Экспортеры зерна северных регионов Казахстана обсудили вопросы перевозки нового урожая

Совещания по организации перевозок зерна нового урожая с участием представителей НПП «Атамекен», АО «Астық Транс», экспортеров зерновой продукции и трейдеров состоялось в Кокшетау и Петропавловске. 

Северные области Казахстана являются лидерами по производству зерна и продуктов перемола. Они крупнейшие экспортеры зерна в стране. Так, по данным КТЖ, с сентября 2022 года по июнь 2023 года погрузка зерна выросла на 29%, экспорт - на 33%. Погрузка продуктов перемола увеличилась на 28%, экспорт - на 31%. Перевозка для казахстанцев выросла на 20%.

На совещании заместитель генерального директора ТОО «КТЖ- Грузовые перевозки» Нуржан Кельбуганов отметил, что доля экспорта зерна и продуктов перемола выросла до 82% и 76% соответственно. По сравнению с предыдущим сезоном увеличился экспорт зерна в Узбекистан на 31%, в Таджикистан - на 30%, в Афганистан - на 48%. 

В направлении МГСП Сарыагаш вырос экспорт зерна на 33%, продуктов перемола - на 20%. Благодаря совместной работе с Узбекской железнодорожной администрацией пропускная способность перехода увеличилась с 18 до 30 поездов в сутки. 

В этом сезоне перевозка зерна в Китай увеличилась в 4 раза и достигла 1,1 млн тонн. КНР каждый день готов принимать по два состава в зерновозах навалом и одному составу в крытых вагонах (тарированной в мешки), отправительскими маршрутами (от одного грузоотправителя в адрес одного грузополучателя в бондовой зоне станции Алашанькоу). 

При этом китайская сторона просит увеличить перевозку зерновых грузов в контейнерах через переход Алтынколь - Хоргос. Одним из эффективных способов транспортировки зерновых грузов остается маршрутизация перевозок. Планируется достигнуть уровень маршрутизации до 75-80%. 

На совещании говорилось о ввозе зерна из приграничных стран по схеме «скрытого (серого)» транзита. В последние годы импорт зерна только железнодорожным транспортом вырос до 1,5 млн тонн в год, из-за чего отечественный рынок терпит убытки. 

Для решения проблемы зернопогрузочным предприятиям рекомендовано работать в выходные и праздничные дни, а грузоотправителям - осуществлять равномерное планирование и отгрузки в течение месяца. 

Участники совещаний отметили, что экспортерам необходимо развивать погрузочные мощности и модернизировать подъездные пути. Это позволит нарастить объемы отгрузки зерна. 

Существенная часть подъездных путей построена еще в советский период и не ремонтировалась с прошлого века. Кроме того, ряд элеваторов не имеет собственных локомотивов и вагонных весов. 

В Казахстане порядка 19 тыс. вагонов, из них 32% от общего парка или более 6 тыс. вагонов в парке АО «Казтемiртранс» (КТТ). Существующий парк может обеспечить перевозку всего урожая как во внутриреспубликанском, так и экспортом направлении. 

Аренда вагонов КТТ - ниже рыночной, поэтому подвижной состав пользуется у грузоотправителей большим спросом. Аналогичная ситуация и по зерновозам АО «Астық Транс», ставка по которым на 50% ниже, чем у других собственников.

Также для перевозки продуктов перемола активно привлекается парк вагонов железнодорожных администраций соседних стран. При этом фиксируются случаи, когда вагоны приходят на станции и простаивают в бездействии, что значительно сокращает пропускные возможности станций. Такая ситуация образовалась на станции Костанай. 

КТЖ поддерживает активные коммуникации со всеми заинтересованными сторонами для обеспечения эффективной перевозки зерна нового урожая.

Ранее сообщалось, что перевозка зерна в контейнерах увеличилась в 2,5 раза.

Грузовые перевозки
01.07.2025
Перевозки зерна по сети КТЖ выросли на 53%
Регионы
01.07.2025
Учебно-показательный комиссионный осмотр прошел на станции Орал
Новости
01.07.2025
Антитеррористические учения прошли в порту Актау
Новости
01.07.2025
Сотрудники пожарной службы КТЖ прошли обучение
Новости
01.07.2025
Навигационные пломбы для отслеживания перевозок на железнодорожном транспорте начали устанавливать в Казахстане
Новости / Архив
01.07.2025
Газета Қазақстан теміржолшысы, №50 от 01 июля 2025 года
Новости
30.06.2025
В профориентационное путешествие по Казахстану отправятся 200 детей из регионов
КТЖ в лицах
30.06.2025
HR-специалист ТОО «КТЖ – Грузовые перевозки» Гульнара Керимбекова поделилась опытом в популяризации казахского языка
КТЖ в лицах
30.06.2025
Главного менеджера департамента бизнес-аналитики Наталью Гузь проводили на пенсию
Новости
30.06.2025
Пул «Лидеров профессий» создан в КТЖ
Регионы
30.06.2025
Число экстренных торможений отметили в Алматинском локомотивном депо
30.06.2025
Тематический вечер о наследии Абая прошел в КТЖ
Новости
30.06.2025
Олжас Бектенов представил коллективу Министерства транспорта нового руководителя
Новости
30.06.2025
В КТЖ подвели итоги за четыре года
Инфраструктура
30.06.2025
КТЖ приступило к модернизации участка Алтынколь — Жетыген
Новости
30.06.2025
Нурлан Сауранбаев назначен министром транспорта
Пассажирские перевозки
30.06.2025
Дополнительный пассажирский поезд запустят в летний сезон между Астаной и Актобе
Новости
27.06.2025
Планы развития ТМТМ обсудили в Варшаве
Новости
27.06.2025
Объем перевозок по ТМТМ вырос на 62%
Регионы
27.06.2025
О работе по охране труда рассказали в Оскеменском эксплуатационном локомотивном депо