По пути цифровизации
Жаңалықтар
15.05.2018, 11:28

По предварительной оценке, общий экономический эффект от реализации проектов Стратегии «Цифровая железная дорога» на 2018-2022 годы составит 115 миллиардов тенге.
Стратегия предусматривает реализацию 21 проекта, два из которых осуществляются по госпрограмме «Цифровой Казахстан». Только от внедрения интрегрированной платформы управления мультимодальными перевозками АО «НК «ҚТЖ» планирует выручить 15 миллиардов тенге, затратив при этом в три раза меньше средств.
Как известно, одной из важных задач, стоящих перед государством, является развитие транзитного потенциала, увеличение транзитного грузопотока. И многое в этом направлении уже сделано. Очередным шагом должно стать повышение сервиса и удобств для иностранного грузоотправителя.
– Управление мультимодальными перевозками – это единая электронная платформа, в которой грузоотправитель может связаться с удобным ему экспедитором, оформить все необходимые документы, распланировать перевозку разными видами транспорта и даже отслеживать свой груз в режиме онлайн, – говорит руководитель управления сопровождения инфраструктурных проектов и мобилизационой работы Комитета транспорта МИР РК Амангельды Мешитбаев.
На самом деле, это обеспечение комплексной автоматизации процессов управления мультимодальными перевозками, управление базой клиентов и подрядчиков, полный цикл перевозок. Такого в истории отечественной железной дороги еще не было.
В единой платформе будут указаны все существующие экспедиторы, а их услугами пользуются, как известно, 99% грузоотправителей (потому что это удобнее и дешевле), а также таможенные брокеры, то есть все те, кто может помочь бизнесу с оформлением документов. Причем сервис будет доступен не только на территории Казахстана, но и за его пределами, например, в казахстанских терминалах в портах Ляньюньган, Батуми и других.
Помимо электронной обработки документов и выставления счетов «единое окно» интегрированной платформы позволит оптимально подбирать вид транспорта с учетом особенности груза. То есть на деле применять мультимодальный принцип перевозок, выбирая наиболее приемлемый по цене и времени доставки путь.
– Если раньше грузоотправитель должен был самостоятельно разрабатывать маршрут, подбирая вручную, где и каким образом поедет его товар, в каком месте придется его перегрузить, и заключал договора отдельно с каждым конкретным перевозчиком, то теперь ему будет достаточно обратиться на эту платформу и в режиме онлайн совершить все необходимые действия, – объясняет Амангельды Мешитбаев.
Еще одно новшество, которое давно не давало спокойно жить отечественным разработчикам, это возможность отслеживания грузов. В мире эта практика применяется давно, и отсутствие такой опции в Казахстане для крупных иностранных компаний срабатывало как эффект красной лампочки, то есть говорило о непривлекательности казахстанского транзита. Но если у них были хоть какие-то альтернативы, то местные грузоотправители вынуждены были мириться с тем, что они никогда не знали точного времени прибытия груза, где он находится в данный момент и в каком состоянии.
Интрегрированная платформа управления мультимодальными перевозками дает полное отображение всего цикла поставки – от этапа заключения договоров до процесса транспортировки. В ҚТЖ уже реализован сервис по онлайн-отслеживанию грузов, внедрена система устройств электронных замков, обеспечивающих сохранность и оперативное реагирование на попытки несанкционированного доступа к грузу. То есть владелец, находясь в любой точке планеты, со своего смартфона может видеть, с какой скоростью движется его груз, где, к примеру, «застрял» и даже закрыта ли в контейнере дверь.
– Заключен договор с АО «Транстелеком» на услугу по технической поддержке и сопровождению этой информационной системы. В конце года планируется создать драфт и провести тестирование. На полную эксплуатацию платформа выйдет к 2020 году, – говорит представитель Комитета транспорта, подчеркивая, что в этом вопросе мы опережаем все страны постсоветского пространства, включая Россию.
Контейнерные перевозки на сегодняшний день являются наболее востребованными, с 2012 года их объемы растут ежегодно на 2-3%. В год в Казахстане перевозится порядка 300 миллионов тонн грузов, из них контейнерных и, в частности, транзитных лишь десятая часть, но прибыли они приносят 30-40% от общего дохода перевозок. А потому увеличение транзита и количества зарубежных клиентов – стратегическая задача, выполнить которую помогут модернизация и цифровизация.
