На прямой связи с Москвой

Ирина Бектиярова

В семье Накатковых до сих пор вспоминают этот черный эбонитовый телефон, что висел у них в алмаатинской квартире на стене. Бабушка Анна Васильевна Писарева рассказывала внуку Андрею, как в любое время его деду, Степану Митрофановичу Накаткову могли позвонить и потребовать доклада о выполнении задания. Учитывая трехчасовую разницу во времени, звонок мог раздаться и далеко за полночь. Все цифры дед знал назубок и докладывал четко, по-военному – спрашивали очень строго. За безупречную работу был награжден орденом Ленина.

– Мой дед, Степан Митрофанович Накатков, во время Великой Отечественной войны работал главным диспетчером Туркестанского железнодорожного узла. Постоянно контролировал прибытие эшелонов с эвакуированным оборудованием и беженцами. Он руководил отправкой на фронт составов с бойцами, продовольствием и обмундированием. О ходе работы каждый день отчитывался по прямому телефону с Москвой, – рассказывает его внук.

Сам Андрей, понятно, того телефона не видел, дед умер, когда он только родился. Но вот проводку и телефонную розетку застал. Родился Степан Митрофанович в Рязанской волости Касимовского уезда, в деревне Бельково в 1904 году. Рано лишился родителей, жил у тетки. После революции 1917 года с приятелями убежал в Туркестан.

– Помните, как в фильме «Ташкент – город хлебный» им тоже хотелось более сытной жизни, – вспоминает ветеран.

Но до Ташкента они не добрались, остались жить в городе Аулие-Ата (теперешний Тараз), о чем никогда не жалели. Вскоре Степан устроился сначала учеником лудильщика, затем работал самостоятельно. После организации железнодорожного депо начал работать сначала слесарем, потом кочегаром на паровозе, затем помощником машиниста и машинистом.

– В 1930-м году, когда по знаменитому Турксибу открыли сквозное движение, дед привел как машинист из Аулие-Ата в Алма-Ату второй железнодорожный состав, – с гордостью говорит Андрей.

В таразском музее даже есть экспонаты того времени, где рассказывается и о Степане Накаткове. В 1937 году Степана Митрофановича перевели на работу в Алма-Ату. В конце 20-х годов женился на Анне Писаревой, братья которой Павел, Михаил и Иван тоже были машинистами. Сын Степана Митрофановича, Юрий в 1957 году окончил Алма-Атинский железнодорожный техникум, работал машинистом.

– Во время войны мой отец трудился на оборонном заводе на ст. Алма-Ата-1. Затем работал кочегаром, помощником машиниста. В железнодорожном техникуме отец увлекся спортом, ездил в Ростов-на Дону на первенство ДСО «Локомотив» по штанге, занял там призовое место, – вспоминает Андрей.


В те времена туда ходил трамвай, причем по той же линии, которая сегодня соединяет Алматы-1 и Алматы-2. Было тяжело, уставал сильно.

Однажды заснул прямо на сиденье, никто не разбудил, так и уехал подросток снова на конечную остановку, от которой до дома добираться несколько километров. В то время было не просто голодно, в городе свирепствовал тиф. Юрий подхватил заразу, лечился в госпитале, который размещался в здании гимназии.

Свое железнодорожное дело любил всю жизнь!

В любом фильме с паровозами, на вопрос сына, какой это паровоз, он моментально определял его марку, никогда не ошибаясь.

И с ним не случился такой казус как со знаменитым режиссером Михаилом Роммом. На показе его известного фильма «Ленин в октябре» в зале вдруг раздался смех. Железнодорожники дотошно разбирались в деталях, и конечно, не могли пропустить то, что вождь садится в паровоз, а на следующих кадрах его показывают уже в кабине, но они поняли, что паровоз был уже другой марки. Железнодорожников не проведешь!

А еще дед был прекрасным рассказчиком. Всем смешно, вокруг все вповалку, за животы держались от смеха, а он оставался серьезным. Артистические способности передались по наследству. Сын снимался в эпизодах фильма «Девушкаджигит».

Андрей стал известным журналистом, актером, режиссером кино, и уже его сын, правнук Степана Митрофановича окончил мастерскую Меньшова и Алентовой во ВГИКе.

В юбилейный 75-летний День Победы все члены большой династии Накатковых вспоминали своих родных, которые достойно прожили сложные годы, выстояли и победили!  

Пассажирские перевозки
17.09.2025
АО «Пассажирские перевозки» запустит состав Talgo на маршруте Алматы — Костанай в 2026 году
Пассажирские перевозки
17.09.2025
Нацперевозчик подключит к Starlink ещё два поезда до конца года
Регионы
17.09.2025
Десять рационализторских предложений внедрили в Павлодарском отделении магистральной сети
Новости
17.09.2025
Развитие грузоперевозок в Казахстане обсудили Kazlogistics и BCG в Астане
Грузовые перевозки
17.09.2025
КТЖ провело выездное заседание зернового штаба в Костанае
Новости
17.09.2025
Железнодорожники учатся сортировать отходы: в филиалах ГП прошли экосессии
Новости
16.09.2025
Центр диагностики пути КТЖ продемонстрировал современные технологии
Новости
16.09.2025
Подготовку железнодорожников к зиме обсудили в Минтрансе
Интервью
16.09.2025
Новые поезда, интернет в пути и туристические маршруты: железная дорога становится комфортнее
Новости
16.09.2025
Казахстан и Россия запускают совместный агроиндустриальный парк в Alatau City
Новости
16.09.2025
Жумангарин: Объем грузоперевозок через Казахстан вырастет в 2 раза к 2029 году
Новости / Архив
16.09.2025
Газета Қазақстан теміржолшысы, №75 от 16 сентября 2025 года
Новости
15.09.2025
КТЖ и РЖД определили приоритетные направления стратегического сотрудничества
Грузовые перевозки
15.09.2025
Почти 24 млн тонн угля перевезли к отопительному сезону в Казахстане
Регионы
15.09.2025
Месячник по предупреждению несчастных случаев на железной дороге проходит в Уральске
Регионы
15.09.2025
Машинист электропоезда Иван Смоляк предотвратил сход поезда
Регионы
15.09.2025
Железнодорожники и полиция усилили профилактику травматизма на путях в Павлодаре
Новости
15.09.2025
Систему Express International для международных пассажирских перевозок представили в Санкт-Петербурге
Спорт
15.09.2025
Машинист Асылхан Какимов завоевал золото на международном турнире в Бишкеке
Регионы
15.09.2025
Костанайские железнодорожники более 18 миллионов тонн грузов