Железнодорожники-огнеборцы: герои в бою со смертельной стихией

Интервью
13.09.2022, 15:53
Асель Шайхынова

Корреспондент газеты «Қазақстан теміржолшысы»

Недавняя трагедия в Костанайской области никого не оставила равнодушным. При спасении жизни людей, лесов и животных были важны каждая минута, и сотрудники негосударственной противопожарной службы АО «НК «ҚТЖ» внесли огромный, неоценимый вклад в общее дело по тушению пожаров. В своем интервью руководитель группы негосударственной противопожарной службы АО «НК «ҚТЖ» Бахытжан Дилимбетов рассказал о том, как железнодорожники помогали в борьбе с пламенной стихией.

- Бахытжан Налибаевич, в эти дни плечом к плечу с сотрудниками МЧС боролись с огнем и железнодорожные пожарные. Расскажите, пожалуйста о работе пожарных поездов на Костанайском отделении дороги…

- Во время возникновения пожара еще большей опасности способствовало все - высокая температура воздуха до 36-38 градусов, скорость ветра достигала 16-18 метров в секунду. Так, 2-3 сентября в результате возгорания в лесном массиве Басманского лесничества области, периодически возникали очаги огня на участке железной дороги Кушмурун - Тобол Костанайского отделения дороги, которые приводили к затруднению движения поездов. А 3 сентября вследствие усиления пожаров на перегоне Аманкарагай - Казанбасы на протяжении 20 километров, движение поездов на данном участке дороги было закрыто (участок двухпутный, электрифицированный).

В целях оперативного реагирования на тушение огня на объектах инфраструктуры железной дороги, прилегающих населенных пунктов, в полосе отвода, лесопосадках было задействовано пять пожарных поездов, привлечено более 250 железнодорожников.

Очень сложная обстановка создалась при тушении пожаров на тяговой подстанции и нефтебазе по станции Аманкарагай. Благодаря грамотным и мужественным действиям работников пожарных поездов Есиль и Кушмурун удалось предотвратить взрывы на резервуарах с нефтепродуктами, уберечь от огня тяговую подстанцию, которая обеспечивала электроэнергией участок дороги для движения поездов, прилегающие предприятия и жилые дома.

Вследствие оперативных и компетентных действий работников пожарных поездов Тобол, Костанай, Атбасар удалось минимизировать потери при тушении пожаров в полосе отвода на перегонах Кушмурун – Аманкарагай – Казанбасы.

- При этом, пожарные поезда оказывали также огромную помощь в обеспечении водой пожарных подразделений МЧС РК. Кроме того, железнодорожники на перегонах не дали распространиться огню на объекты инфраструктуры?

- Да, по состоянию на 7 сентября пожарными поездами было израсходовано более 2,1 тысяч кубических метров воды для тушения 26 очагов пожаров в полосе отвода и лесопосадках вдоль железной дороги, заправки 228 пожарных машин ДЧС и привлеченных автомашин организаций.

Повторюсь, наиболее сложными участками были пожары на стратегических объектах на тяговой подстанции и нефтебазе по станции Аманкарагай.

Настоящее геройство проявили начальник негосударственной противопожарной железнодорожной службы Султан Смамбаев, начальники пожарных поездов станций Есиль Мурат Хасенов, Кушмурун Берик Асанов, Костанай Кайрат Мухтубаев, Атбасар Аманжол Шигиров, Тобол Олег Сидорчук и весь личный состав поездов.

На менее ответственных стратегических направлениях решающие действия по тушению пожаров в полосе отвода проявили работники пожарных поездов Тобол, Костанай, Атбасар. В первые дни особо отличились работники пожарного поезда Тобол под руководством начальника Олега Сидорчука по тушению 11 очагов возгорания в полосе отвода и лесопосадках на перегоне Казанбасы-Аманкарагай-Кушмурун. Активное участие в тушении в полосе отвода, по передаче оперативных данных, обеспечивая связь, принимали участие инспекторы Костанайской противопожарной службы Батырбек Козубаев и Алимгазы Габдугалиев.

Особую роль в работе оперативного штаба МЧС в селе Новонежинка Аулиекольского района сыграл главный инженер НЖС Костанай Абзал Спанов и начальник Костанайской негосударственной противопожарной службы Султан Смамбаев.

Благодаря грамотным и слаженным действиям всех служб, пожарных поездов по тушению локальных очагов возгораний, на данном участке дороги удалось открыть движение поездов уже 4 сентября.

- Пострадали и сами железнодорожники? 

- К сожалению, да. В настоящее время комиссией проводится работа по установлению объема и степени повреждений зданий, сооружений и устройств железнодорожных организаций, жилого фонда и имущества у работников компании и ветеранов отрасли, проживающих в этом регионе.

В целях приведения в рабочий ритм деятельности структурных подразделений ҚТЖ и дочерних организаций в данном регионе, мобилизованы силы и средства для восстановления поврежденного имущества и обеспечения безопасности движения поездов и жизнедеятельности организаций. По согласованию с оперативным штабом пожаротушения под председательством министра по ЧС РК Юрия Ильина отправлены пожарные поезда станций Атбасар, Жана-Есиль, Костанай, Есиль по местам дислокации.

В целях оперативного реагирования на возможные очаги горения и для экипировки водой пожарных машин ДЧС, до 8 сентября дежурили два пожарных поезда станций Кушмурун и Тобол на хлебоприемных пунктах по станции Казанбасы и на нефтебазе по станции Аманкарагай.

