Транскаспийский маршрут — как драйвер евразийской логистики: опыт KTZ Express

Интервью
23.09.2025, 12:10
Асель Шайхынова

Корреспондент газеты «Қазақстан теміржолшысы»

Управляющий директор по новым проектам и маркетингу АО «KTZ Express» Асем Мухамедиева в интервью нашему изданию рассказала о востребованных маршрутах, оптимизации логистических процессов, создании терминальной инфраструктуры, развитии мультимодальных решений.

– Асем Бериковна, расскажите о положительных результатах в развитии контейнерных перевозок?
– Рынок контейнерных перевозок продолжает расти, что подтверждает его значимость. С 2015 года транзит через Казахстан увеличился почти в пять раз и по итогам прошлого года достиг 1,4 миллиона ДФЭ.  

В 2022-2024 годах транзитные объемы АО «KTZ Express» выросли более чем вдвое, что позволило расширить маршруты и предложить клиентам новые мультимодальные сервисы. Особенно быстро развивается Транскаспийский маршрут: перевозки из Китая увеличились в 33 раза, составив 358 контейнерных поездов.

Эти успехи стали возможны благодаря расширению сервисов, развитию инфраструктуры и цифровизации. Автоматизация ускорила оформление документов и отслеживание грузов, сделав процесс удобнее для клиентов. Достигнутые показатели создают основу для дальнейшего увеличения объемов перевозок и укрепления роли Казахстана в евразийской логистике.

– Какие преимущества контейнерных перевозок уже отмечают потребители грузов, и над чем еще нужно работать?

– Контейнерные перевозки зарекомендовали себя как надежный способ доставки. Клиенты ценят предсказуемые сроки, сохранность грузов и возможность интеграции в мультимодальные схемы.  

АО «KTZ Express» развивает сеть маршрутов: транзит через Казахстан, доставку автомобилей и комплектующих, экспортные перевозки по миру, регулярные перевозки в багажных отделениях пассажирских поездов и транспортировку рефрижераторными контейнерами.

В числе востребованных цифровых решений – «Единое цифровое окно». Через него можно подать заявку, отслеживать груз и получать аналитику. За первое полугодие 2025 года им воспользовались более 1 200 компаний из Казахстана, Китая, Европы, Центральной Азии и Ближнего Востока. Это важный шаг к созданию интегрированной цифровой экосистемы.

– Изменилось ли время доставки грузов?

– Сокращение сроков доставки является одним из ключевых приоритетов АО «KTZ Express». Оптимизация логистических процессов, создание терминальной инфраструктуры и развитие мультимодальных решений позволили не только ускорить перевозки, но и сформировать эффективные альтернативные маршруты, проходящие через территорию Казахстана.

Наиболее заметные результаты достигнуты на направлениях ТМТМ. Сегодня доставка контейнеров из Китая в Европу по ТМТМ занимает около 25 дней вместо прежних 35-40. Для сравнения, морская перевозка по тому же направлению длится от 45 до 60 дней, то есть почти в два раза дольше.

Такой результат достигнут благодаря слаженной работе железнодорожных администраций стран-участников и устранению узких мест на маршруте.

– Какую роль ТМТМ играет в развитии контейнерных перевозок?

– Транскаспийский международный транспортный маршрут – стратегический транспортный коридор, соединяющий Китай, Центральную Азию, Кавказ и Европу. Он становится конкурентоспособной альтернативой традиционным морским и сухопутным направлениям. За счет него сроки доставки сокращаются почти вдвое, а затраты на логистику снижаются, что делает маршрут все более востребованным у клиентов.

Так, в начале 2024 года в сжатые сроки мы запустили терминал в Сиане, расширили сухой порт Khorgos Gateway, построили терминал ГТС-2 в Алматы, обеспечивающий бесперебойную обработку контейнерных поездов, следующих по направлениям Китай – Европа и Китай – Средняя Азия. В июне текущего года ввели первый комплекс контейнерного хаба в порту Актау.

