Алматы – Шу: на повышенных скоростях

Жаңалықтар
20.03.2018, 16:40
На железнодорожной линии от Алматы до Отара поезда по двум путям движутся без остановок на повышенной скорости, при этом соблюдая безопасность движения. Сегодня все это возможно благодаря реализации АО «НК «ҚТЖ» проекта по строительству вторых путей на  участке Алматы – Шупо поручению Главы государства в рамках  программы «Нұрлыжол». Движение по вторым путям было открыто 27 ноября 2017 года. Прошло чуть более трех месяцев после завершения проекта, а железнодорожники, пассажиры и грузоперевозчики уже ощутили эффект, который дает двухпутка. Об этом нашему корреспонденту рассказали в Алматинском железнодорожном узле, обслуживающем участок от Алматы до станции Отар. Линия Алматы – Шу является важной частью транспортной системы Казахстана. Технически хорошо оснащенная, теперь уже двухпутная линия открывает новые возможности для развития трансказахстанских маршрутов, позволяет ускорить движение  поездов и расширяет коммуникационные связи между регионами страны. Учитывая то, что АО «НК «ҚТЖ» проводит активную работу по развитию трансконтинентальных перевозок между Европой и Азией,  модернизации и строительству новой инфраструктуры для сокращения сроков доставки грузов, именно завершение строительства вторых путей на линии Алматы – Шу положительно влияет на реализацию важных проектов. Напомним, вторые пути протяженностью 113 км были построены в кратчайшие сроки – за два года. В ходе реализации проекта модернизировано 16 станций, сооружено 13 мостов и путепроводов, проведено 156 км линий электроснабжения,  возведена производственная инфраструктура. Так, казахстанские железные дороги получили современную, электрифицированную и автоматизированную, комплексную двухпутную железнодорожную линию. В соответствии с задачами проекта запуск вторых путей в 4 раза увеличил пропускную способность одного из самых напряженных участков сети.

До Отара без остановок

И эти планы уже реализуются. Директор филиала АО «КТЖ – Грузовые перевозки» - «Алматинское отделение ГП» Сарсебек Джапаров для наглядности подкрепляет свои выводы цифрами эксплуатационных показателей. - В январе-феврале текущего годапо сравнению с показателями 2015 года, когда еще не было вторых путей, участковая скорость поезда выросла на 9,31 км/час, а техническая – на 6,88 км/час. Такие хорошие показатели нам дает  безостановочная езда. Если раньше были скрещения поездов на блок-постах и разъездах, а также остановки для пропуска встречных, теперь же поезда едут без скрещения по своим четным или нечетным веткам в соответствии с графиком. Практически из Отара и до Алматы без остановок. Закрытие разъездов, блок-постов и другие меры в совокупности позволили увеличить пропускную способность всей линии, - подчеркнул СарсебекДжапаров. - Мы достигли цели, поставленной при строительстве вторых путей.

