Железнодорожники-огнеборцы: герои в бою со смертельной стихией

Интервью
13.09.2022, 15:53
Асель Шайхынова

Корреспондент газеты «Қазақстан теміржолшысы»

Недавняя трагедия в Костанайской области никого не оставила равнодушным. При спасении жизни людей, лесов и животных были важны каждая минута, и сотрудники негосударственной противопожарной службы АО «НК «ҚТЖ» внесли огромный, неоценимый вклад в общее дело по тушению пожаров. В своем интервью руководитель группы негосударственной противопожарной службы АО «НК «ҚТЖ» Бахытжан Дилимбетов рассказал о том, как железнодорожники помогали в борьбе с пламенной стихией.

- Бахытжан Налибаевич, в эти дни плечом к плечу с сотрудниками МЧС боролись с огнем и железнодорожные пожарные. Расскажите, пожалуйста о работе пожарных поездов на Костанайском отделении дороги…

- Во время возникновения пожара еще большей опасности способствовало все - высокая температура воздуха до 36-38 градусов, скорость ветра достигала 16-18 метров в секунду. Так, 2-3 сентября в результате возгорания в лесном массиве Басманского лесничества области, периодически возникали очаги огня на участке железной дороги Кушмурун - Тобол Костанайского отделения дороги, которые приводили к затруднению движения поездов. А 3 сентября вследствие усиления пожаров на перегоне Аманкарагай - Казанбасы на протяжении 20 километров, движение поездов на данном участке дороги было закрыто (участок двухпутный, электрифицированный).

В целях оперативного реагирования на тушение огня на объектах инфраструктуры железной дороги, прилегающих населенных пунктов, в полосе отвода, лесопосадках было задействовано пять пожарных поездов, привлечено более 250 железнодорожников.

Очень сложная обстановка создалась при тушении пожаров на тяговой подстанции и нефтебазе по станции Аманкарагай. Благодаря грамотным и мужественным действиям работников пожарных поездов Есиль и Кушмурун удалось предотвратить взрывы на резервуарах с нефтепродуктами, уберечь от огня тяговую подстанцию, которая обеспечивала электроэнергией участок дороги для движения поездов, прилегающие предприятия и жилые дома.

Вследствие оперативных и компетентных действий работников пожарных поездов Тобол, Костанай, Атбасар удалось минимизировать потери при тушении пожаров в полосе отвода на перегонах Кушмурун – Аманкарагай – Казанбасы.

- При этом, пожарные поезда оказывали также огромную помощь в обеспечении водой пожарных подразделений МЧС РК. Кроме того, железнодорожники на перегонах не дали распространиться огню на объекты инфраструктуры?

- Да, по состоянию на 7 сентября пожарными поездами было израсходовано более 2,1 тысяч кубических метров воды для тушения 26 очагов пожаров в полосе отвода и лесопосадках вдоль железной дороги, заправки 228 пожарных машин ДЧС и привлеченных автомашин организаций.

Повторюсь, наиболее сложными участками были пожары на стратегических объектах на тяговой подстанции и нефтебазе по станции Аманкарагай.

Настоящее геройство проявили начальник негосударственной противопожарной железнодорожной службы Султан Смамбаев, начальники пожарных поездов станций Есиль Мурат Хасенов, Кушмурун Берик Асанов, Костанай Кайрат Мухтубаев, Атбасар Аманжол Шигиров, Тобол Олег Сидорчук и весь личный состав поездов.

На менее ответственных стратегических направлениях решающие действия по тушению пожаров в полосе отвода проявили работники пожарных поездов Тобол, Костанай, Атбасар. В первые дни особо отличились работники пожарного поезда Тобол под руководством начальника Олега Сидорчука по тушению 11 очагов возгорания в полосе отвода и лесопосадках на перегоне Казанбасы-Аманкарагай-Кушмурун. Активное участие в тушении в полосе отвода, по передаче оперативных данных, обеспечивая связь, принимали участие инспекторы Костанайской противопожарной службы Батырбек Козубаев и Алимгазы Габдугалиев.

Особую роль в работе оперативного штаба МЧС в селе Новонежинка Аулиекольского района сыграл главный инженер НЖС Костанай Абзал Спанов и начальник Костанайской негосударственной противопожарной службы Султан Смамбаев.

Благодаря грамотным и слаженным действиям всех служб, пожарных поездов по тушению локальных очагов возгораний, на данном участке дороги удалось открыть движение поездов уже 4 сентября.

- Пострадали и сами железнодорожники? 

- К сожалению, да. В настоящее время комиссией проводится работа по установлению объема и степени повреждений зданий, сооружений и устройств железнодорожных организаций, жилого фонда и имущества у работников компании и ветеранов отрасли, проживающих в этом регионе.

В целях приведения в рабочий ритм деятельности структурных подразделений ҚТЖ и дочерних организаций в данном регионе, мобилизованы силы и средства для восстановления поврежденного имущества и обеспечения безопасности движения поездов и жизнедеятельности организаций. По согласованию с оперативным штабом пожаротушения под председательством министра по ЧС РК Юрия Ильина отправлены пожарные поезда станций Атбасар, Жана-Есиль, Костанай, Есиль по местам дислокации.

В целях оперативного реагирования на возможные очаги горения и для экипировки водой пожарных машин ДЧС, до 8 сентября дежурили два пожарных поезда станций Кушмурун и Тобол на хлебоприемных пунктах по станции Казанбасы и на нефтебазе по станции Аманкарагай.