- К слову, в нынешнем году исполнился 101 год со дня создания пожарных поездов? 

- Это так, уже больше века... На ключевых станциях магистрали Казахстана дислоцировано 13 противопожарных служб (НПОЖ), 47 пожарных поездов (ПП) и 4 пожарных поста. Все они связаны одной боевой задачей - спасение жизней людей и имущества компании. 

Зона обслуживания одного поезда составляет от 100 до 611 километров по железным дорогам общего пользования. Готовность поезда к отправлению с места стоянки в любое время суток составляет 10 минут после получения приказа.

При этом, основное преимущество пожарных поездов — возможность доставки большого объема воды: общая вместимость двух цистерн-водохранилищ достигает 100-120 кубометров (что сопоставимо с 50 пожарными автоцистернами). 

- Для поддержания высокого уровня готовности, а также отработки основных навыков и алгоритмов действий в чрезвычайных ситуациях все пожарные поезда и их личный состав регулярно участвуют в учениях и специальных тренировках, в том числе совместно с ДЧС МЧС РК?

- Функционирование железнодорожного транспорта представляет собой сложный и специфический процесс, стабильность которого зависит от слаженной работы всех его участников. Так, работа подразделений негосударственной противопожарной службы АО «НК «ҚТЖ» органично вплетена в технологию грузовых перевозок, в систему обеспечения безопасности движения и другие элементы перевозочного процесса, а выполнение поставленных перед предприятием задач напрямую зависит от эффективного взаимодействия со структурами ҚТЖ на разных уровнях.

Не менее ответственной задачей деятельности подразделений негосударственной противопожарной службы АО «НК «ҚТЖ» является регулярная профилактика пожаров. Кроме того, пожарные поезда привлекаются для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на подвижном составе, объектах железнодорожного транспорта и в полосе отвода, а также участвуют в ликвидации последствий аварийных ситуаций с подвижным составом, перевозящим опасные грузы.

К пожарным поездам предъявляются специальные требования. Каждый пожарный поезд должен находиться от такого же другого поезда в радиусе не более 100 километров, или в полутора часах езды. К месту пожара такой поезд пропускают со скоростью, максимально допустимой для участка пути, и с конструкционной скоростью, предусмотренной для локомотива и вагонов пожарного поезда. Причем не допускается оставление пожарного поезда без локомотива до возвращения его на пути постоянной стоянки. Тактические возможности одного пожарного поезда и его потенциал примерно соответствуют четырем пожарным частям.

За своевременное отправление, беспрепятственное проследование и прибытие пожарного поезда к месту пожара и возвращение его на пути постоянной стоянки отвечают причастные диспетчеры и начальник станции приписки пожарного поезда.

Для подготовки к непредвиденным ситуациям проводятся учения, максимально приближенные к боевой обстановке. Отрабатываются действия во время возникновения пожара и его тушения, осуществляется проверка качества взаимодействия между железнодорожниками и подразделениями ДЧС. В этот раз практика показала, что все учения дали свой результат. Как говорится, пожар легче предупредить, чем потушить.

Грузовые перевозки
22.07.2024
АО "Кедентранссервис" заключило договор с Hamburger Hafen аnd Logistik AG
Грузовые перевозки
22.07.2024
Более тысячи тонн керамической плитки отправили в Казахстан по МТК «Север-Юг»
Новости
22.07.2024
Глава KAZLOGISTICS посетил порты Актау и Курык
Грузовые перевозки
22.07.2024
Условия нахождения и использования транспортных средств международной перевозки установили на таможенной территории ЕАЭС
Новости
22.07.2024
Казахстан прорабатывает экспорт пшеницы через Бейнеуский терминал в Афганистан и Пакистан
Новости
22.07.2024
Строительство новой железнодорожной магистрали обсуждают Казахстан, Туркменистан и Афганистан
Новости
22.07.2024
Пропускную способность восточного направления транспортного коридора «Север-Юг» через Казахстан увеличат до 10 млн тонн в год
Пассажирские перевозки
22.07.2024
Оформленный в честь 125-летия Каныша Сатпаева поезд отправился со станции Нұрлы жол в Жезказган
Новости
19.07.2024
Самрук-Қазына: Около 330 млрд тенге недополучило КТЖ из-за субсидирования грузоперевозок
Новости
19.07.2024
Казахстан намерен продолжить активное участие в развитии Восточной ветки Север-Юг - Карабаев
Новости
19.07.2024
Общий трудовой стаж династии железнодорожников из Алматы достиг 820 лет
Новости
19.07.2024
Цифровые тенге направили на строительство участка железной дороги «Достык-Мойынты»
Новости
19.07.2024
Новые маневровые тепловозы прибыли в эксплуатационное локомотивное депо Жана-Есиль
Грузовые перевозки
19.07.2024
Более 2 млн тонн зерна планируют экспортировать из Казахстана в Китай
Новости / Архив
19.07.2024
Газета «Қазақстан теміржолшысы», №59 от 19 июля 2024 года
Регионы
18.07.2024
Итоги работы за первое полугодие подвели в ревизорском аппарате Алматинского региона
Новости
18.07.2024
ТОО «КТЖ – Грузовые перевозки» приобретет 459 локомотивов
Регионы
18.07.2024
Земляные работы выполнили на участке Мойынты – Балхаш
Регионы
18.07.2024
Медицинский поезд прибыл в Костанайскую область
Новости
18.07.2024
Минтранс: Казахстан увеличил объемы экспортных несырьевых грузов железнодорожным транспортом