Только смелым покоряются моря: капитан морского судна Артур Артюшин рассказал о своей редкой и романтичной профессии

КТЖ в лицах
09.08.2023, 11:40
Александр Жабчук
Любовь Ровба

Корреспондент газеты «Қазақстан теміржолшысы»

Капитан морского судна – профессия редкая, овеянная романтикой, она требует от своего обладателя выносливости, профессионализма и многолетнего самоотверженного труда. Расскажем о вам об одном из ее достойных представителей – капитане буксира «Женіс» морского порта Актау Артуре Артюшине.

Выправка, сдержанная улыбка, спокойствие и немногословность – таким предстал перед нами на своем капитанском мостике Артур Артюшин. В мореплавании он уже порядка 20 лет, из них более 10 – в должности главного на корабле. 

Он родился и вырос у моря и, как и многие ровесники, мечтал бороздить водную гладь. Поставив цель, сделал все, чтобы ее добиться и воплотить детскую мечту в реальность. Из примеров в семье моряком был лишь дальний родственник. 

– Не столько его влияние, сколько мое собственное желание стало основополагающим при выборе профессии, – говорит Артур Александрович. 

Начинал наш герой с азов – работал матросом на казахстанском флоте, в том числе на судне, которым сейчас управляет. Где бы ни трудился, всегда стремился к развитию. Перефразируя известную поговорку: плох тот матрос, который не мечтает стать капитаном. Однако одной мечты для этого мало. Зная, сколько сложностей приходится преодолевать на этом пути, понимаешь, что под силу это лишь настоящему профессионалу. 

Одним из главных требований к капитану является многолетний опыт работы на море. Без этого продвижение от ступени к ступени по карьерной лестнице невозможно. 

– Без отрыва от работы матросом я обучался и проходил квалификационные испытания в Каспийском филиале Морской государственной академии имени адмирала Ушакова в Астрахани. Сейчас такая возможность есть и в Казахстане. Получив диплом, пришел работать в порт Актау, и здесь дорос до капитана, – рассказывает Артур Артюшин. – Каждый моряк, в какой бы не находился должности, раз в пять лет подтверждает свою квалификацию.

В подчинении капитана буксира – механик и матрос. Основная задача «Женicа» – безопасная постановка к причалу заходящих судов, а также отвод от причала и сопровождение их на выход из порта. 

– Бывает, что капитан в первый раз заходит в наш порт. Так как он достаточно небольшой, узкий, у нас работает два буксира – «Женіс» и «Номад». Встречаем судно на входе и сопровождаем методом ледовой проводки, то есть он идет за нами, получая инструкции по радиосвязи. Потом аккуратно подталкиваем. Тьфу-тьфу, работаем безаварийно, – рассказывает Артур Артюшин. 

Для человека несведущего удивительно наблюдать, как этот «маленький помощник» легко справляется с безопасной постановкой крупнотоннажного судна к причалу. Но, несмотря на небольшие размеры, мощность буксира – 1 700 лошадиных сил, что позволяет обрабатывать суда с разными видами грузов при любых погодных условиях. 

Разные ситуации бывали в море за годы службы. Приходилось попадать в шторм, помогать вставшим на мель или сорвавшимся с якоря судам, доставлять больных в порт и передавать медикам. 

– Механизм действий в таких ситуациях мы отрабатываем во время обучения, – говорит Артур Александрович. 

В зависимости от указания руководства Артур Артюшин работает на всех судах портового флота – двух буксирах, обслуживающем судне «Булак» и т. д. 

Коллеги отзываются о нем как о человеке неравнодушном, ответственном, решительном, знающем свое дело, умеющем находить подход к подчиненным и пользующимся у них большим авторитетом. 

Выбрав профессию по душе, он всегда с удовольствием спешит на 12-часовую смену. А дома ждет надежный тыл – жена, дети. Отец супруги Артура Александровича тоже капитан, поэтому она не понаслышке знает о специфике работы в море и с пониманием относится к его графику. 

– Море – это особая романтика: ни дорог, ни светофоров, никого вокруг. Здесь нравится всем, – уверен капитан. 

Новости / Архив
21.03.2025
Газета «Қазақстан теміржолшысы», №21 от 21 марта 2025 года
КТЖ в лицах
20.03.2025
«Важно быть внимательным»: Осмотрщик-ремонтник вагонов Татьяна Трухина — о работе в ВЧД-16
Грузовые перевозки
20.03.2025
Совет ЦСЖТ ввел запрет на экспорт пшеницы в Россию
Регионы
20.03.2025
Около 1300 шымкентских железнодорожников прошли обучение по курсу «Культура безопасности труда»
Новости
20.03.2025
Сотрудничество в транспортном секторе обсуждают Казахстан и Всемирный Банк
Регионы
20.03.2025
Илецкие железнодорожники приняли участие в фестивале «Живи и работай в Оренбуржье»
Регионы
20.03.2025
Более 160 км железной дороги отремонтируют в Карагандинском регионе
Регионы
20.03.2025
Семинар о рационализаторской деятельности прошел в Павлодарском отделении ГП
Грузовые перевозки
19.03.2025
KTZ Express начало перевозить грузы в почтово-багажных вагонах пассажирских поездов
Регионы
19.03.2025
Более 600 проверок провел ревизорский аппарат на Уральском участке в 2024 году
Регионы
19.03.2025
Подготовка к паводковому сезону: 5 противоразмывных поездов сформировали в Семейском отделении магистральной сети
Регионы
19.03.2025
Итоги февральской отгрузки подвели в Костанайском отделении ГП
Регионы
19.03.2025
О подготовке пути к пропуску паводковых вод рассказали в Павлодарском отделении магистральной сети
Пассажирские перевозки
19.03.2025
Сопровождающие людей с особыми потребностями смогут приобрести ж/д билеты с 50% скидкой
Новости
19.03.2025
Железнодорожники проводят комплексные мероприятия по подготовке к паводковому периоду
Новости
19.03.2025
Казахстан и Китай обсуждают новые проекты в транспортной сфере
Пассажирские перевозки
18.03.2025
Туристский поезд Jibek Joly отправится на Наурыз в очередной рейс
Новости
18.03.2025
Казахстанские эксперты провели среднесрочный обзор Транспортной стратегии ЦАРЭС до 2030 года
Новости
18.03.2025
Условный пожар на локомотиве потушили на станции Жанаарка
Новости
18.03.2025
Рекрутеры КТЖ ознакомились со спецификой работы Центра диагностики пути