Железнодорожники-огнеборцы: герои в бою со смертельной стихией

Интервью
13.09.2022, 15:53
Асель Шайхынова

Корреспондент газеты «Қазақстан теміржолшысы»

Недавняя трагедия в Костанайской области никого не оставила равнодушным. При спасении жизни людей, лесов и животных были важны каждая минута, и сотрудники негосударственной противопожарной службы АО «НК «ҚТЖ» внесли огромный, неоценимый вклад в общее дело по тушению пожаров. В своем интервью руководитель группы негосударственной противопожарной службы АО «НК «ҚТЖ» Бахытжан Дилимбетов рассказал о том, как железнодорожники помогали в борьбе с пламенной стихией.

- Бахытжан Налибаевич, в эти дни плечом к плечу с сотрудниками МЧС боролись с огнем и железнодорожные пожарные. Расскажите, пожалуйста о работе пожарных поездов на Костанайском отделении дороги…

- Во время возникновения пожара еще большей опасности способствовало все - высокая температура воздуха до 36-38 градусов, скорость ветра достигала 16-18 метров в секунду. Так, 2-3 сентября в результате возгорания в лесном массиве Басманского лесничества области, периодически возникали очаги огня на участке железной дороги Кушмурун - Тобол Костанайского отделения дороги, которые приводили к затруднению движения поездов. А 3 сентября вследствие усиления пожаров на перегоне Аманкарагай - Казанбасы на протяжении 20 километров, движение поездов на данном участке дороги было закрыто (участок двухпутный, электрифицированный).

В целях оперативного реагирования на тушение огня на объектах инфраструктуры железной дороги, прилегающих населенных пунктов, в полосе отвода, лесопосадках было задействовано пять пожарных поездов, привлечено более 250 железнодорожников.

Очень сложная обстановка создалась при тушении пожаров на тяговой подстанции и нефтебазе по станции Аманкарагай. Благодаря грамотным и мужественным действиям работников пожарных поездов Есиль и Кушмурун удалось предотвратить взрывы на резервуарах с нефтепродуктами, уберечь от огня тяговую подстанцию, которая обеспечивала электроэнергией участок дороги для движения поездов, прилегающие предприятия и жилые дома.

Вследствие оперативных и компетентных действий работников пожарных поездов Тобол, Костанай, Атбасар удалось минимизировать потери при тушении пожаров в полосе отвода на перегонах Кушмурун – Аманкарагай – Казанбасы.

- При этом, пожарные поезда оказывали также огромную помощь в обеспечении водой пожарных подразделений МЧС РК. Кроме того, железнодорожники на перегонах не дали распространиться огню на объекты инфраструктуры?

- Да, по состоянию на 7 сентября пожарными поездами было израсходовано более 2,1 тысяч кубических метров воды для тушения 26 очагов пожаров в полосе отвода и лесопосадках вдоль железной дороги, заправки 228 пожарных машин ДЧС и привлеченных автомашин организаций.

Повторюсь, наиболее сложными участками были пожары на стратегических объектах на тяговой подстанции и нефтебазе по станции Аманкарагай.

Настоящее геройство проявили начальник негосударственной противопожарной железнодорожной службы Султан Смамбаев, начальники пожарных поездов станций Есиль Мурат Хасенов, Кушмурун Берик Асанов, Костанай Кайрат Мухтубаев, Атбасар Аманжол Шигиров, Тобол Олег Сидорчук и весь личный состав поездов.

На менее ответственных стратегических направлениях решающие действия по тушению пожаров в полосе отвода проявили работники пожарных поездов Тобол, Костанай, Атбасар. В первые дни особо отличились работники пожарного поезда Тобол под руководством начальника Олега Сидорчука по тушению 11 очагов возгорания в полосе отвода и лесопосадках на перегоне Казанбасы-Аманкарагай-Кушмурун. Активное участие в тушении в полосе отвода, по передаче оперативных данных, обеспечивая связь, принимали участие инспекторы Костанайской противопожарной службы Батырбек Козубаев и Алимгазы Габдугалиев.

Особую роль в работе оперативного штаба МЧС в селе Новонежинка Аулиекольского района сыграл главный инженер НЖС Костанай Абзал Спанов и начальник Костанайской негосударственной противопожарной службы Султан Смамбаев.

Благодаря грамотным и слаженным действиям всех служб, пожарных поездов по тушению локальных очагов возгораний, на данном участке дороги удалось открыть движение поездов уже 4 сентября.

- Пострадали и сами железнодорожники? 

- К сожалению, да. В настоящее время комиссией проводится работа по установлению объема и степени повреждений зданий, сооружений и устройств железнодорожных организаций, жилого фонда и имущества у работников компании и ветеранов отрасли, проживающих в этом регионе.

В целях приведения в рабочий ритм деятельности структурных подразделений ҚТЖ и дочерних организаций в данном регионе, мобилизованы силы и средства для восстановления поврежденного имущества и обеспечения безопасности движения поездов и жизнедеятельности организаций. По согласованию с оперативным штабом пожаротушения под председательством министра по ЧС РК Юрия Ильина отправлены пожарные поезда станций Атбасар, Жана-Есиль, Костанай, Есиль по местам дислокации.

В целях оперативного реагирования на возможные очаги горения и для экипировки водой пожарных машин ДЧС, до 8 сентября дежурили два пожарных поезда станций Кушмурун и Тобол на хлебоприемных пунктах по станции Казанбасы и на нефтебазе по станции Аманкарагай.

