Макет легендарного паровоза – уникальный экспонат Уральского музея железнодорожников

Регионы
26.04.2023, 12:31
Фото автора
Анна Панищева

Собственный корреспондент по г. Уральск

В Уральском музее железнодорожников стоит макет уникального скоростного паровоза «Иосиф Сталин», опередившего по техническим характеристикам свое время. Он был спроектирован и прошел обкатку ровно 90 лет назад – в 1933 году. 

Индустриализация молодой Советской страны и увеличивающийся товарооборот требовал повышения скоростей на железных дорогах и, соответственно, новых мощностей локомотивов. Паровоз «Су» с его максимальной скоростью в 125 километров в час и мощностью в 1 500 лошадиных сил уже не мог удовлетворять этим требованиям. 

В 1931 году на Коломенском паровозостроительном заводе инженеры-конструкторы Сушкин, Лебедянский и Сломинский приступили к его созданию, и к концу 1932 года строительство экспериментального образца было завершено. При проектировании этой модели были использованы самые передовые технологии, применявшиеся тогда в паровозостроении. Ее особенностью являлась большая унификация по многим деталям с грузовым паровозом ФД («Феликс Дзержинский»). 

При разработке конструкторам Центрального локомотиво-проектного бюро удалось использовать для нового паровоза не только котел и цилиндры от его предшественника, паровоза ФД, но и буксы, оси и ряд других деталей, а также, несмотря на иную осевую формулу, повторить его схему рессорного подвешивания. На момент создания новый магистральный пассажирский паровоз типа 1-4-2 (одно направляющее колесо, четыре ведущих, два поддерживающих колеса) являлся самым мощным в Европе. Средняя мощность составляла 2 500-3 200 лошадиных сил, длина локомотива – 16,4 метра, рабочая масса – до 136 тонн, сцепная масса – до 82 тонн, нагрузка от движущих осей на рельсы – 20,5 тонны, конструкционная скорость – 115 километров в час. 

По решению рабочих завода новому паровозу была присвоена серия «ИС-Иосиф Сталин». Весь 1933 год он проходил обкатку. В 1935-м строительство паровоза передали Ворошиловградскому заводу (ныне «Луганский тепловозостроительный завод»). В сентябре 1936 года был спроектирован «ИС» в обтекаемой форме, что дало экономию 200-250 лошадиных сил при скорости в 150 километров в час и существенно снижено сопротивление ветра. В 1937 году был выпущен первый  обтекаемый паровоз и начато его серийное производство. Всего было выпущено 649 паровозов обтекаемой формы. 

Первые паровозы «ИС-Иосиф Сталин» поступили на линию Москва – Ленинград, где обслуживали дальние пассажирские поезда, в том числе поезд «Красная стрела». По мере выпуска они заменяли пассажирские паровозы «Су», «С», «Л» и другие, они работали на 21 из 48 железных дорог Советского Союза. 

По мере эксплуатации паровоз «ИС» совершенствовался. Осевая нагрузка была снижена с 20,5 до 18 тонн, что дало возможность для их работы на восточных дорогах страны, а усиление производительности котла повысило скорость движения до 170-180 километров в час. Были установлены диски на колесах вместо спиц. Этот паровоз опередил свое время, был гордостью советского паровозостроения, а на Всемирной парижской выставке 1937 года ему единогласно было присвоено Гран-при.

В годы Великой Отечественной войны паровоз «ИС» 20-16 сыграл большую роль. После ее окончания по ряду причин скорости движения железнодорожных составов не превышали 70 километров в час, поэтому с него сняли кожух-обтекатель, что не помешало в апреле 1957 года при буксировке спецсостава установить последний скоростной рекорд на паровозной тяге – 175 километров в час. В 1962 году в период борьбы с культом личности Сталина обозначение серии паровоза сменили на «ФДп». Массовый переход на тепловозную и электровозную тягу все больше ограничивал эксплуатацию паровозов серии «ИС-Иосиф Сталин». Но они верой и правдой служили до 1972 года – года окончания эпохи паровозов.

Макет легендарного паровоза для Уральского музея железнодорожников выполнил первоклассный мастер – плотник Илецкого локомотивного депо Лев Саркисян. Он с большой достоверностью и скрупулезностью воссоздал даже самые мелкие детали паровоза, как отметил хранитель истории музея Михаил Надточий. Этот экспонат пользуется особой популярностью у школьников, особенно у младших классов, а также студентов технических колледжей и вузов, солдат срочной службы и, конечно, работников Уральского эксплуатационного локомотивного депо.

Новости / Архив
06.06.2025
Газета Қазақстан теміржолшысы, №43 от 06 июня 2025 года
Грузовые перевозки
05.06.2025
Перевозку более 70 млн тонн угля обеспечило КТЖ в прошедшем отопительном сезоне
Новости
05.06.2025
Развитие Транскаспийского коридора обсудили в Мюнхене
Новости
05.06.2025
Курык побил собственный рекорд по перевалке грузов
Регионы
05.06.2025
Уральские железнодорожники вышли на субботник
Регионы
05.06.2025
Ревизоры устроили внезапную проверку на станции Алматы-1
Регионы
04.06.2025
Воспитанникам детской деревни и дома «Үміт» организовали экскурсию на станции Оскемен-1
Регионы
04.06.2025
Уральские железнодорожники отметили Международный день защиты детей
Регионы
04.06.2025
Праздник ко Дню защиты детей провели на станции Караганда-Сортировочная
Новости
03.06.2025
Экспорт растительных масел и кормов в Китай вырос в 10 раз за пять лет
Инфраструктура
03.06.2025
Обводная железная дорога разгрузит Алматинский узел на 40%
Новости
03.06.2025
Павлодарские железнодорожники провели благотворительную акцию в Доме ребёнка
Новости
03.06.2025
Первый контейнерный поезд примет новый контейнерный терминал Zhetysu
Пассажирские перевозки
03.06.2025
Пятимиллионного пассажира торжественно встретили на столичном вокзале
Новости
03.06.2025
Более 240 наездов на скот зафиксировано на железной дороге в Казахстане
Новости / Архив
03.06.2025
Газета Қазақстан теміржолшысы, №42 от 03 июня 2025 года
Новости
02.06.2025
Стотысячный контейнер отправлен из Сианя по ТМТМ
Регионы
02.06.2025
Итоги весеннего комиссионного осмотра подвели в Павлодарском регионе
Регионы
02.06.2025
Учения по тушению лесного пожара прошли в окрестностях Риддера
Новости
02.06.2025
Карагандинский железнодорожный колледж отмечает 60-летний юбилей