Еще один проект АО «НК «ҚТЖ» – внедрение мобильных диагностических средств в рамках Автоматизированной системы управления «Магистраль».Он относится к сфере безопасности, наиболее важной на железной дороге. Ведь именно из-за неисправности путей обычно случаются сходы вагонов, которые в свою очередь могут значительно повлиять на экономику.
Общая протяженность магистральной железнодорожной сети в республике составляет порядка 16 тысяч километров. И ежегодно примерно 800 из них подвергаются капитальному ремонту. Но если до настоящего момента объем и перечень этих участков формировался чисто гипотетически, исходя из такого понятия, как пропущенный тоннаж, то новая АСУ проверяет фактическое состояние железнодорожного полотна и организует покомпонентный ремонт пути посредством сервисной модели.
– Когда-то испытаниями и расчетами был примерно выведен норматив использования рельсов, то есть если по ним было перевезено за определенный срок такое-то количество грузов, то им требуется ремонт. Но понятно, что эта система несовершенна. Теперь будет проводиться комплексная диагностика железнодорожного пути при помощи современных мобильных диагностических средств. И уже на основании этого формироваться план капремонта. В развитых странах этот метод доказал свою эффективность, он позволяет точечно проводить ремонт там, где он действительно необходим, – считает Амангельды Мешитбаев.
По факту наряду с повышением безопасности движения поездов внедрение АСУ «Магистраль» будет способствовать снижению издержек от браков по излому рельсов, сокращению затрат на запасные части дефектоскопных тележек, сокращению операторов, которым придется поменять квалификацию, и другим положительным результатам.
Стоимость проекта – 36,4 миллиарда тенге. В настоящее время АО «Транстелеком» ведутся работы по закупу и поставке шести мобильных диагностических комплексов уже в четвертом квартале этого года. Они представляют из себя конструкции типа дрезины с датчиками, камерами и тепловизорами, которые будут обследовать железную дорогу и передавать сведения в общий центр диагностики. Таким образом, сведен к минимуму человеческий фактор, что является еще одной целью цифровизации.
Асель Кильмакова
Жаңалықтар
08.07.2025
ҚТЖ басшылығы Бейжіңде өткен ХТЖО-ның XII конгресінде бірқатар стратегиялық кездесулер өткізді
Қауіпсіздік
08.07.2025
Қарағанды – Ағадыр бағытында машинист шұғыл тежегіш қолдануға мәжбүр болды
Аймақтар
08.07.2025
Бейнеудегі машинистердің демалыс үйі жаңа кейіпке енді
Әлемде
08.07.2025
Әзірбайжан темір жолдары жазғы кестеге көшеді
Әлемде
08.07.2025
Тәжікстан Қытай–Қырғызстан–Өзбекстан теміржолы жобасына қосылғысы келеді
Әлемде
08.07.2025
Қытайда панда бейнесіндегі монорельс пойызы таныстырылды
Жолаушылар тасымалы
07.07.2025
ҚТЖ Алматы-Саратов бағытына жаңа вагондар шығарды
Жаңалықтар
06.07.2025
КТЖ басшылығы «Нұрлы жол» вокзал кешенінің жұмысымен танысты
Жаңалықтар
04.07.2025
ҚТЖ жол жөндеу техникасын жаңартуда
Жүк тасымалы
04.07.2025
Жаңа маусымға – жаңа вагондармен
Аймақтар
04.07.2025
Депутаттар контейнерлік аэрохаб жұмысымен танысты
Аймақтар
04.07.2025
Абай әлеміне саяхат
Цифрландыру
04.07.2025
Цифрлық технология: Зияткерлік білім сайысы
Аймақтар
04.07.2025
Құлсары дистанциясында жол жөндеу қарқын алды
Аймақтар
04.07.2025
Болашақ станциясы арқылы Түрікменстанмен жүк алмасу тұрақты жалғасуда
Жаңалықтар
04.07.2025
Қазақ-моңғол қатынасы сөз болды
Жаңалықтар / Мұрағат
04.07.2025
Қазақстан теміржолшысы газеті, №51 04 шілде 2025 жыл
Жаңалықтар
03.07.2025
Мемлекет басшысы Көлік министрі Нұрлан Сауранбаевты қабылдады
Қауіпсіздік
03.07.2025
Өрт сөндірудің заманауи әдістері талқыланды
Жаңалықтар
03.07.2025
ҚТЖ Басқарма төрағасы тағайындалды