Нигматжан Исингарин: СВОЮ МЕЧТУ Я ПЕРЕВЫПОЛНИЛ СПОЛНА

Интервью
27.09.2016, 16:02
Қазақстан теміржолшысы

29 сентября отмечает свое 75-летие известный общественный и государственный деятель, ветеран-железнодорожник, доктор экономических наук Нигматжан Исингарин. Человек, который всю свою жизнь посвятил развитию железной дороги Казахстана, нашел время и поделился с журналистом нашей газеты своими взглядами на жизнь.

– Нигматжан Кабатаевич, Вы с детства мечтали стать железнодорожником? Расскажите, как Вы пришли в профессию? – Железнодорожником стал случайно. В школе я был достаточно разносторонне развитым. Пока учился, перечитал всю районную библиотеку. В день две-три книги обязательно. Хорошо писал сочинения, даже хотел поступать на журналистику. Хорошо понимал и разбирался в истории. И туда хотел пойти. Не мог сразу определиться с выбором. И через годпосле окончания школыпоехал в Алматы на физмат поступать. Мой родственник посоветовал учиться на инженера. Сдал по спецнабору экзамены и поехал в Свердловск в Уральский электромеханический институт инженеров транспорта на специальность по железнодорожной автоматике,привлекла электротехника.Первый год учиться было нормально, второй год уже тяжелее, завалил два экзамена. Я понял, что железная дорога не очень нравится. Хотел даже уйти в другую сферу. Приехал домой. Мама очень обрадовалась. Она cильно гордилась мной, что учусь в Свердловске. Мне стало настолько стыдно, что я вернулся обратно,досрочно сдал все экзамены и сказал себе: «Раз судьба меня бросила на железную дорогу, значит так надо, буду серьезно и ответственно относиться к делу». Именно внутренняя ответственность задержала меня на железной дороге, хотя я мог бы развиться в других сферах деятельности. Весь потенциал был направлен и использован в эту отрасль. Вот так получилось, что,приняв решение остаться на железной дороге, я почти всего здесь добился.

–Вы свидетель развития железной дороги Казахстана. Каким Вы видите будущее железнодорожной отрасли?

–Реформа на железной дороге во всем мире идет разными темпами. