ПРОБЛЕМ С КАЧЕСТВОМ ВОДЫ НА СТАНЦИЯХ БОЛЬШЕ НЕТ

Сұхбат
12.10.2016, 15:43
zha_8803АО «НК «ҚТЖ» всегда уделяет особое внимание социальным аспектам жизни сотрудников компании. Поэтому на железной дороге активно внедряются такие идеи, как курсирование медицинских поездов по регионам страны, бесплатный летний отдых для детей железнодорожников, трудоустройство людей с ограниченными возможностями и многое другое. Одной из таковых по праву считается масштабная программа «Мөлдір бұлақ», которая уже принесла хорошие результаты. О том, как зарождался самый амбициозный социальный проект компании и его достижениях нам рассказал Почетный железнодорожник, обладатель орденов «Құрмет» и «Парасат», президент АО «Теміржолсу» Куат Есимханов. Реализация социально-значимой отраслевой программы «Мөлдір бұлақ», у истоков которой Вы стояли, возложена на АО «Теміржолсу». Расскажите о ее задумке и результатах… –В 2012 годуположение водоснабженияжелезнодорожных пунктов было плачевным. На многих станциях не было воды, где-то она была, но не соответствовала санитарным нормам.Кроме этого старые водонапорные башни на многих станциях были, мягко говоря, в неприглядном состоянии. Со стороны населения было много жалоб и нареканий.Вот тогда и возникла идея по созданию и разработке программы «Мөлдірбұлақ». Инициатива была поддержана президентом компанииДля начала нужно было определиться с общим количеством станций.Их на балансе АО «НК «ҚТЖ» оказалось 560, из них 290 – на балансе АО «Теміржолсу», остальные 270 – магистральных сетей. В начале реализации программы главной задачей было обеспечить питьевой водой в необходимом количестве население тех станций и разъездов, где воды не было. Затем нужно было провести модернизацию, реконструкцию, обновление основных средств объектов водоснабжения и канализации на железнодорожных пунктах, а также гарантировать качество воды соответствующим стандартам. Последним, завершающим этапом было обеспечение безопасности этих объектов, начиная от ограждения изаканчивая видеонаблюдением иохранной сигнализацией. Первый год мы проводили семинары для ознакомления населения с программой «Мөлдір бұлақ». Вначале было много скептиков, поэтому, когда выделили деньги, у нас не было эйфории, хотелось быстрее все это сделать. Но когда начали копать, оказалось что работы непочатый край. Приходилось модернизировать водонапорные станции, которые не ремонтировались 50-60 лет. На некоторых при раскапывании находили деревянные трубы, проложенные еще во времена Турксиба. Встречались также чугунные, асбестовые и металлические экземпляры. Сталкивались с оборудованием царских времен.Сегодня в Казахстане около 150 водонапорных башен, 40 из них построены еще в царское время. Тогда строили хорошо и качественно, потому что башни были основным объектом станций. С тех пор многое изменилось. Нам пришлось поэтапно все это менять и восстанавливать. К примеру, столкнувшись с демидовскими котлами, пришлось немало потрудиться. Нужны были запчасти, которых уже нигде нет, восстанавливали своими силами, чтобы были как новые. Недавно мы восстановили станцию Аул на востоке страны, которая не ремонтировалась около ста лет. С помощью наших специалистов она была полностью и, самое главное, качественно отремонтирована. Жители были приятно удивлены и рады. В целом, с 2012 года по настоящее время по программе «Мөлдірбұлақ» мы провели ремонтные работы объектов водоснабженияна 392 станциях. Это реконструкция около 700 объектов на сумму 5,5 миллиарда тенге. Нами обновлено 470 километров водопроводных сетей, 45 водонапорных башен, более 60 водонапорных станций, создано 30 санитарных зон охраны, пробурено более 30 новых скважин, на 54 железнодорожных пунктах установлено