Макет легендарного паровоза – уникальный экспонат Уральского музея железнодорожников

Регионы
26.04.2023, 12:31
Фото автора
Анна Панищева

Собственный корреспондент по г. Уральск

В Уральском музее железнодорожников стоит макет уникального скоростного паровоза «Иосиф Сталин», опередившего по техническим характеристикам свое время. Он был спроектирован и прошел обкатку ровно 90 лет назад – в 1933 году. 

Индустриализация молодой Советской страны и увеличивающийся товарооборот требовал повышения скоростей на железных дорогах и, соответственно, новых мощностей локомотивов. Паровоз «Су» с его максимальной скоростью в 125 километров в час и мощностью в 1 500 лошадиных сил уже не мог удовлетворять этим требованиям. 

В 1931 году на Коломенском паровозостроительном заводе инженеры-конструкторы Сушкин, Лебедянский и Сломинский приступили к его созданию, и к концу 1932 года строительство экспериментального образца было завершено. При проектировании этой модели были использованы самые передовые технологии, применявшиеся тогда в паровозостроении. Ее особенностью являлась большая унификация по многим деталям с грузовым паровозом ФД («Феликс Дзержинский»). 

При разработке конструкторам Центрального локомотиво-проектного бюро удалось использовать для нового паровоза не только котел и цилиндры от его предшественника, паровоза ФД, но и буксы, оси и ряд других деталей, а также, несмотря на иную осевую формулу, повторить его схему рессорного подвешивания. На момент создания новый магистральный пассажирский паровоз типа 1-4-2 (одно направляющее колесо, четыре ведущих, два поддерживающих колеса) являлся самым мощным в Европе. Средняя мощность составляла 2 500-3 200 лошадиных сил, длина локомотива – 16,4 метра, рабочая масса – до 136 тонн, сцепная масса – до 82 тонн, нагрузка от движущих осей на рельсы – 20,5 тонны, конструкционная скорость – 115 километров в час. 

По решению рабочих завода новому паровозу была присвоена серия «ИС-Иосиф Сталин». Весь 1933 год он проходил обкатку. В 1935-м строительство паровоза передали Ворошиловградскому заводу (ныне «Луганский тепловозостроительный завод»). В сентябре 1936 года был спроектирован «ИС» в обтекаемой форме, что дало экономию 200-250 лошадиных сил при скорости в 150 километров в час и существенно снижено сопротивление ветра. В 1937 году был выпущен первый  обтекаемый паровоз и начато его серийное производство. Всего было выпущено 649 паровозов обтекаемой формы. 

Первые паровозы «ИС-Иосиф Сталин» поступили на линию Москва – Ленинград, где обслуживали дальние пассажирские поезда, в том числе поезд «Красная стрела». По мере выпуска они заменяли пассажирские паровозы «Су», «С», «Л» и другие, они работали на 21 из 48 железных дорог Советского Союза. 

По мере эксплуатации паровоз «ИС» совершенствовался. Осевая нагрузка была снижена с 20,5 до 18 тонн, что дало возможность для их работы на восточных дорогах страны, а усиление производительности котла повысило скорость движения до 170-180 километров в час. Были установлены диски на колесах вместо спиц. Этот паровоз опередил свое время, был гордостью советского паровозостроения, а на Всемирной парижской выставке 1937 года ему единогласно было присвоено Гран-при.

В годы Великой Отечественной войны паровоз «ИС» 20-16 сыграл большую роль. После ее окончания по ряду причин скорости движения железнодорожных составов не превышали 70 километров в час, поэтому с него сняли кожух-обтекатель, что не помешало в апреле 1957 года при буксировке спецсостава установить последний скоростной рекорд на паровозной тяге – 175 километров в час. В 1962 году в период борьбы с культом личности Сталина обозначение серии паровоза сменили на «ФДп». Массовый переход на тепловозную и электровозную тягу все больше ограничивал эксплуатацию паровозов серии «ИС-Иосиф Сталин». Но они верой и правдой служили до 1972 года – года окончания эпохи паровозов.

Макет легендарного паровоза для Уральского музея железнодорожников выполнил первоклассный мастер – плотник Илецкого локомотивного депо Лев Саркисян. Он с большой достоверностью и скрупулезностью воссоздал даже самые мелкие детали паровоза, как отметил хранитель истории музея Михаил Надточий. Этот экспонат пользуется особой популярностью у школьников, особенно у младших классов, а также студентов технических колледжей и вузов, солдат срочной службы и, конечно, работников Уральского эксплуатационного локомотивного депо.

Новости
22.11.2024
КТЖ выявило хищение дизельного топлива на 16 млн тенге в депо Бесколь
Пассажирские перевозки
22.11.2024
Нацперевозчик объявил о скидках на железнодорожные билеты
Новости
22.11.2024
Железнодорожную инфраструктуру продолжают обновлять в Акмолинском регионе
Регионы
22.11.2024
Обучение первозимников ведут на предприятиях Семейского отделения ГП
Регионы
22.11.2024
Семинар-совещание по технике безопасности провели на станции Балхаш
Новости
22.11.2024
Около сотни руководителей линейного уровня путевого хозяйства прошли обучение в Астане
Новости
22.11.2024
Вопросы в области логистики и инфраструктуры обсудили на СВМДА в Астане
Грузовые перевозки
22.11.2024
Более 160 тысяч тонн зерна погрузили в ноябре в Костанайском отделении ГП
Новости / Архив
22.11.2024
Газета «Қазақстан теміржолшысы», №99 от 22 ноября 2024 года
Регионы
21.11.2024
Директор специализированного мостового отряда Канат Карбозов стал обладателем «Самұрық-Қазына» акционерлік қоғамының құрметті қызметкері»
Регионы
21.11.2024
Экскурсию для подростков провели на железнодорожных предприятиях станции Илецк
Регионы
21.11.2024
Условный пожар потушили на станции Кушмурун
Новости
21.11.2024
Дноуглубительные работы досрочно завершили в порту Курык
Новости
21.11.2024
Новые инновационные технологии диагностики пути внедряют на железной дороге в Казахстане
Новости
21.11.2024
КТЖ расширит терминальную сеть в Европе
Грузовые перевозки
20.11.2024
Более 307 тыс. тонн зерна погрузили в ноябре в Акмолинском отделении ГП
Новости
20.11.2024
KAZAKH GRAIN & LOGISTIC FORUM 2024 пройдет в Астане
Новости
20.11.2024
Казахстан планирует развивать транспортно-транзитные коридоры в формате СНГ +
Регионы
20.11.2024
О мерах безопасности вблизи железной дороги продолжают напоминать учащимся школ и колледжей в Уральске
Интервью
20.11.2024
Об обеспечении безопасности на железной дороге рассказали ревизоры в ВКО