Плети для упраздненных станций

При реализации проекта на участке Алматы – Отар генподрядчиком ТОО «IntegraConstructioniKZ» осуществлено строительство 65,93 км пути,  уложен  21 стрелочный перевод, 53 искусственных сооружения, из которых 7 мостов, 3 путепровода, 36 водопропускных труб и 6 дюкеров. Произведена полная электрификация главного второго пути, для чего смонтирована контактная сеть на протяжении более 93 км, реконструирована система электрификации на станциях Казыбек-Бек и Жингельди, смонтированы 4 новых комплекса КТСМ и 7 АПП. В ходе выполнения проекта закрыты три разъезда – Куркудук,  Кызылтан, Жайлау и станция Саз, а также 12 блок-постов и четыре переезда. Качество строительства алматинские путейцы оценивают по достоинству. Все службы отделения магистральной сети не только контролировали ход выполнения работ, но и принимали в ней активное участие. После начала эксплуатации в зимний период они выявляли скрытые просадки земполотна, добивались устранения и других малозаметных дефектов, в том числе по замене шпал в отдельных местах. В первых числах марта текущего годана линию прибыл комплекс выправочно-подбивочно-рихтовочных машин Duomatic. Генподрядчик работаетпо устранению замечаний. Строителиполучив технологические «окна», после смены шпал и выхода из зимы на 22 участке выправляют кривые изгибы полотна и возвышения. Между тем, сотрудники отделения магистральной сети своими силами провели важные работы. Так, в конце прошлого года они полностью поменяли станционные пути закрытых раздельных пунктов на плети отечественного производства. Заменили в общей сложности 7 км пути на упраздненных станциях, разъездах и блок-постах, в тех местах, где убрали стрелочные переводы. - Эту работу уже закончили и вводим оптимальный режим, скорости поднимаем, - поясняет директор Алматинскогоотделения магистральной сети ТалгатЕспанов. Он считает, что с запуском вторых путей на участке Алматы – Отар в целом ситуация улучшилась. Раньше из-за интенсивного движения пассажирских поездов путейцам и энергетикам, специалистам по контактной сети было тяжело брать «окна» для выполнения ремонтных работ. - Ранее нам из-за очень сжатого графика движения выделялось по одному  часу на все работы. Сейчас два пути действуют, поэтому энергетики и путейцы планируют свою работу, а департамент перевозок закладывает 4-6 часовые технологические «окна» для текущего ремонта  существующих путей. Мы видим улучшения в своей работе, - отметилТалгатЕспанов.

Путепроводы для безопасности

Одновременно строители продолжают работы на путепроводах. В прошлом году они сдали в эксплуатацию один объект в районе станции Аксенгир и поселка Елтай. Оставшиеся три в соответствии с графиком работ будут введены в эксплуатацию в текущем году, один из которых находится вЖамбылском отделении магистральной сети, остальные вАлматинском. На станции Казыбек-Бек объект выполнен на 70%, путепровод построен, произведена отсыпка земполотна, остается выполнение работ по благоустройству, асфальтированию и отделке. На станциях Эспе и Саз строители приступили к подготовительным работам, ведут переустройство СЦБ, вынос кабелей связи. На станции Саз мостовики уже подготовили котлован под первую опору. - Все три путепровода завершим в третьем квартале, - отметил начальник управления по строительству вторых путей на участке Алматы-1 – Шу дирекции по реализации крупных проектов  АО «НК «ҚТЖ» КумбайБайдаулетов. Путепроводы заменяют действовавшие на однопутке охраняемые переезды, которые всегда требуют особого внимания. Ведь самое главное на железной дороге – обеспечение безопасности движения. На двухпутной линии, пропускная способность которой очень высокая, для того, чтобы на протяжении путиподдерживать скорость как пассажирских, так и грузовых поездов, особое значение приобретают путепроводы. Они незаменимы для обеспечения безопасности.

