Акмарал Байгабулова о программе наставничества в ҚТЖ

Интервью
25.06.2021, 13:36
Какой он – идеальный наставник? Почему, несмотря на дополнительную нагрузку, менторство стоит всех усилий? Как наставничество помогает компании создать лояльный пул специалистов? На все эти вопросы ответила в интервью бизнес-партнер департамента управления человеческими ресурсами АО «НК «ҚТЖ» Акмарал БАЙГАБУЛОВА, которая знает о работе с молодежью все. Более 10 лет она работает в этом направлении в крупнейшей нацкомпании страны, являясь также наставником в программах Фонда «Самрук-Қазына» – «Жас Өркен» и «Цифровое лето». – Со студенческих времен я занимаю активную жизненную позицию. Я входила в ряды Альянса студентов Казахстана, в Конгресс молодежи РК, мы решали правовые, социально-экономические и бытовые проблемы молодежи, развивали интеллектуальный потенциал студентов, популяризировали среди них здоровый образ жизни. Поэтому я хорошо понимаю желания и цели молодых людей. – Акмарал Жарасовна, расскажите об основных направлениях вашей деятельности в АО «НК «ҚТЖ» и программах фонда. – Моя работа на протяжении 10 лет связана с молодежной политикой АО «НК «ҚТЖ». Под моим кураторством находилось более 46 тысяч молодых специалистов во всех регионах Казахстана. Компания оказывает большую поддержку и максимальное содействие в развитии молодых сотрудников. И эти усилия ложатся на благодатную почву. Многие из них уже сегодня занимают руководящие должности. Помимо этого, ежегодно в ҚТЖ приходят на стажировку студенты, которые вносят большой вклад в развитие множества интересных проектов. Работа с ними также очень увлекательна. Мне посчастливилось стать наставником программы «Цифровое лето» от АО «Самрук-Қазына». Данная программа дает возможность лучшей и талантливой молодежи пройти стажировку в реальных проектах цифровой трансформации в портфельных компаниях фонда. – Насколько нам известно, среди подопечных, в развитии которых вы участвуете как наставник, есть немало «звезд», за короткий срок взлетевших по карьерной лестнице и демонстрирующих яркие профессиональные результаты. Поделитесь одной из таких историй. – Таких историй много, но приведу в пример молодого специалиста Шокана Тлеубердиева, который проявил себя в рамках программы «Жас Өркен-2019». Первую ротацию он проходил в департаменте управления человеческими ресурсами АО «НК «ҚТЖ». Активно участвовал в различных проектах, благо- творительных мероприятиях, распространял ценности проекта «БЛАГО» и даже был командирован в города Актобе и Уральск. За этот период молодой специалист усилил свои коммуникативные и организационные навыки, улучшил навыки командообразования и развил компетенцию «Ориентация на результат». Радует, что после других ротаций – в АО «ФНБ «Самрук-Қазына», АО «Казпочта», АО «KEGOC» – выбор Шокана при трудоустройстве пал на нашу компанию. Сегодня он является главным менеджером в том же департаменте, где проходила его ротация. – Что для вас наставничество? – Для меня наставничество – это в первую очередь возможность поделиться с коллегами профессиональными навыками и знаниями, необходимыми для эффективной работы компании. Сегодня, на мой взгляд, это один из наиболее результативных методов развития прикладных профессиональных компетенций сотрудников, проверенных временем. Конечно, наставничество требует дополнительных затрат времени и физических сил, но вместе с тем позволяет более детально погрузиться в свою сферу деятельности, развить навыки управления, систематизировать профессиональный опыт и быть полезным. Наставник делится не только полезными знаниями, но и вселяет веру в ученика, вдохновляет его на достижения и свершения. Для новичка в профессии вера в его способности очень важна. – Есть ли секреты идеального наставника? Почему ментор – это вдохновитель? – Идеальные наставники – это люди, которые сами являются любознательными учениками и всегда стремятся углублять свои знания. Они умеют слушать, задавать нужные вопросы, предоставлять объективную обратную связь, делиться историями и при- мерами из собственной жизни. Идеальный наставник должен быть успешным человеком, самодостаточным, обладающим характером и желанием помогать развиваться другим. Он должен всегда быть искренне заинтересованным, желающим, чтобы кто-то другой также добился успеха. Важно уметь радоваться успехам своего подопечного, а не видеть в нем конкурента. В компании, где грамотно выстроена система наставничества, этот процесс открывает широкие перспективы как перед наставником, так и перед его подопечными, но в большей степени положительно отражается на самой компании. – Расскажите подробнее о перспективах, которые открывает наставничество. – Для нас, наставников, это возможность повышения профессионального уровня, реализации себя в качестве руководителей, карьерного и личностного роста. А коллеги, наставниками которых мы являемся, ощущают поддержку и причастность к достижению целей компании, развивают свои компетенции, становятся увереннее и активнее, более ответственно подходят к выполнению своих обязанностей. Что касается непосредственно компании, система наставничества позволяет оптимизировать затраты на обучение и наладить процесс передачи опыта, сформировать пул высококвалифицированных лояльных сотрудников, укрепить командный дух, усилить мотивацию на достижение более высоких результатов труда, развить систему внутренней оценки и сократить текучесть кадров. – Что нужно для эффективной работы наставника? – Важно правильно выстроить взаимосвязь между ним, подопечным, другими сотрудниками и руководителями. Нужно добиться единого видения стратегических целей компании и подходов к решению общих задач. Отношения между наставником и подопечным должны строиться на принципах равенства и взаимной заинтересованности в результате. Необходимо создать доверительную обстановку, не навязывать свое мнение и не перегружать обучаемого замечаниями и рекомендациями. И именно такие программы, как «Жас Өркен» и «Цифровое лето», дают возможность эффективно использовать институт наставничества и преемственности в группе компаний Фонда «Самрук-Қазына», позволяя гармонично развиваться не только молодым специалистам, но и самим наставникам. Резюмируя, могу сказать, что наставник должен обладать такими качествами, как коммуникабельность, терпение, открытость новому, лояльность к другому мнению и опыту, способность мягко исправлять ошибки и вдохновлять на развитие в профессии. – Спасибо за беседу!

