Прорыв Казахстана

Жаңалықтар
16.01.2018, 10:11
Итоги экономического развития глобальной экономики в 2017 году показали темп роста ВВП в странах – партнерах Казахстана в среднем на 3,6%, в то время как в нашей стране темп роста составил 3,7%! Как отмечают аналитики, немалую роль в этом сыграла деятельность АО «НК «ҚТЖ», ведь в современном мире логистика – драйвер роста. И в нынешнем году компания ставит перед собой планы для реализации определенных Главой государства 10 приоритетных направлений развития страны в Послании «Новые возможности развития в условиях четвертой промышленной революции». Национальная компания в 2017 году увеличила грузооборот на 10%, до 208,8 миллиарда тонно-километров. По словам вице-президента по логистике АО «НК «ҚТЖ» Санжара Елюбаева, за прошлый год в транзитных перевозках на сто процентов выполнен план – 16 миллионов тонн, в том числе за счет увеличения контейнерных грузопотоков. К уровню 2016 года рост транзита составил 23% (+2 961 тыс. тонн). В то же время в экспортном сообщении в сравнении с 2016 годом рост составил 9% (+6 404 тыс. тонн.). Для развития транзитных перевозок в 2017 году АО «НК «ҚТЖ» проведено более 40 встреч с транзитными грузоотправителями России, Узбекистана, Таджикистана, Азербайджана, Грузии, Туркменистана. Одновременно, для активации казахстанского экспорта и транзита в течении года проводились переговоры по тарифным условиями с железнодорожными администрациями вовлеченных стран. Большое внимание в компании уделяется контейнерным перевозкам в транзитном сообщении. Так, для расширения сервиса контейнерных перевозок внесены изменения в приказ по контейнерным перевозкам грузов, в соответствии с которым решен вопрос по консолидации контейнеров в сухом порту станции Алтынколь. Таким образом, благодаря реализации данных комплексных мер в 2017 году удалось сохранить темпы роста транзитных контейнерных перевозок в направлении Китай – Европа – Китай почти в два раза (104,6 тыс. ДФЭ в 2016 году и 201 тыс. – в 2017-м). Как отмечают эксперты, сохранение динамики перевозок подтверждает актуальность принимаемых в компании мер по развитию логистических активов в рамках программы «Нурлы жол» и мероприятий, направленных на повышение эффективности и качества сервиса на трансказахстанских маршрутах.

Открываем новые горизонты

Ярким прорывом прошлого года аналитики также называют то, что для наращивания объемов контейнерных перевозок по Транскаспийскому маршруту начаты регулярные отправки. Дополнительный импульс экспортным контейнерным перевозкам по маршруту ТМТМ придал запуск железнодорожного паромного комплекса Курык, а также в сентябре 2017 года запуск железнодорожной линии Баку – Тбилиси – Карс, что позволило выполнять прямые перевозки по железной дороге до южных и западных портов Турции и открыло выход в Средиземноморье, помогло контейнеризировать ряд зерновых грузов Казахстана в экспортном сообщении. – После подключения нового автомобильного терминала в порту Курык совокупная мощность казахстанских портов на Каспийском море достигнет к концу 2018 года 26 миллионов тонн грузов в год, – отмечает заместитель председателя Комитета транспорта МИР РК Дмитрий Потлов. Кроме того, в прошлом году освоены эскортные маршруты зерна через порт Ляньюнган в Хошемин (Вьетнам), Сиань и другие страны. – Есть большой потенциал данных перевозок, и его необходимо развивать регулярным сервисом и технологической оснащенностью отгрузочных терминалов, – говорит Дмитрий Потлов. При этом достижение целевых параметров транзитных перевозок генерирующего китайского и европейского экспорта обеспечивается в условиях высокого уровня конкуренции с альтернативными маршрутами. Так, на 11% оптимизирована комплексная ставка на маршруте Достык – Брест /Алтынколь – Брест (3130 долл. США в 2016 году, 2800 – в 2017-м) за счет вагонной составляющей, что позволит конкурировать с альтернативными маршрутами и сохранить двукратный рост. Немаловажное значение в развитие данных перевозок придали и инвестиции в подвижной состав на маршруте. Для обеспечения контейнерными активами транзитных перевозок в компании в 2017 году выполнен план закупа по лизинговой модели 2 170 единиц 80- и 40-футовых платформ, и в 2018 году ожидается двукратный рост перевозок на направлении КНР – ЕС. – Для реализации планов по наращиванию транзита и повышения конкурентоспособности продолжим реализацию инвестпрограммы ҚТЖ по увеличению парка контейнерных активов с доведением фитинговых платформ до 8 095 единиц,  – говорит Санжар Елюбаев. В 2018 году при плане по увеличению погрузки до 2 769 511 вагонов, или на 2%, компания сократит общий порожний пробег в тарифе по всей сети на 2%, а снижение расходов на порожний пробег в тарифе вагонного парка – на 30%. В планах национальной компании «ҚТЖ» на 2018 год – выполнение плана транзитных перевозок до 17,1 миллиона тонн с доходом в 263 миллиарда тенге, или 40% от всей структуры доходов копании; обеспечение общего объема контейнерных транзитных перевозок на уровне 536 тысяч ДФЭ; снижение расходов на порожний пробег в тарифе вагонного парка на 30%; создание логистической IT-платформы; разработка и начало внедрения системы «Transportationmanagement» (TM) и другие.

