфондом для работников на 411 домов, общей площадью 337 тысяч кв.м, и наличием пяти общежитий на 1219 мест. По словам бывшего начальника Павлодарского отделения железной дороги, почетного гражданина Павлодара и Павлодарской области Аби Саркыншакова, в районе нынешнего железнодорожного вокзала была голая степь и железнодорожная ветка на Кулунду. "Людям, приезжающим в Павлодар омским поездом, помогало местное население. Понятия такси еще не было. Вещи и пассажиров развозили по городу на телегах", - рассказывает Аби Саркыншаков. [caption id="attachment_6242" align="aligncenter" width="796"] фото с сайта pavlodarnews.kz[/caption]   До освоения целины, когда 28 февраля 1954 года трудящиеся города Павлодара встречали первый отряд молодых энтузиастов Алма-Аты, в городе было два больших предприятия – судоремонтный завод и железная дорога с локомотивным депо и станцией. Округлые формы кабины локомотива, расположенного по центру мозаики, помогают узнать тепловоз серии ТЭ-10. Хотя первыми в Павлодар в 1961 году прибыли три локомотива серии ТЭ-3. Изображение семафоров указывает на электрификацию железнодорожных путей участков Павлодар – Экибастуз – Акбидаик – Ушкулын – Аксу, которая началась в 1980 году, а полностью завершилась лишь в 2005. По словам Аби Саркыншакова, с инициативой установки мозаики к юбилею станции выступили тогдашний начальник локомотивного депо Айген Эмильевич Клет и председатель профсоюзного комитета Сергей Гургенович Бунятов. Между тем в городе есть свидетель того, как все начиналось в 1924 году. Это здание паровозного депо. Через три года оно отпразднует свое столетие, однако ни на фундамент, ни кладку, ни на внутреннее устройство это не повлияло, видно, что строители вложили в здание и труд, и умение, и душу. [caption id="attachment_6244" align="aligncenter" width="1024"] фото с сайта pavlodarnews.kz[/caption]   По словам заместителя руководителя экспериментально-конструкторского бюро Богенбая Копеева, например, пол залитый бетоном полутораметровой толщины оказался такой прочности, что попытки сделать какие-то углубления под оборудование ни к чему не привели. Фасад обшили, пол покрыли плиткой, деревянные окна заменили на стеклопакеты, но с двадцатых годов здесь остались поперечные стойки потолочных светильников, вентиляция в округлой крыше, а подкрановые пути кран-балки тянутся через все помещения – для удобной транспортировки в цех крупногабаритных грузов.
– С 1924 по 2021 год в задании располагались последовательно: паровозное депо, вагонное депо, дорожно-экспериментальные мастерские, проектно-конструкторско-технологическое бюро, с 2004 года по сегодняшний день конструкторско-экспериментальный центр.
Есть в депо и вовсе уникальный памятник, своего рода капсула времени – впечатанная в фундамент нивелированная марка с отливкой: «Точная нивелировка. Геодезический комитет Высшего совета народного хозяйства. 6482». Так уж получилось, что железнодорожная мозаика находится на стыке двух времен, примыкая к прошлому – располагаясь у забора старого паровозного депо, лицом обратившись на новое локомотивное депо. Выбор места железнодорожники объясняют тем, чтобы, приходя на работу, они всегда могли видеть и помнить, с чего все началось, и чем продолжает жить Павлодарская железнодорожная станция.
Новости
22.11.2024
КТЖ выявило хищение дизельного топлива на 16 млн тенге в депо Бесколь
Пассажирские перевозки
22.11.2024
Нацперевозчик объявил о скидках на железнодорожные билеты
Новости
22.11.2024
Железнодорожную инфраструктуру продолжают обновлять в Акмолинском регионе
Регионы
22.11.2024
Обучение первозимников ведут на предприятиях Семейского отделения ГП
Регионы
22.11.2024
Семинар-совещание по технике безопасности провели на станции Балхаш
Новости
22.11.2024
Около сотни руководителей линейного уровня путевого хозяйства прошли обучение в Астане
Новости
22.11.2024
Вопросы в области логистики и инфраструктуры обсудили на СВМДА в Астане
Грузовые перевозки
22.11.2024
Более 160 тысяч тонн зерна погрузили в ноябре в Костанайском отделении ГП
Новости / Архив
22.11.2024
Газета «Қазақстан теміржолшысы», №99 от 22 ноября 2024 года
Регионы
21.11.2024
Директор специализированного мостового отряда Канат Карбозов стал обладателем «Самұрық-Қазына» акционерлік қоғамының құрметті қызметкері»
Регионы
21.11.2024
Экскурсию для подростков провели на железнодорожных предприятиях станции Илецк
Регионы
21.11.2024
Условный пожар потушили на станции Кушмурун
Новости
21.11.2024
Дноуглубительные работы досрочно завершили в порту Курык
Новости
21.11.2024
Новые инновационные технологии диагностики пути внедряют на железной дороге в Казахстане
Новости
21.11.2024
КТЖ расширит терминальную сеть в Европе
Грузовые перевозки
20.11.2024
Более 307 тыс. тонн зерна погрузили в ноябре в Акмолинском отделении ГП
Новости
20.11.2024
KAZAKH GRAIN & LOGISTIC FORUM 2024 пройдет в Астане
Новости
20.11.2024
Казахстан планирует развивать транспортно-транзитные коридоры в формате СНГ +
Регионы
20.11.2024
О мерах безопасности вблизи железной дороги продолжают напоминать учащимся школ и колледжей в Уральске
Интервью
20.11.2024
Об обеспечении безопасности на железной дороге рассказали ревизоры в ВКО