Туған күніңмен, ҚТЖ!

Жаңалықтар
31.01.2017, 11:08
1997 жылы 31 қаңтарда «Қазақстан Республикасының теміржол кәсiпорындарын қайта ұйымдастыру туралы» Қазақстан Республикасы үкіметінің №129 Қаулысы жарық көрді. Бұл – «Қазақстан темір жолы»  ұлттық компаниясының туған күні. Сол кезге дейін Қазақстанда тікелей одаққа Жол қатынастары министрлігіне қарайтын үш жол басқармасы болғаны белгілі. Олар Алматы, Батыс және Тың теміржолдары еді. 1977 жылдан бері 20 жыл уақыт өмір сүріп келген үш жол ендігі жерде біріктіріліп, Қазақстанның жаңадан құрылған  өз көлік министрлігіне қарауы – уақыт заңдылығы еді. Оның үстіне, ескі жүйе күйреп, бұрынғы байланыстар үзіліп, теміржол көлігінің дебиторлық-креторлық қарызы артып, ендігі жерде нарықтық қатынастарға сай реформалық өзгерістер қажеттігі – кезек күттірмейтін. Теміржол көлiгi басқармаларын қаржылық-экономикалық сауықтыру және құрылымдық оңтайландыру мақсатында Қазақстан Республикасы Үкіметі қаулысы   Алматы, Тың, Батыс Қазақстан теміржол басқармаларын біріктіріп,  «Қазақстан темір жолы» республикалық мемлекеттік кәсiпорнын құру жөніндегі қаулысы дер кезінде әрі оңтайлы шешім болғаны бүгінгі таңда талас тудырмайды. Себебі, бүгінгі таңда 20 жылдық асуды артқа тастаған Қазақ теміржолының  тар жол, тайғақ кешуі артта қалып, отандық экономиканың күретамырына айналды. Бүгінгі таңда «Қазақстан темір жолы» ұлттық компаниясы – көліктің барлық түрін тоғыстыратын мультимодальдық әмбебап компания. Бұл –  жасампаз еңбекке толы жиырма жылдың жемісі. Өткен жылдарға қысқаша шолу жасасақ...   Уверенными шагами –  в будущее 31 января 1997 года был дан новый импульс развитию казахстанской железнодорожной отрасли. Сегодня АО «Национальная компания «Қазақстан темір жолы» отмечает свое 20-летие. «Возраст», казалось бы, небольшой, но за эти годы построены тысячи километров железнодорожных линий, реализованы сотни масштабных проектов, в том числе и социальных, открыты десятки новых станций, в компании насчитывается порядка 150 тысяч сотрудников… И это только часть достижений АО «НК «ҚТЖ». 1997 год. Президент Республики Казахстан Нурсултан  Назарбаев дал старт осуществлению проекта развития мощностей железнодорожного транспорта – реконструкции пассажирского вагонного депо на станции Алматы-1 за счет первого займа OECF (Япония) (всего 5 объектов). 1998 год. После реконструкции и капитального ремонта открыт Актюбинский вокзал. 1999 год. Приняты Концепция развития железнодорожного транспорта на 1999-2003 годы и Программа демонополизации РГП «Қазақстан темiр жолы». Созданы открытые акционерные общества «Ремпуть», «Желдорстрой», «Казгипротранс»,  «Транстелеком», «Центр транспортного сервиса»,  «Желдорреммаш», «Ремлокомотив», «Ремвагон», «Желдорводотеплоснабжение», «Казтранссервис», «Учебно-клинический центр», «Медицинская служба транспорта», «Центральная дорожная (клиническая) больница». 2000 год. На пограничном переходе Дружба – Алашанькоу достигнут рекордный рубеж по грузообороту – 4 миллиона тонн! Завершены работы по усилению участка Дружба – Актогай (21 км), построен обходный путь вдоль озера Алаколь (26 км), проложены кабельные линии связи (340 км), введен в действие пункт перестановки вагонов на 30 позиций с доведением мощности до 300 грузовых вагонов в сутки. 2001 год. Открыта новая железнодорожная линия Аксу – Дегелен. После реконструкции открыт Алматинский вагоноремонтный завод. Открыто движение на электрической тяге на всем участке Алматы – Шу протяженностью 320 км. Принят Закон «О железнодорожном транспорте». 2002 год. Строится железнодорожная линия Алтынсарин – Хромтау протяженностью 401 километр. 2003 год. Со столичного вокзала отправился первый скоростной поезд «Тұлпар» сообщением Астана – Алматы. Открыт реконструированный железнодорожный вокзал в Астане. Пропускная способность вокзала увеличилась до 5800 пассажиров в сутки. 2004 год. Президент Республики Казахстан Указом постановил в ознаменование 100-летия железной дороги Казахстана учредить юбилейную медаль «Қазақстан темiр жолына 100 жыл». Также в этом году проложено свыше 400 километров пути, возведено 11 мостов, смонтированы 154 водопропускные трубы, построены 13 раздельных пунктов с необходимой инфраструктурой. 2005 год. Станция Сарыагаш, а также участки Шенгельды – Сарыагаш, Бейнеу – Оазис и Махтаарал – Жетысай перешли от Узбекской железной дороги в управление АО «НК «Қазақстан темiр жолы». 