       Взгляд со стороны

Если сиортреть на прорыв Казахстана глазами иностранных аналитиков, то можно привести в пример строки Эндрю Хиггинса из статьи «Грандиозный новый «порт» Китая в Казахстане, не имеющий выхода к морю», опубликованной в !Нью-Йорк Таймс». Автор пишет, что местоположение последних крупных инвестиционных объектов крупнейшей судоходной компании Китая – COSCO Shipping, которая инвестировала миллиарды долларов в приобретение морских портов в приморских странах по всему миру, свидетельствует о резком повороте в деятельности и растущих амбициях компании. – Один из объектов расположен на расстоянии более 1 600 миль от океана. В прошлом году китайский государственный судоходный гигант – COSCO –  стал 49-процентным владельцем участка земли, покрытого асфальтом и разделенного железнодорожными путями со складскими помещениями в юго-восточной части Казахстана. Во всей Европе и Азии не найдется более отдаленного от моря места, чем эта бесплодная пустыня вблизи китайской границы, – делится Эндрю Хиггинс своими впечатлениями.

Асель ШАЙХЫНОВА

Фото Александра ЖАБЧУКА

Жаңалықтар
06.07.2025
КТЖ басшылығы «Нұрлы жол» вокзал кешенінің жұмысымен танысты
Жаңалықтар
04.07.2025
ҚТЖ жол жөндеу техникасын жаңартуда
Жүк тасымалы
04.07.2025
Жаңа маусымға – жаңа вагондармен
Аймақтар
04.07.2025
Депутаттар контейнерлік аэрохаб жұмысымен танысты
Аймақтар
04.07.2025
Абай әлеміне саяхат
Цифрландыру
04.07.2025
Цифрлық технология: Зияткерлік білім сайысы
Аймақтар
04.07.2025
Құлсары дистанциясында жол жөндеу қарқын алды
Аймақтар
04.07.2025
Болашақ станциясы арқылы Түрікменстанмен жүк алмасу тұрақты жалғасуда
Жаңалықтар
04.07.2025
Қазақ-моңғол қатынасы сөз болды
Жаңалықтар / Мұрағат
04.07.2025
Қазақстан теміржолшысы газеті, №51 04 шілде 2025 жыл
Жаңалықтар
03.07.2025
Мемлекет басшысы Көлік министрі Нұрлан Сауранбаевты қабылдады
Қауіпсіздік
03.07.2025
Өрт сөндірудің заманауи әдістері талқыланды
Жаңалықтар
03.07.2025
ҚТЖ Басқарма төрағасы тағайындалды
ҚТЖ келбеті
03.07.2025
Астанада тоғысқан тағдырлар
Жолаушылар тасымалы
03.07.2025
Маусым айында ҚТЖ пойыздарымен 1,2 миллионнан астам жолаушы тасымалданды
Аймақтар
02.07.2025
«Таза Қазақстан»: Семей теміржолшылары санитарлық тазалықты күшейтуде
Жүк тасымалы
02.07.2025
Бірінші жартыжылдықта ҚТЖ желісінде экспорттық тасымалдың өсуі тіркелді
Әлемде
02.07.2025
Трансауған теміржол магистралі іске аса ма?
Жаңалықтар
02.07.2025
Түркістан станциясында жас жігіт суицид жасамақ болды
Жүк тасымалы / Апта саны
01.07.2025
ҚТЖ желісі бойынша астық тасымалы 53%-ға өсті