Акмарал Байгабулова о программе наставничества в ҚТЖ

Интервью
25.06.2021, 13:36
Какой он – идеальный наставник? Почему, несмотря на дополнительную нагрузку, менторство стоит всех усилий? Как наставничество помогает компании создать лояльный пул специалистов? На все эти вопросы ответила в интервью бизнес-партнер департамента управления человеческими ресурсами АО «НК «ҚТЖ» Акмарал БАЙГАБУЛОВА, которая знает о работе с молодежью все. Более 10 лет она работает в этом направлении в крупнейшей нацкомпании страны, являясь также наставником в программах Фонда «Самрук-Қазына» – «Жас Өркен» и «Цифровое лето». – Со студенческих времен я занимаю активную жизненную позицию. Я входила в ряды Альянса студентов Казахстана, в Конгресс молодежи РК, мы решали правовые, социально-экономические и бытовые проблемы молодежи, развивали интеллектуальный потенциал студентов, популяризировали среди них здоровый образ жизни. Поэтому я хорошо понимаю желания и цели молодых людей. – Акмарал Жарасовна, расскажите об основных направлениях вашей деятельности в АО «НК «ҚТЖ» и программах фонда. – Моя работа на протяжении 10 лет связана с молодежной политикой АО «НК «ҚТЖ». Под моим кураторством находилось более 46 тысяч молодых специалистов во всех регионах Казахстана. Компания оказывает большую поддержку и максимальное содействие в развитии молодых сотрудников. И эти усилия ложатся на благодатную почву. Многие из них уже сегодня занимают руководящие должности. Помимо этого, ежегодно в ҚТЖ приходят на стажировку студенты, которые вносят большой вклад в развитие множества интересных проектов. Работа с ними также очень увлекательна. Мне посчастливилось стать наставником программы «Цифровое лето» от АО «Самрук-Қазына». Данная программа дает возможность лучшей и талантливой молодежи пройти стажировку в реальных проектах цифровой трансформации в портфельных компаниях фонда. – Насколько нам известно, среди подопечных, в развитии которых вы участвуете как наставник, есть немало «звезд», за короткий срок взлетевших по карьерной лестнице и демонстрирующих яркие профессиональные результаты. Поделитесь одной из таких историй. – Таких историй много, но приведу в пример молодого специалиста Шокана Тлеубердиева, который проявил себя в рамках программы «Жас Өркен-2019». Первую ротацию он проходил в департаменте управления человеческими ресурсами АО «НК «ҚТЖ». Активно участвовал в различных проектах, благо- творительных мероприятиях, распространял ценности проекта «БЛАГО» и даже был командирован в города Актобе и Уральск. За этот период молодой специалист усилил свои коммуникативные и организационные навыки, улучшил навыки командообразования и развил компетенцию «Ориентация на результат». Радует, что после других ротаций – в АО «ФНБ «Самрук-Қазына», АО «Казпочта», АО «KEGOC» – выбор Шокана при трудоустройстве пал на нашу компанию. Сегодня он является главным менеджером в том же департаменте, где проходила его ротация. – Что для вас наставничество? – Для меня наставничество – это в первую очередь возможность поделиться с коллегами профессиональными навыками и знаниями, необходимыми для эффективной работы компании. Сегодня, на мой взгляд, это один из наиболее результативных методов развития прикладных профессиональных компетенций сотрудников, проверенных временем. Конечно, наставничество требует дополнительных затрат времени и физических сил, но вместе с тем позволяет более детально погрузиться в свою сферу деятельности, развить навыки управления, систематизировать профессиональный опыт и быть полезным. Наставник делится не только полезными знаниями, но и вселяет веру в ученика, вдохновляет его на достижения и свершения. Для новичка в профессии вера в его способности очень важна. – Есть ли секреты идеального наставника? Почему ментор – это вдохновитель? – Идеальные наставники – это люди, которые сами являются любознательными учениками и всегда стремятся углублять свои знания. Они умеют слушать, задавать нужные вопросы, предоставлять объективную обратную связь, делиться историями и при- мерами из собственной жизни. Идеальный наставник должен быть успешным человеком, самодостаточным, обладающим характером и желанием помогать развиваться другим. Он должен всегда быть искренне заинтересованным, желающим, чтобы кто-то другой также добился успеха. Важно уметь радоваться успехам своего подопечного, а не видеть в нем конкурента. В компании, где грамотно выстроена система наставничества, этот процесс открывает широкие перспективы как перед наставником, так и перед его подопечными, но в большей степени положительно отражается на самой компании. – Расскажите подробнее о перспективах, которые открывает наставничество. – Для нас, наставников, это возможность повышения профессионального уровня, реализации себя в качестве руководителей, карьерного и личностного роста. А коллеги, наставниками которых мы являемся, ощущают поддержку и причастность к достижению целей компании, развивают свои компетенции, становятся увереннее и активнее, более ответственно подходят к выполнению своих обязанностей. Что касается непосредственно компании, система наставничества позволяет оптимизировать затраты на обучение и наладить процесс передачи опыта, сформировать пул высококвалифицированных лояльных сотрудников, укрепить командный дух, усилить мотивацию на достижение более высоких результатов труда, развить систему внутренней оценки и сократить текучесть кадров. – Что нужно для эффективной работы наставника? – Важно правильно выстроить взаимосвязь между ним, подопечным, другими сотрудниками и руководителями. Нужно добиться единого видения стратегических целей компании и подходов к решению общих задач. Отношения между наставником и подопечным должны строиться на принципах равенства и взаимной заинтересованности в результате. Необходимо создать доверительную обстановку, не навязывать свое мнение и не перегружать обучаемого замечаниями и рекомендациями. И именно такие программы, как «Жас Өркен» и «Цифровое лето», дают возможность эффективно использовать институт наставничества и преемственности в группе компаний Фонда «Самрук-Қазына», позволяя гармонично развиваться не только молодым специалистам, но и самим наставникам. Резюмируя, могу сказать, что наставник должен обладать такими качествами, как коммуникабельность, терпение, открытость новому, лояльность к другому мнению и опыту, способность мягко исправлять ошибки и вдохновлять на развитие в профессии. – Спасибо за беседу!