современное оборудование по очистке и обеззараживанию воды из различных природных источников. Сделан, конечно, большой объем работы, благодаря чему изношенность основных производственных активов снизилась с 80% до 26%. – Куат Есимханович, благодаря программе «Мөлдір бұлақ» на многих станциях была решена многолетняя проблемаобеспечения населения чистой питьевой водой. Все ли было сделано, как планировалось вначале? Какие проблемы возникали при реализации программы? И каковы были пути их решения? – Одна из проблем, которую я уже озвучил – это старое оборудование. Старые трубы, насосы, емкости мы меняли на новые. Во время реализации программы были использованы только самая современная продукция, в основном отечественного производства. Вторая проблема связана с привозным водоснабжением. Например, на станции Сагыз Атырауской области с населением около 800 дворов вода поступает от скважины на расстоянии 40 километров от населенного пункта. Вся эта трасса была пробитая, там не было разводящей сети. В целом, в Казахстане около 170 разъездов и станций,где нет горизонта воды. В основном, это запад страны – Атырауская и Мангистауская области, частично Актюбинская и Кызылординская. Там вместо старых металлических или бетонных емкостей были установлены стеклопластиковые цистерны. Завод-производитель дает на них гарантию 50 лет. Вода в такой емкости лучше хранится и не портится в течение 20 дней. Проблема была еще в том, что качество воды на станциях не соответствовало санитарным нормам. Тогда мы со своими специалистами подумали и решили везде установить оборудование по очистке воды «Таза су». На сегодняшний день по всей стране таких 54. К слову, на станции Известковая в ВКО тоже установлена «Таза су». Когда я туда поехал и пообещал жителям чистую питьевую воду, они не поверили. Однако уже через год мы выполнили обещание, а жители улыбались и были благодарны. В каждом филиале АО «Теміржолсу» есть своя лаборатория для анализа проб воды. Специалисты ежемесячно проверяют качество воды на станциях, в том числе привозную. Это наше обязательное требование. Могу сказать смело, что сегодня на тех станциях, которые находятся на балансе АО «НК «ҚТЖ», проблем с качеством воды нет. Есть еще одна проблема, которую нельзя не озвучить. В свое время 304 станции железной дороги согласно постановлению Правительства были переданы местным исполнительным органам.Сегодня 44 из них требуют ремонта. Мы не можем им помочь, потому что у нас разная балансовая принадлежность. Акиматы в свою очередь стараются помочь в первую очередь большим населенным пунктам, поэтому станции и разъезды у них на последнем месте.  Но там работают сотрудники компании, железнодорожники, поэтому мы стараемся вести переговоры с местными исполнительными органами, участвуем во встречах, собираем комиссии. Был разработан план, по которому акиматыдолжны провести исследования и начать действовать. Потихонечку работа в этом направлении ведется. – Программа «Мөлдір бұлақ» рассчитана не только на ремонт сетей, оборудования, проведение водоснабжения, но и на экономию средств. Поэтому одним из направлений было использование энергосберегающих технологий. Как ведется учет экономии средств и каковы его результаты? – Вначале АО «Теміржолсу» была планово-убыточной компанией. Но последние четыре года мы работаем прибыльно. Это связано с тем, что после ремонтов уменьшились аварии, соответственно, уменьшились потери и затраты, сократились расходы. Каждый филиал АО  «Теміржолсу» сам распоряжается сэкономленными деньгами. Это стимулирует работу сотрудников, чтобы работать лучше, экономить и зарабатывать больше. В этом году мы реализовывали программу «Мөлдір бұлақ» собственными силами, без участия и финансирования АО «НК «ҚТЖ».  