Аркалык – Шубарколь: дорога в будущее

Жаңалықтар
18.10.2016, 12:31
Еще несколько лет назад город Аркалык Костанайской области тихо увядал – его население неуклонно сокращалось. То же самое происходило с поселком Шубарколь Карагандинской области. Несмотря на действующий здесь угольный разрез, шубаркольская молодежь уезжала. Но два года назад случилось чудо – между этими населенными пунктами пролегла стальная магистраль, вдохнув новую жизнь как в них, так и в экономику всей нашей страны… Решение руководства Казахстана создать часть транзитного коридора из Китая в Европу, соединив железной дорогой никогда ранее не сообщавшиеся ею пункты, было простым, как все гениальное, и крайне сложным в исполнении. Но цель  отправить знаменитый шубаркольский уголь на север коротким маршрутом – через бывший когда-то тупиковым Аркалык – стоила преодоления любых сложностей. Железнодорожники всегда отличались военной дисциплиной и высокой сознательностью, а потому в июле 2012 года строительство новой железнодорожной линии  стартовало. По первоначальному плану завершить строительство железной дороги планировалось в 2015 году, но усилиями подрядчиков удалось сделать рывок, и ветку открыли в 2014-м. Эксплуатационная длина  железной дороги Аркалык – Шубаркольсоставила 215  километров. Она проходит по территории двух областей – Карагандинской и Костанайской.И хотя проект еще не закрыт, в его рамках ведутся реконструкция и новое строительство инфраструктуры, уже сегодня по новой железнодорожной линии ежедневно отправляются  груженые углем составы.Новая ветка позволила экономить на перевозках 1,5-2 суток и транспортные расходы в среднем на 35%.       –Раньше уголь с Шубарколявозили окружным путем через Кызылжар, теперь он уходит напрямую, коротким маршрутом, – поведал начальник станции Шубарколь  АсетСадвакасов. –  В месяц со станции отправляется более 5,5 тысячи вагонов, что составляет около четырех миллионов тонн груза. Все составы уходят через Аркалык на страны СНГ, Прибалтику, Финляндию. А 1 апреля этого года по железнодорожной линии Аркалык – Шубарколь отправился первый пассажирский поезд. Он курсирует от железнодорожного вокзала Аркалыка до станции Шубарколь и в обратном направлении четыре дня каждого месяца. За чуть более четырех часов пассажиры могут попасть из точки «А» в точку «Ш», и наоборот. Самая крупная станция новой ветки Шубарколь сегодня стала не только важным пунктом транзитного коридора, но и источником новой жизни для жителей одноименного поселка.         – За последние два с половиной года многое изменилось в поселке, – поделился аким поселка Шубарколь КаримДжазалиев. – Раньше источником жизни здесь был только рудник «Шубарколь-Кормир». Сейчас у нас появилась железная дорога, и для молодежи открылись новые перспективы. Насколько мне известно, человек 15-20 жителей поселка работают на станции. Молодежь мы направляем обучаться железнодорожным профессиям. Думаю, численность населения поднимется, ведь с появлением новой ветки инфраструктура развивается. Рядом с поселком построили 8 домов, открылся  новый карьер. Раньше автобус ходил три раза в неделю, а теперь появилась возможность уехать на поезде. И это только начало.         – Станция очень перспективная, – отмечаетАсетСадвакасов. – В штате у нас 58 человек, местныхжителей примерно 40%, есть приезжие работники. Погрузка увеличивается каждый день, строятся частные подъездные пути. За год уже построили три подъездных пути, планируется построить еще два. На следующий год планируется строительство горки. Суточная погрузка составляет более 300 вагонов. Планируется строить вокзал и оперативное здание, запустить РЭП для путейцев. В планах также возведение больницы и школы в поселке, сдача квартир для работников. Как отметил молодой начальник станции, создание нового железнодорожного пути сделало возможным открытие нового карьера недалеко от Шубарколя. А потому со временем грузопоток будет стремительно расти. Не стоит думать, что новая ветка открыла перспективы лишь для Аркалыка и Шубарколя. Маленькие, словно по мановению волшебной палочки, выросшие в степи станции – тоже начало новой жизни. Станции Терисаккан, Майбулак, разъездДорожный, Нурдала с виду похожи друг на друга, словно близнецы. Типовые двухквартирные домики из красного кирпича, маленькие, облицованные сайдингом, оперативные здания и… бескрайние степные просторы вокруг. Исключение составляет лишь станция Терисаккан. В трех километрах от нее находится поселок.        – Хорошо, что построили железную дорогу! – радуется аким поселка СадвакасЖетписбаев. – Наша молодежь получила возможность трудоустроиться на станции. Кроме того, дорога в аул теперь открыта. Раньше, даже когда дети заболевали, до ближайшего города было очень трудно добраться. Сейчас это стало возможным, появились новые перспективы. Думаю, в будущем станет еще лучше. Посетив станции Нурдала и разъезд Дорожный, кажется, что здесь в открытой степи, кроме станционных построек, на горизонте нет вообще ничего. Тем не менее, работники станций так же улыбчивы, оптимистичны и на жизнь не жалуются. - На станции Нурдалавсе работают вахтовым методом, – рассказал начальник станций Нурдала и разъезд Дорожный ДарынТашенов. – Вахта 15 дней, затем 15 дней отдыха и новая вахта. Продукты привозим с собой, а так все другие бытовые условия здесь есть. Вместе с тем, начальник станции отметил, что самая большая проблема здесь  – это водоснабжение. Поскольку источников питьевой воды нет, воду завозят цистернами и хранят в огромной емкости, установленной на станции.        – Сам я родом из Жезказгана, – сообщил Дарын. – И, несмотря на то, что осваивать новое место «с нуля» мне раньше не доводилось, я чувствую себя хорошо. Думаю о том, что наши деды так же осваивали целинные земли, строили шахты и города. И чувствую гордость за свое поколение. Верю, что впоследствии на этом месте вырастет город-сад. Глядя на одухотворенные обветренные лица железнодорожников, видя их улыбки и оптимизм, трудно не верить в их светлую мечту о «городе-саде». Думалось лишь о том, что ни бытовые трудности, ни суровые степные зимы, ни мировой кризис не способны сломить их решимости строить светлое будущее на своей родной земле. «Гвозди бы делать из этих людей», – вертелось в голове. И представлялось, как через несколько десятков лет в тенистой аллее около сверкающего стеклом и мрамором здания  вокзала с надписью «Нурдала» поставят памятник им – железнодорожникам-первопроходцам. Тем, кто сегодня творит историю.