Беседовал Ермек СМАГУЛ

Новости
15.10.2025
Фотовыставка «Закон и Порядок» представлена на столичном вокзале «Нұрлы Жол»
Новости
15.10.2025
Казахстан увеличит экспорт агропродукции в Китай
Новости
15.10.2025
КТЖ запускает «Институт наставничества» для молодых специалистов
Регионы
15.10.2025
Воспитанники детского сада побывали на экскурсии на станции Илецк
Регионы
15.10.2025
Журналисты посетили производственные площадки Railways Systems KZ
Регионы
15.10.2025
Урок безопасности на железной дороге провели для школьников в поселке Желаево
Регионы
15.10.2025
Итоги работы подвели в Матайском эксплуатационном вагонном депо
Новости
15.10.2025
Новые энергообъекты введены в эксплуатацию на участке Достык – Мойынты
Регионы
15.10.2025
Осенний комиссионный осмотр прошел в Костанайском регионе
Пассажирские перевозки
15.10.2025
Комплексную подготовку к зиме проходят пассажирские поезда КТЖ
Регионы
14.10.2025
Демонтажные и земляные работы завершились на вокзале станции Оскемен-1
Новости
14.10.2025
Запуск вторых путей Достык – Мойынты: Новый импульс экономике и железнодорожной отрасли Казахстана
Новости
14.10.2025
Қазтеміртранс перевыполнил план ремонта вагонов и снизил долю нерабочего парка
Новости
14.10.2025
Объём грузоперевозок в Казахстане вырос на 9,1%
Новости
14.10.2025
Изображения лучших железнодорожников появились на LED-экране здания КТЖ
Интервью
14.10.2025
Порты Казахстана на Каспии: Новый этап развития и перспективы Казахстана
Новости / Архив
14.10.2025
Газета Қазақстан теміржолшысы, №84-85 от 14 октября 2025 года
Новости
13.10.2025
Преподавателям отраслевых вузов рассказали о цифровизации в КТЖ
КТЖ в лицах
13.10.2025
Почетный железнодорожник Людмила Закина: лидер, наставник, человек с большой буквы
Регионы
13.10.2025
Железнодорожники приняли участие в фотоконкурсе к 120-летию профсоюза