- К слову, в нынешнем году исполнился 101 год со дня создания пожарных поездов? 

- Это так, уже больше века... На ключевых станциях магистрали Казахстана дислоцировано 13 противопожарных служб (НПОЖ), 47 пожарных поездов (ПП) и 4 пожарных поста. Все они связаны одной боевой задачей - спасение жизней людей и имущества компании. 

Зона обслуживания одного поезда составляет от 100 до 611 километров по железным дорогам общего пользования. Готовность поезда к отправлению с места стоянки в любое время суток составляет 10 минут после получения приказа.

При этом, основное преимущество пожарных поездов — возможность доставки большого объема воды: общая вместимость двух цистерн-водохранилищ достигает 100-120 кубометров (что сопоставимо с 50 пожарными автоцистернами). 

- Для поддержания высокого уровня готовности, а также отработки основных навыков и алгоритмов действий в чрезвычайных ситуациях все пожарные поезда и их личный состав регулярно участвуют в учениях и специальных тренировках, в том числе совместно с ДЧС МЧС РК?

- Функционирование железнодорожного транспорта представляет собой сложный и специфический процесс, стабильность которого зависит от слаженной работы всех его участников. Так, работа подразделений негосударственной противопожарной службы АО «НК «ҚТЖ» органично вплетена в технологию грузовых перевозок, в систему обеспечения безопасности движения и другие элементы перевозочного процесса, а выполнение поставленных перед предприятием задач напрямую зависит от эффективного взаимодействия со структурами ҚТЖ на разных уровнях.

Не менее ответственной задачей деятельности подразделений негосударственной противопожарной службы АО «НК «ҚТЖ» является регулярная профилактика пожаров. Кроме того, пожарные поезда привлекаются для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на подвижном составе, объектах железнодорожного транспорта и в полосе отвода, а также участвуют в ликвидации последствий аварийных ситуаций с подвижным составом, перевозящим опасные грузы.

К пожарным поездам предъявляются специальные требования. Каждый пожарный поезд должен находиться от такого же другого поезда в радиусе не более 100 километров, или в полутора часах езды. К месту пожара такой поезд пропускают со скоростью, максимально допустимой для участка пути, и с конструкционной скоростью, предусмотренной для локомотива и вагонов пожарного поезда. Причем не допускается оставление пожарного поезда без локомотива до возвращения его на пути постоянной стоянки. Тактические возможности одного пожарного поезда и его потенциал примерно соответствуют четырем пожарным частям.

За своевременное отправление, беспрепятственное проследование и прибытие пожарного поезда к месту пожара и возвращение его на пути постоянной стоянки отвечают причастные диспетчеры и начальник станции приписки пожарного поезда.

Для подготовки к непредвиденным ситуациям проводятся учения, максимально приближенные к боевой обстановке. Отрабатываются действия во время возникновения пожара и его тушения, осуществляется проверка качества взаимодействия между железнодорожниками и подразделениями ДЧС. В этот раз практика показала, что все учения дали свой результат. Как говорится, пожар легче предупредить, чем потушить.

Новости
24.07.2025
Эстония и Латвия могут стать транзитными узлами для казахстанского зерна
Спорт
24.07.2025
Турнир по настольному теннису среди железнодорожников прошёл в Астане
Пассажирские перевозки
24.07.2025
Электропоезд «Астана – Павлодар» изменил расписание
Новости
24.07.2025
Министр энергетики поручил КТЖ обеспечить бесперебойную логистику угля в отопительный сезон
Новости
24.07.2025
Транспортная полиция выявила около 48 тысяч правонарушений
Регионы
24.07.2025
Более 7 тысяч пациентов получили помощь специалистов поезда «Саламатты Қазақстан» в ЗКО
Регионы
24.07.2025
Более 12 тысяч контейнеров погружено в Костанайском регионе
Пассажирские перевозки
23.07.2025
Более 150 железнодорожных пассажирских маршрута курсируют в Казахстане
Новости
23.07.2025
ЕАЭС расширяет цифровые грузоперевозки: в 2025 подключат новые направления
Новости
23.07.2025
О работе по предотвращению несчастных случаев на железной дороге рассказали в КТЖ
Инфраструктура
23.07.2025
На участке Алтынколь – Жетыген отсыпано 975 тысяч кубометров земляного полотна
Новости
23.07.2025
Первый контейнерный поезд отправлен по маршруту ТМТМ из провинции Шаньси в Азербайджан
Регионы
22.07.2025
Итоги работы за первое полугодие 2025 года подвели в РЦУП-2
Новости
22.07.2025
Сотрудничество Казахстана и Грузии в сфере транспорта и логистики обсудили в КТЖ
Спорт
22.07.2025
Команда КАЗПРОФТРАНС завоевала бронзу на II Спартакиаде АО «QARMET»
Новости
22.07.2025
Развитие Среднего коридора и контейнерных перевозок обсудили Казахстан и Грузия
Новости
22.07.2025
Казахстан и Грузия обсуждают укрепление торгово-экономического сотрудничества и развитие Транскаспийского маршрута
Новости
22.07.2025
Пожарный поезд задействовали при тушении склада в Алматы
Новости / Архив
22.07.2025
Газета Қазақстан теміржолшысы, №55 от 22 июля 2025 года
Новости
21.07.2025
КТЖ и РЖД усиливают стратегическое партнёрство