Для дальнейшей экономии средств, мы, в первую очередь, везде поставили водомеры.Без учета никак нельзя. Была проведена ревизия, в соответствии с потребностью воды заменили все насосы на менее мощные, чтобы тратить меньше электроэнергии. Утвердили в Антимонопольном комитете соответствующий тариф. Учет ведется строгий, ведь без энергосбережения никак нельзя. Это сегодня – самое дорогое удовольствие. На западе у нас газовое отопление. Мы там поменяли старые газогорелки на современные, и теперь каждая печка стала экономить по миллиону тенге. Сейчас хотим заменить старые печи на новые, которые потребляют на 30% меньше угля. – Какие работы в рамках программы «Мөлдір бұлақ»на сегодня можно считать полностью завершенными, а над какими еще нужно поработать? Расскажите о впечатлениях от проделанной работы… – Сегодня мы практически восстановили то хозяйство, которое было разрушено. Не зря говорят, что человек на 80-85% состоит из воды. А если вода нечистая, то человек, конечно, начинает болеть. Вода – самое главное, в чем нуждаются люди. Мы эту нужду удовлетворили, теперь станции, как живой организм, будут работать и жить своей жизнью. На сегодняшний день проблемы с питьевой водой полностью решены в ЮКО и СКО. Хорошо решаются вопросы в Павлодарской и Алматинской областях. Чтобы полностью выполнить программу, нам в следующем году нужно провести ремонт на 65 объектах и 38 железнодорожных пунктах. К октябрю 2017 года планируем завершить программу и освоить за пять лет около 6,5 миллиарда тенге. На маленьких станциях, где живут одна-две семьи, мы стараемся провести воду в дома. Сегодня 260 домов 16 железнодорожных станций подключенык центральному водоснабжению. В жилых домах и общежитиях на четырех малых разъездах установлены душевые и санитарные узлы по европейским стандартам с подачей горячей воды. Создавая условия для железнодорожников, мы получаем благодарных и счастливых сотрудников, которые заслуживают элементарные удобства.

            Динара ЗАЙТОВА

            Фото Александра ЖАБЧУКА

Жаңалықтар
04.07.2024
ҚТЖ мен Қытай көлік министрлігі басшылығы ынтымақтастық перспективаларын талқылады
ҚТЖ келбеті
04.07.2024
Қырағы вагон қараушы
Инфрақұрылым
04.07.2024
110 жыл бұрын қаланған станцияда жаңғырту жұмыстары жүргізілуде
Жаңалықтар
04.07.2024
Сұйытылған газ тасымалы ерекше бақылауда
Жаңалықтар
03.07.2024
Си Цзиньпин: Транскаспий дәлізі үшінші трансшекаралық темір жол құрылысын жеделдетеміз
Жаңалықтар
03.07.2024
ТХКБ Еуразия құрлығындағы көлік-логистика қатынастарын дамытуға тың серпін береді – Тоқаев
Жаңалықтар
03.07.2024
Тоқаев пен Си Цзиньпин Транскаспий дәлізі бойынша теміржол контейнерлерін жөнелту телекөпіріне қатысты
Жаңалықтар
03.07.2024
ҚТЖ-ның «Жасыл істер марафоны» акциясына 1,5 мың қызметкер қатысты
Қауіпсіздік
03.07.2024
Өткелде мұқият болыңыз
Жаңалықтар
03.07.2024
Қазақстан мен Қытай арасындағы жүк тасымалы 22%-ға артты
Жаңалықтар
02.07.2024
Қазақстан-Қытай Іскерлік кеңесі аясында бірқатар стратегиялық құжатқа қол қойылды
Жаңалықтар
02.07.2024
Марат Қарабаев елордада ҚХР Көлік министрімен кездесті
Жүк тасымалы
02.07.2024
Қазақстан-Қытай теміржолы дамып келеді
Жаңалықтар
02.07.2024
ҚТЖ мен CRRC келісімі шеңберінде алғашқы маневрлік локомотивтер Алтынкөл станциясына толық жеткізілді
Спорт
02.07.2024
Маңғыстаулық теміржолшы ММА-дан Азия чемпионы атанды
Инфрақұрылым
02.07.2024
Семейде инфрақұрылым жаңаруда
Жаңалықтар
02.07.2024
Әлемде теміржол көлігі анағұрлым экологиялық таза көлік түрі
Жолаушылар тасымалы
02.07.2024
Қазақстанда инва-купелердің саны артып келеді
Әлеумет
02.07.2024
Жемқорлықты жою жолдары талқыланды
Жаңалықтар / Мұрағат
02.07.2024
«Қазақстан теміржолшысы» газеті, №55 02 шілде 2024 жыл