- К слову, в нынешнем году исполнился 101 год со дня создания пожарных поездов? 

- Это так, уже больше века... На ключевых станциях магистрали Казахстана дислоцировано 13 противопожарных служб (НПОЖ), 47 пожарных поездов (ПП) и 4 пожарных поста. Все они связаны одной боевой задачей - спасение жизней людей и имущества компании. 

Зона обслуживания одного поезда составляет от 100 до 611 километров по железным дорогам общего пользования. Готовность поезда к отправлению с места стоянки в любое время суток составляет 10 минут после получения приказа.

При этом, основное преимущество пожарных поездов — возможность доставки большого объема воды: общая вместимость двух цистерн-водохранилищ достигает 100-120 кубометров (что сопоставимо с 50 пожарными автоцистернами). 

- Для поддержания высокого уровня готовности, а также отработки основных навыков и алгоритмов действий в чрезвычайных ситуациях все пожарные поезда и их личный состав регулярно участвуют в учениях и специальных тренировках, в том числе совместно с ДЧС МЧС РК?

- Функционирование железнодорожного транспорта представляет собой сложный и специфический процесс, стабильность которого зависит от слаженной работы всех его участников. Так, работа подразделений негосударственной противопожарной службы АО «НК «ҚТЖ» органично вплетена в технологию грузовых перевозок, в систему обеспечения безопасности движения и другие элементы перевозочного процесса, а выполнение поставленных перед предприятием задач напрямую зависит от эффективного взаимодействия со структурами ҚТЖ на разных уровнях.

Не менее ответственной задачей деятельности подразделений негосударственной противопожарной службы АО «НК «ҚТЖ» является регулярная профилактика пожаров. Кроме того, пожарные поезда привлекаются для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на подвижном составе, объектах железнодорожного транспорта и в полосе отвода, а также участвуют в ликвидации последствий аварийных ситуаций с подвижным составом, перевозящим опасные грузы.

К пожарным поездам предъявляются специальные требования. Каждый пожарный поезд должен находиться от такого же другого поезда в радиусе не более 100 километров, или в полутора часах езды. К месту пожара такой поезд пропускают со скоростью, максимально допустимой для участка пути, и с конструкционной скоростью, предусмотренной для локомотива и вагонов пожарного поезда. Причем не допускается оставление пожарного поезда без локомотива до возвращения его на пути постоянной стоянки. Тактические возможности одного пожарного поезда и его потенциал примерно соответствуют четырем пожарным частям.

За своевременное отправление, беспрепятственное проследование и прибытие пожарного поезда к месту пожара и возвращение его на пути постоянной стоянки отвечают причастные диспетчеры и начальник станции приписки пожарного поезда.

Для подготовки к непредвиденным ситуациям проводятся учения, максимально приближенные к боевой обстановке. Отрабатываются действия во время возникновения пожара и его тушения, осуществляется проверка качества взаимодействия между железнодорожниками и подразделениями ДЧС. В этот раз практика показала, что все учения дали свой результат. Как говорится, пожар легче предупредить, чем потушить.

Новости
05.12.2025
Столичные волонтёры ҚТЖ обеспечили 55 ветеранов углём на зимний период
Регионы
05.12.2025
В Карагандинской области модернизируют 14 объектов железнодорожной инфраструктуры
Грузовые перевозки
05.12.2025
Перевозки через стык «Достык — Алашанькоу» выросли на 6%
Новости
05.12.2025
На линию Курык – Алят в 2026 году выйдут два новых парома
Новости
05.12.2025
Новая компетенция «Управление локомотивом» представлена на чемпионате WorldSkills Kazakhstan
Новости / Архив
05.12.2025
Газета Қазақстан теміржолшысы, №101 от 05 декабря 2025 года
Новости
04.12.2025
Экспортный путь зерна до узбекской границы продемонстрировали журналистам
Новости
04.12.2025
Транзит по ТМТМ из Китая увеличился на 12%
Регионы
04.12.2025
Будни станции Арстансор: малый штат, большой участок ответственности
КТЖ в лицах
04.12.2025
«К каждому нужен подход»: будни проводницы женского вагона
Новости
03.12.2025
Более 1700 раз экстренно тормозили машинисты поездов в этом году
Интервью
03.12.2025
Перевозки, парк и цифровые решения: «Қазтеміртранс» подводит итоги и формирует стратегию развития до 2026 года
Пассажирские перевозки
03.12.2025
Поезд «Астана – Омск» начнет курсировать в декабре
Инфраструктура
03.12.2025
КТЖ перевыполнило план ремонта путей на 2025 год
Новости
02.12.2025
Навигационные пломбы в ЕАЭС начнут применять с февраля 2026 года
Новости
02.12.2025
Программно-аппаратный комплекс установили на автомотрисах Астанинской дистанции электроснабжения
Пассажирские перевозки
02.12.2025
ЕАЭС упростит железнодорожные пассажирские перевозки
Грузовые перевозки
02.12.2025
Перевозки грузов по сети ҚТЖ выросли до 287,8 млн тонн
Новости
02.12.2025
Порт Актау получил финансовую поддержку Европейского Союза
Новости / Архив
02.12.2025
Газета Қазақстан теміржолшысы, №100 от 02 декабря 2025 года