Первая казахская женщина-машинист, водившая локомотив

Ардақ Ерубаева

Акын Дарканбаева - одна из немногих казахских женщин-машинистов локомотива. О ней редакции Rail-news.kz рассказал ветеран-железнодорожник из Актобе Александр Алпысбаев.

«К сожалению, люди стали забывать об Акын Дарканбаевой, имя которой золотыми буквами вписано в историю Казахстанской железной дороги. Она внесла существенный вклад в становление железной дороги. Долг подрастающего поколения - чтить и помнить имя первой казахской машинистки, дочери Ордена», - говорит Председатель Совета ветеранов Актюбинского локомотивного депо Александр Алпысбаев.

Итак, кем была первая машинистка локомотива из числа казахских девушек? Акын Дарканбаева родилась в 1925 году в крестьянском селе №5 Ойылского района в семье железнодорожника Дарканбая Ниязалина. Трудовую деятельность начала в 1942 году в возрасте 17 лет на Никельтауской дороге. Ее отец переехал на станцию ​​Никельтау в 1940-х годах и участвовал в строительстве железной дороги Орск-Никельтау, которая строилась в те годы. После трех лет упорного труда наша Акын встретилась с солдатом по имени Джума Аймаганбетов, который после победы в Великой Отечественной вернулся в страну и переехал на станцию ​​Шалкар. Он устроился на локомотивное депо и стал слесарем. В 1952 году смелая девушка пошла в Казалинский техникум, где прошла курс подготовки помощника машиниста локомотива и работала помощником машиниста локомотива в локомотивном депо «Шалкар». В 1959 году, окончив курс подготовки машинистов локомотивов в Караганде, ей было присвоено звание помощника машиниста локомотивов 1 класса. Таким образом, казахская девушка, которая одной из первых в области водила локомотив, продолжила карьеру в локомотивном депо Актобе. До пенсии работала помощником машиниста локомотива первого класса, а затем маневровым локомотивом. Постановлением Верховного Совета СССР 7 марта 1960 года Акын Дарканбаева была награждена высшей государственной наградой - орденом Трудового Красного Знамени. Награждена дипломами и медалями разной степени. Она умерла в декабре 1994 года в возрасте 69 лет.

Новости
31.07.2025
Минтранс оценивает транзитный потенциал Казахстана в 5 трлн тенге
Регионы
31.07.2025
Мастерская по производству вагонных колёсных пар открылась в Атырау
Новости
31.07.2025
Глава государства принял председателя правления АО «НК «ҚТЖ»
Новости
31.07.2025
Скляр: Казахстан закупит 175 новых пассажирских вагонов до конца года
31.07.2025
Осмотрщик вагонов модернизировал специальный молоток в Усть-Каменогорске
Новости
31.07.2025
Около 400 нарушителей сняли с поездов с начала года
Регионы
30.07.2025
Уральские ветераны-железнодорожники получили помощь на 7,6 млн тенге
Регионы
30.07.2025
Карагандинские железнодорожницы побывали в музее Карлага
Новости
30.07.2025
Почётный железнодорожник Калтай Самбетов отметил прогресс отрасли
Новости
30.07.2025
АО «НК «ҚТЖ» и TCDD Taşimacilik A.Ş. подписали соглашение о сотрудничестве по развитию ТМТМ
Инфраструктура
30.07.2025
Более 12,8 тысячи работников участвуют в строительстве крупных железнодорожных проектов
Новости
30.07.2025
КТЖ увеличило приём помощников машиниста в связи с ростом грузоперевозок
Пассажирские перевозки
30.07.2025
Дополнительный электропоезд будет следовать по маршруту «Астана – Курорт Боровое»
Новости
30.07.2025
КТЖ и Международный порт Мерсин обсудили сотрудничество в рамках развития ТМТМ
Новости
29.07.2025
Касым-Жомарт Токаев принял председателя совета директоров компании S Sistem Lojistik Хусейна Барлина
Инфраструктура
29.07.2025
Замакима Актюбинской области проверил вокзалы и объекты инфраструктуры в Байганинском и Темирском районах
Новости
29.07.2025
Рационализаторская активность в 2,5 раза превысила план в Акмолинском отделении ГП
Новости / Цифра недели
29.07.2025
Количество нарушений безопасности движения снизилось на 4% в КТЖ
Грузовые перевозки
29.07.2025
Более 550 млн тонн грузов за полгода перевезли в Казахстане
Новости / Архив
29.07.2025
Газета Қазақстан теміржолшысы, №57-58 от 29 июля 2025 года