Лариса ЧЕН, Караганда

Жаңалықтар
22.08.2025
ҚТЖ бүкіл ел бойынша вокзалдарды ауқымды жаңғыртуды жүргізуде
Инфографика
22.08.2025
Биыл «Достық – Мойынты» учаскесінің екінші жолдарының құрылысы аяқталады
Инфографика
22.08.2025
ТХКБ бойынша жүк тасымалы соңғы бес жылда 6 есеге өсті
Инфрақұрылым
22.08.2025
Теміржол әлеуеті сөз болды
Цифрландыру
22.08.2025
Цифрландырудың бес бағыты
Қауіпсіздік
22.08.2025
Кәсіби қырағылық: вагон қараушы пойыз қозғалысын қауіптен қорғады
Әлеумет
22.08.2025
Маңғыстаулық теміржолшылар отбасы Астанадағы байқаудан жүлдемен оралды
Аймақтар
22.08.2025
Семей теміржол вокзалы жаңғыртылуда
Жаңалықтар
22.08.2025
Жүйелі жұмыстар жалғасуда
Жаңалықтар / Мұрағат
22.08.2025
Қазақстан теміржолшысы газеті, №68 22 тамыз 2025 жыл
Әлемде
21.08.2025
Alstom жаңа сутекті пойызын сертификаттауға шығарды
Жүк тасымалы
21.08.2025
"Шұбаркөл Премиум" көмірін тасымалдау бойынша рекорд орнатылды
Аймақтар
21.08.2025
800 метрге дейінгі түйіспесіз рельс плеттерін дайындайтын кәсіпорын
Инфрақұрылым
21.08.2025
Құлсары жолы жаңарып жатыр
Жаңалықтар
20.08.2025
ҚТЖ Қытай инвесторларымен Каспий логистикасын кеңейту мәселесін талқылады
Жүк тасымалы
20.08.2025
ҚТЖ мен ірі жүк жөнелтушілер жыл соңына дейін тасымалдау жоспарларын талқылады
Жүк тасымалы
20.08.2025
Орта дәліз: Чэнду қаласынан шыққан контейнерлер 15 күнде Карсқа жетті
Трансформация
20.08.2025
Елде теміржол техникасын өндіру көлемі еселеп артты
Цифрландыру
20.08.2025
Цифрлық технологиялар тасымал тиімділігін 45%-ға арттырады – Жаслан Мәдиев
Инфрақұрылым
19.08.2025
Үкіметте теміржол саласын жаңғырту мәселелері қаралды