Прорыв Казахстана

Жаңалықтар
16.01.2018, 10:11
Итоги экономического развития глобальной экономики в 2017 году показали темп роста ВВП в странах – партнерах Казахстана в среднем на 3,6%, в то время как в нашей стране темп роста составил 3,7%! Как отмечают аналитики, немалую роль в этом сыграла деятельность АО «НК «ҚТЖ», ведь в современном мире логистика – драйвер роста. И в нынешнем году компания ставит перед собой планы для реализации определенных Главой государства 10 приоритетных направлений развития страны в Послании «Новые возможности развития в условиях четвертой промышленной революции». Национальная компания в 2017 году увеличила грузооборот на 10%, до 208,8 миллиарда тонно-километров. По словам вице-президента по логистике АО «НК «ҚТЖ» Санжара Елюбаева, за прошлый год в транзитных перевозках на сто процентов выполнен план – 16 миллионов тонн, в том числе за счет увеличения контейнерных грузопотоков. К уровню 2016 года рост транзита составил 23% (+2 961 тыс. тонн). В то же время в экспортном сообщении в сравнении с 2016 годом рост составил 9% (+6 404 тыс. тонн.). Для развития транзитных перевозок в 2017 году АО «НК «ҚТЖ» проведено более 40 встреч с транзитными грузоотправителями России, Узбекистана, Таджикистана, Азербайджана, Грузии, Туркменистана. Одновременно, для активации казахстанского экспорта и транзита в течении года проводились переговоры по тарифным условиями с железнодорожными администрациями вовлеченных стран. Большое внимание в компании уделяется контейнерным перевозкам в транзитном сообщении. Так, для расширения сервиса контейнерных перевозок внесены изменения в приказ по контейнерным перевозкам грузов, в соответствии с которым решен вопрос по консолидации контейнеров в сухом порту станции Алтынколь. Таким образом, благодаря реализации данных комплексных мер в 2017 году удалось сохранить темпы роста транзитных контейнерных перевозок в направлении Китай – Европа – Китай почти в два раза (104,6 тыс. ДФЭ в 2016 году и 201 тыс. – в 2017-м). Как отмечают эксперты, сохранение динамики перевозок подтверждает актуальность принимаемых в компании мер по развитию логистических активов в рамках программы «Нурлы жол» и мероприятий, направленных на повышение эффективности и качества сервиса на трансказахстанских маршрутах.

Открываем новые горизонты

Ярким прорывом прошлого года аналитики также называют то, что для наращивания объемов контейнерных перевозок по Транскаспийскому маршруту начаты регулярные отправки. Дополнительный импульс экспортным контейнерным перевозкам по маршруту ТМТМ придал запуск железнодорожного паромного комплекса Курык, а также в сентябре 2017 года запуск железнодорожной линии Баку – Тбилиси – Карс, что позволило выполнять прямые перевозки по железной дороге до южных и западных портов Турции и открыло выход в Средиземноморье, помогло контейнеризировать ряд зерновых грузов Казахстана в экспортном сообщении. – После подключения нового автомобильного терминала в порту Курык совокупная мощность казахстанских портов на Каспийском море достигнет к концу 2018 года 26 миллионов тонн грузов в год, – отмечает заместитель председателя Комитета транспорта МИР РК Дмитрий Потлов. Кроме того, в прошлом году освоены эскортные маршруты зерна через порт Ляньюнган в Хошемин (Вьетнам), Сиань и другие страны. – Есть большой потенциал данных перевозок, и его необходимо развивать регулярным сервисом и технологической оснащенностью отгрузочных терминалов, – говорит Дмитрий Потлов. При этом достижение целевых параметров транзитных перевозок генерирующего китайского и европейского экспорта обеспечивается в условиях высокого уровня конкуренции с альтернативными маршрутами. Так, на 11% оптимизирована комплексная ставка на маршруте Достык – Брест /Алтынколь – Брест (3130 долл. США в 2016 году, 2800 – в 2017-м) за счет вагонной составляющей, что позволит конкурировать с альтернативными маршрутами и сохранить двукратный рост. Немаловажное значение в развитие данных перевозок придали и инвестиции в подвижной состав на маршруте. Для обеспечения контейнерными активами транзитных перевозок в компании в 2017 году выполнен план закупа по лизинговой модели 2 170 единиц 80- и 40-футовых платформ, и в 2018 году ожидается двукратный рост перевозок на направлении КНР – ЕС. – Для реализации планов по наращиванию транзита и повышения конкурентоспособности продолжим реализацию инвестпрограммы ҚТЖ по увеличению парка контейнерных активов с доведением фитинговых платформ до 8 095 единиц,  – говорит Санжар Елюбаев. В 2018 году при плане по увеличению погрузки до 2 769 511 вагонов, или на 2%, компания сократит общий порожний пробег в тарифе по всей сети на 2%, а снижение расходов на порожний пробег в тарифе вагонного парка – на 30%. В планах национальной компании «ҚТЖ» на 2018 год – выполнение плана транзитных перевозок до 17,1 миллиона тонн с доходом в 263 миллиарда тенге, или 40% от всей структуры доходов копании; обеспечение общего объема контейнерных транзитных перевозок на уровне 536 тысяч ДФЭ; снижение расходов на порожний пробег в тарифе вагонного парка на 30%; создание логистической IT-платформы; разработка и начало внедрения системы «Transportationmanagement» (TM) и другие.