Параллельно с развитием инфраструктуры внутри страны АО «НК «ҚТЖ» последовательно расширяет терминальное присутствие за рубежом. Ведется работа по созданию опорных логистических центров в портах Черного моря и ряде европейских стран. Это позволит интегрировать ТМТМ в европейскую сеть, обеспечить сквозные сервисы «от двери до двери» и сделать перевозки более предсказуемыми и удобными для клиентов.

Значительное внимание уделяется и международной координации. Странами – участницами маршрута реализуется Дорожная карта по устранению узких мест, внедряются единые тарифные подходы и цифровые решения, направленные на упрощение процедур и повышение прозрачности.

Не менее важным направлением является развитие флота на Каспийском море. В настоящее время ведется работа по наращиванию количества судов, что позволит исключить дефицит, обеспечить бесперебойность перевозок, сократить время ожидания в портах и повысить общую надежность маршрута.

В комплексе все эти меры создают прочную основу для превращения ТМТМ в устойчивый, современный и конкурентоспособный международный транспортный коридор, сопоставимый по качеству и масштабу с традиционными глобальными маршрутами.

– Какие направления наиболее востребованы, какие – менее загружены?

– Сегодня спрос на рынке контейнерных перевозок распределяется по нескольким ключевым направлениям. Самыми загруженными остаются Китай – Россия и Китай – Европа. Быстро растет спрос на Транскаспийский маршрут, а также перевозки в Центральную Азию и Беларусь.  

Южные маршруты (КНР – Иран – КНР) остаются менее загружены по объемам, однако демонстрируют опережающие темпы роста. Потенциал развития этих направлений напрямую связан с углублением торгово-экономических связей со странами Ближнего Востока и Южной Азии.

Отдельное значение имеет Трансафганский коридор, который открывает Казахстану прямой выход на рынки Индии, Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии. Совместно с международными партнерами ведется работа по повышению экономической эффективности перевозок по коридору, совершенствованию логистических сервисов и развитию необходимой инфраструктуры.  

– Благодарю вас за очень интересную беседу!

Регионы
07.11.2025
Работник депо спас жизнь мужчине в Костанае
Новости
07.11.2025
КТЖ подало заявку на утверждение нового тарифа на услуги магистральной сети
Регионы
07.11.2025
В Алматинском регионе завершён осенний комиссионный осмотр
Новости
07.11.2025
Акмолинское отделение перевыполнило план погрузки
Новости
07.11.2025
КТЖ и Wabtec подписали соглашение о сотрудничестве в сфере повышения квалификации кадров
Новости
07.11.2025
КТЖ привлекло 1,6 млрд долларов для масштабного обновления локомотивного парка
Новости / Архив
07.11.2025
Газета Қазақстан теміржолшысы, №93 от 07 ноября 2025 года
Регионы
06.11.2025
Командно-штабные учения по ликвидации условного пожара прошли на станции Мангистау
Грузовые перевозки
06.11.2025
Годовой план ОСЖД по экспорту грузов через станцию Алтынколь выполнен досрочно
Регионы
06.11.2025
Осмотрщики ПТО Оскемен-1 не допустили выхода в рейс вагонов с дефектными автосцепками
КТЖ в лицах
06.11.2025
Представителя железнодорожной династии Карлыгаш Шаяхметову проводили на пенсию
Регионы
06.11.2025
Костанайские железнодорожники проводят рейды против бесконтрольного выпаса скота
Новости
05.11.2025
Блогер показал преображение вокзала Казалы
Новости
05.11.2025
КТЖ призвало родителей напомнить детям о правилах безопасности вблизи железной дороги
Новости
05.11.2025
Встреча молодых специалистов «Самрук-Қазына» прошла в Алматы
Регионы
05.11.2025
Итоги трехлетней работы подвели на отчетно-выборной конференции регионального Совета ветеранов в Алматы
Пассажирские перевозки
05.11.2025
Вагоны Stadler успешно прошли климатические испытания на севере Казахстана
Новости
05.11.2025
Делегация КТЖ посетила железнодорожные объекты США
Новости
04.11.2025
Казахстан и Китай договорились о размещении сменных работников приграничных станций на территории друг друга
Новости
04.11.2025
Зерновой союз: ограничения погрузки КТЖ — вынужденная мера и направлены на нормализацию перевозок