Экспортеры зерна северных регионов Казахстана обсудили вопросы перевозки нового урожая
Совещания по организации перевозок зерна нового урожая с участием представителей НПП «Атамекен», АО «Астық Транс», экспортеров зерновой продукции и трейдеров состоялось в Кокшетау и Петропавловске.
Северные области Казахстана являются лидерами по производству зерна и продуктов перемола. Они крупнейшие экспортеры зерна в стране. Так, по данным КТЖ, с сентября 2022 года по июнь 2023 года погрузка зерна выросла на 29%, экспорт - на 33%. Погрузка продуктов перемола увеличилась на 28%, экспорт - на 31%. Перевозка для казахстанцев выросла на 20%.
На совещании заместитель генерального директора ТОО «КТЖ- Грузовые перевозки» Нуржан Кельбуганов отметил, что доля экспорта зерна и продуктов перемола выросла до 82% и 76% соответственно. По сравнению с предыдущим сезоном увеличился экспорт зерна в Узбекистан на 31%, в Таджикистан - на 30%, в Афганистан - на 48%.
В направлении МГСП Сарыагаш вырос экспорт зерна на 33%, продуктов перемола - на 20%. Благодаря совместной работе с Узбекской железнодорожной администрацией пропускная способность перехода увеличилась с 18 до 30 поездов в сутки.
В этом сезоне перевозка зерна в Китай увеличилась в 4 раза и достигла 1,1 млн тонн. КНР каждый день готов принимать по два состава в зерновозах навалом и одному составу в крытых вагонах (тарированной в мешки), отправительскими маршрутами (от одного грузоотправителя в адрес одного грузополучателя в бондовой зоне станции Алашанькоу).
При этом китайская сторона просит увеличить перевозку зерновых грузов в контейнерах через переход Алтынколь - Хоргос. Одним из эффективных способов транспортировки зерновых грузов остается маршрутизация перевозок. Планируется достигнуть уровень маршрутизации до 75-80%.
На совещании говорилось о ввозе зерна из приграничных стран по схеме «скрытого (серого)» транзита. В последние годы импорт зерна только железнодорожным транспортом вырос до 1,5 млн тонн в год, из-за чего отечественный рынок терпит убытки.
Для решения проблемы зернопогрузочным предприятиям рекомендовано работать в выходные и праздничные дни, а грузоотправителям - осуществлять равномерное планирование и отгрузки в течение месяца.
Участники совещаний отметили, что экспортерам необходимо развивать погрузочные мощности и модернизировать подъездные пути. Это позволит нарастить объемы отгрузки зерна.
Существенная часть подъездных путей построена еще в советский период и не ремонтировалась с прошлого века. Кроме того, ряд элеваторов не имеет собственных локомотивов и вагонных весов.
В Казахстане порядка 19 тыс. вагонов, из них 32% от общего парка или более 6 тыс. вагонов в парке АО «Казтемiртранс» (КТТ). Существующий парк может обеспечить перевозку всего урожая как во внутриреспубликанском, так и экспортом направлении.
Аренда вагонов КТТ - ниже рыночной, поэтому подвижной состав пользуется у грузоотправителей большим спросом. Аналогичная ситуация и по зерновозам АО «Астық Транс», ставка по которым на 50% ниже, чем у других собственников.
Также для перевозки продуктов перемола активно привлекается парк вагонов железнодорожных администраций соседних стран. При этом фиксируются случаи, когда вагоны приходят на станции и простаивают в бездействии, что значительно сокращает пропускные возможности станций. Такая ситуация образовалась на станции Костанай.
КТЖ поддерживает активные коммуникации со всеми заинтересованными сторонами для обеспечения эффективной перевозки зерна нового урожая.
Ранее сообщалось, что перевозка зерна в контейнерах увеличилась в 2,5 раза.