       Взгляд со стороны

Если сиортреть на прорыв Казахстана глазами иностранных аналитиков, то можно привести в пример строки Эндрю Хиггинса из статьи «Грандиозный новый «порт» Китая в Казахстане, не имеющий выхода к морю», опубликованной в !Нью-Йорк Таймс». Автор пишет, что местоположение последних крупных инвестиционных объектов крупнейшей судоходной компании Китая – COSCO Shipping, которая инвестировала миллиарды долларов в приобретение морских портов в приморских странах по всему миру, свидетельствует о резком повороте в деятельности и растущих амбициях компании. – Один из объектов расположен на расстоянии более 1 600 миль от океана. В прошлом году китайский государственный судоходный гигант – COSCO –  стал 49-процентным владельцем участка земли, покрытого асфальтом и разделенного железнодорожными путями со складскими помещениями в юго-восточной части Казахстана. Во всей Европе и Азии не найдется более отдаленного от моря места, чем эта бесплодная пустыня вблизи китайской границы, – делится Эндрю Хиггинс своими впечатлениями.

Асель ШАЙХЫНОВА

Фото Александра ЖАБЧУКА

Спорт
25.12.2025
Алаңда ардагерлер бақ сынады
Аймақтар
25.12.2025
Үздіктер анықталды
Жаңалықтар
25.12.2025
Қытай — Қырғызстан — Өзбекстан желісінің құрылысын қаржыландыру тәртібі анықталды
Жаңалықтар
25.12.2025
Жұмысшы мамандықтары жылында 80 мыңнан астам ҚТЖ қызметкері марапатталды
Спорт
25.12.2025
Адал достықтың үлгісін көрсетті
Әлемде
24.12.2025
Ташкент пен Қазан арасындағы пандемияға байланысты үзілген теміржол қатынасы қайта жанданды
Жаңалықтар
24.12.2025
ҚТЖ «Таза Қазақстан» акциясы аясында қалдықтарды азайту жөніндегі іс-шараларды іске асырады
Жаңалықтар
24.12.2025
Теміржол саласындағы 2025 жылдың негізгі оқиғалары
Әлеумет
24.12.2025
ҚТЖ ардагерлері Жаңа жыл қарсаңында спорттық рухтарын көрсетті
Жаңалықтар
24.12.2025
Олжас Бектенов пен Alstom теміржол өндірісін талқылады
Инфрақұрылым
23.12.2025
Вокзал құрылысы бақылауда
Жаңалықтар
23.12.2025
«Қауіпсіздік білгірлері» байқауының жеңімпаздары анықталды
Жаңалықтар
23.12.2025
Жетістіктер сараланды
Сұхбат
23.12.2025
Қауіпсіздікті сақтауда тәртіп қажет
ҚТЖ келбеті
23.12.2025
ҚТЖ – жүлделер көшбасшысы
Аймақтар
23.12.2025
Вагондарды жөндеу сапасы сөз болды
Жаңалықтар / Мұрағат
23.12.2025
Қазақстан теміржолшысы газеті, №107 23 желтоқсан 2025 жыл
Аймақтар
22.12.2025
Облыс әкімі теміржолшылар әулетін марапаттады
Аймақтар
22.12.2025
Қолайлы жағдай жасалуда
Аймақтар
22.12.2025
Семей – Ақтоғай аралығында рейд: теміржол бойындағы күзет жұмыстары тексерілді