Беседовал Ермек СМАГУЛ

Новости
26.04.2024
Главный инженер КТЖ рассказал об охране труда на железной дороге
Регионы
26.04.2024
Выход скота на железнодорожные пути стал причиной 20 экстренных торможений в Павлодарской области
Регионы
26.04.2024
Весенний комиссионный осмотр стартовал в ВКО
Новости / Архив
26.04.2024
Газета «Қазақстан теміржолшысы», №36 от 26 апреля 2024 года
Новости
25.04.2024
Казахстан готов принять участие в строительстве трансафганских железных дорог
КТЖ в лицах
25.04.2024
Начальник лаборатории на станции Достык поделился секретом успеха
В мире
25.04.2024
Поезд с вагоном-спа запустили в России
Регионы
25.04.2024
Машинист-инструктор Алматинского локомотивного депо рассказал, как выучил казахский язык
Регионы
25.04.2024
Ряд мероприятий ко Дню охраны труда провели в ТОО «ВЖДО» в Костанайской области
Новости
25.04.2024
Локомотивосборочные заводы поставят более 140 электровозов и тепловозов в 2024 году
Новости
25.04.2024
Локомотивы КТЖ готовят к летним перевозкам
Регионы
25.04.2024
Материальную помощь направили локомотивщики из Кокшетау в Атбасар
Регионы
24.04.2024
Работу по повышению безопасности движения поездов ведут в Алматинской области
Регионы
24.04.2024
Коллективный договор обсудили в Балхашском вагонном депо
Пассажирские перевозки
24.04.2024
КТЖ рекомендует пассажирам планировать свои поездки заранее
Новости
24.04.2024
Вопросы цифровизации железнодорожной отрасли обсудили в Минтрансе
Новости
24.04.2024
Преподаватели отраслевых вузов и колледжей прошли повышение квалификации в КТЖ
История железной дороги
24.04.2024
120 лет развития: что произошло в железнодорожной отрасли за годы независимости
Регионы
23.04.2024
О работе технической библиотеки рассказали на станции Есиль
В мире
23.04.2024
Робот Spot инспектирует оси колесных пар грузовых вагонов в Германии