2006 год. Состоялась церемония закладки первого камня на строительстве завода по сборке локомотивов с участием компании General Electric. Проектная мощность завода составляет 100-150 локомотивов в год. 2007 год. Завершена программа реструктуризации казахстанской железной дороги. В Атырауском отделении дороги прошли первые поезда-тяжеловесы массой 8000 тонн. 2008 год. Сдана в экслуатацию новая линия Шар – Оскемен. Правительством  РК утвержден план по развитию и реформированию  ж/д отрасли на 2008-2010 годы. Открыт международный мартшрут Астана – Урумчи. Состоялась презентация Центра транспортного обслуживания. 2009 год. Стартовало строительство ж/д линии Ералиево – Курык. АО «НК «ҚТЖ» объявило о проведении республиканского конкурса «Лучшиий рационализатор». В Астане состоялась презентация нового локомотива серии «Эволюшн». ЕБРР и ҚТЖ подписали Меморандум о взаимопонимании. Глава государства Нурсултан Назарбаев открыл локомотивосборочный завод в Астане. Состоялась церемония открытия здания центрального аппарата АО «НК «ҚТЖ». Сданы в экплуатацию новые ж/д линии Жетыген – Коргас и Узень – государственная граница с Туркменистаном. Презентован первый казахстанский локомотив. 2010 год. В Астане в индустриальном парке заложена капсула двух  заводов – ЭКЗ и «Тұлпар-Тальго». Между Казахстаном и Россией произошел обмен железнодорожными участками. Заключен договор между ЛКЗ и АО «Локомотив» о поставке тепловозов «Эволюшн». 2011 год.  В ҚТЖ введен электронный документооборот. АО «НК «ҚТЖ» – дипломант первого республиканского конкурса «Сенім-2010» в номинации «Лучший работодатель». Впервые введена в эксплуатацию система микропроцессорной централизации «Ebilock-950» R4. В ҚТЖ создано новое структурное подразделение – АО «Национальный центр развития транспортной логистики». Востокмашзавод перешел под эгиду ҚТЖ. Запущен контейнерный поезд сообщением Ляньюнган – Алматы. АО «Локомотив құрастыру зауыты» выпустило сотый тепловоз серии ТЭ33А. Презентован новый казахстанский электровоз КZ8A. 2012 год. АО «НК «ҚТЖ» стало лидером индустриализации-2012. Первый поезд  прошел через Алтынколь – Коргас. Открыт завод по производству электровозов «Электровоз құрастыру зауыты». Стартовала реализация социальной программы «Молдір булақ». 2013 год. Заложена капсула нового дизельного завода «GEVO». Открыт железнодорожный путь между Казахстаном и Туркменистаном. В ҚТЖ прошел 1 форум машиностроителей.  2014 год. Начато строительство  сухого порта KTZE-Khorgos Gateway. Сданы в экслуатацию новые линии Бейнеу – Жезказган и Аркалык – Шубарколь. Первый поезд прошел по маршруту Узень – Туркменистан – Горган. Сдан в экслуатацию Актюбинский рельсо-балочный завод. 2015 год. Запущен контейнерный поезд по маршруту Ляньюнган – Алматы. На линии Боржакты – Ерсай началась укладка главного пути. С конвейера ЭКЗ сошел первый электровоз. Прошла церемония открытия столичного транспортно-логистического центра. Актюбинский рельсобалочный завод начал поставку своей продукции на строящиеся железнодорожные объекты Казахстана. 2016 год. Завершено строительство первого пускового комплекса вторых путей Алматы – Шу. Укладка нового пути произведена рельсами отечественного производства. Введен в эксплуатацию порт Курык. В АО «НК «ҚТЖ» открыт многофункциональный сервисный центр.      
Жаңалықтар
22.07.2024
Қазақстан, Түрікменстан және Ауғанстан жаңа теміржол магистралінің құрылысын талқылады
Инфрақұрылым
22.07.2024
Күрделі жөндеу жұмыстары кезең-кезеңімен жүзеге асырылуда
Әлеумет
22.07.2024
Теміржолшылардың балалары лагерге аттанды
Спорт
22.07.2024
Қазақстан темір жолының 120 жылдығына орай Таразда спартакиада өтті
Жаңалықтар
22.07.2024
Ауғанстан, Түрікменстан және Өзбекстан делегациясы Бейнеу астық терминалының мүмкіндігімен танысты
Жолаушылар тасымалы
22.07.2024
Қаныш Сәтбаевтың 125 жылдығына арнайы безендірілген пойыз жолға шықты
Темір жол тарихы
21.07.2024
«Алатау» жүрдек пойызы қалай пайда болды?
Жаңалықтар
19.07.2024
Жаңа – Есіл локомотив депосының паркі жаңартылды
Жаңалықтар
19.07.2024
Мемлекеттік тілді дамыту бойынша өткен байқаудың жеңімпаздары анықталды
Станция тынысы
19.07.2024
Шағыр станциясында жүк тиеп жөнелту артып келеді
Аймақтар
19.07.2024
«Жасыл істер марафонында» Жамбыл бөлімшесі бірінші орынды жеңіп алды
Жүк тасымалы
19.07.2024
Биыл Қытайға 2 млн тоннадан астам астық экспортталмақ
Сұхбат
19.07.2024
Барлық сын-тегеурінге төтеп бердік
Инфрақұрылым
19.07.2024
11 мың шақырым теміржол жөндеуден өтеді
Жаңалықтар / Мұрағат
19.07.2024
«Қазақстан теміржолшысы» газеті, №59 19 шілде 2024 жыл
Қауіпсіздік
18.07.2024
Темір жолдағы химиялық апаттарды жою бойынша оқу-жаттығу өтті
Әлеумет
18.07.2024
50 бала лагерьге аттанды
Қауіпсіздік
18.07.2024
Жанып келе жатқан жолаушылар пойызы сөндірілді
ҚТЖ келбеті
18.07.2024
Велосаяхатшы сапарға шықты
Жүк тасымалы
18.07.2024
Қазақстанда теміржол көлігімен тасымалданатын шикізаттық емес экспорт көлемі артты