Плечо обслуживания до Шу

Интенсивность движения от Алматы до Отара очень высока. В сутки проходят 29 пар пассажирских поездов, в том числе 4 пары скоростных «Тұлпар-Тальго». Вместе с тем, еще контейнерные и грузовые составы, маневровые тепловозы. Поезда следуют буквально один за другим. Если раньше ветка пропускала в сутки до 20 пар грузовых поездов, то сейчас здесь можно обмениваться не менее 23-25 поездами. Появились и дополнительные пассажирские маршруты, увеличена периодичность курсированияпоездов Алматы – Ташкент, Астана – Алматы и других. Но и это еще не конец истории. Развитие этой линии расширяет горизонты. Если с вводом вторых путей плечо обслуживания локомотива увеличилось от Алматы доОтара, то уже в этом году поставлена новая задача. - В перспективе рассматривается вопрос увеличения плеча обслуживания до Шу электровозами Алматинского и Шуского депо. Это не очень далеко. На некоторых участках по Казахстану бывает плечо обслуживания до 1000 километров. А здесь всего 320 км. Это еще больше увеличит скорость, не будем терять время на смену локомотива, - раскрывает планы на текущий годСарсебек Джапаров. Это очень своевременные задачи. С выполнением курса на переориентирование контейнерных поездов со станцииДостык на станцию Алтынколь, во втором квартале ожидается увеличение их количества в этом направлении. Так, в графике заложены маршруты 10 поездов в сутки из Хоргоса на Алтынколь, вместо нынешних 5-6. А для того, чтобы уменьшить их количество, и одновременно сэкономить на локомотивах, 10 заходящих из Китая поездов будут объединять и формировать из них шесть из 91 условного вагона, вместо нынешних 51. Длинносоставные поезда поедут на проход по всей территории Казахстана. - Уже работаем над выполнением этой задачи. Для таких контейнерных поездов разработан специальный график. Все они будут проходить через участок Алматы – Шу. Предполагаем, что вместе с этим дополнительным потоком нам необходимо будет обслуживать до 30 поездов в сутки, - планирует директор Алматинского отделения ГП. Уже сделаны соответствующие расчеты, они предварительно заложены в будущий график. В соответствии с ним понадобится смена тепловоза на электровоз в Алматы, поскольку на линии Жетыген – Хоргос в настоящее время тепловозный ход, а уже далее электрифицированный путь. Инфраструктурный Алматинский узел готов к пропуску длинных составов. - Эффект от этого будет многократный. Длинносоставные поезда будут уверенно следовать по двум путям на увеличенном плече обслуживания от Алматы до Шу. И далее они поедут по южной линии – ход на Шымкент, Кызылорду, где также есть возможность беспрепятственно их пропускать, - говорит Сарсебек Джапаров. Он также отмечает, что филиал АО «КТЖ – Грузовые перевозки» - «Алматинское отделение ГП» наращивает обороты в целом. - Показатели работы отделения за 2 месяца неплохие. Погрузка и грузооборот выполняется. Почти на 30-35% больше грузим, чем в прошлом году за счет увеличения на станциях Достык, Алтынколь и своей местной работы, - подчеркнул он.

Ирина БЕКТИЯРОВА, Алматы

Жаңалықтар
26.11.2024
Жаңа темір жолдардың құрылысы кезінде 157 көпір салынады
Жаңалықтар
26.11.2024
ҚТЖ 2027 жылға дейін 9 терминал салады
Жаңалықтар
26.11.2024
2029 жылға дейін 5 мың км жол салынады
Жаңалықтар
26.11.2024
Оқушылар мен колледж студенттері теміржолшы мамандығымен етене танысты
Жаңалықтар
26.11.2024
Биыл отандық өндірушілермен 1 637 келісімшарт жасалды
Жүк тасымалы
26.11.2024
Достық станциясынан ҚХР-ға тасымалдау жоспары мерзімінен бұрын орындалды
Жолаушылар тасымалы
26.11.2024
Жолаушылар вагондарындағы стоп-кранды пайдалану ережелері
Жаңалықтар
26.11.2024
Ыстамбұлда ТХКБ дамуы талқыланды
Инфрақұрылым
26.11.2024
Павлодар магистральдық желі бөлімшесінің инфрақұрылымын дамыту жалғасуда
Аймақтар
26.11.2024
Күзет мамандары үш тілді қатар меңгеруде
Аймақтар
26.11.2024
Станция басшылары біліктілігін арттырды
Станция тынысы
26.11.2024
Аймақтың бағын ашқан алып құрылыс
Инфрақұрылым
26.11.2024
Жолдарды жаңғырту – жауапты мәселе
Жаңалықтар / Мұрағат
26.11.2024
«Қазақстан теміржолшысы» газеті, №100 26 қараша 2024 жыл
Жаңалықтар
25.11.2024
ҚТЖ Хорватия серіктестерімен байланысты нығайтады
Жаңалықтар
25.11.2024
Белгісіз біреулер Көкпекті – Нұра аралығындағы жолдан бекітпе болттарды ұрлап кеткен
Аймақтар
25.11.2024
Ардагерлер алғысқа бөленді
Әлемде
25.11.2024
Alstom Израильге электровоздарды жеткізуді аяқтады
Спорт
25.11.2024
ҚТЖ құрамасы – чемпион!
Жаңалықтар
25.11.2024
Транскаспий дәлізі: Бакуден Сианға алғашқы контейнерлік пойыз жөнелтілді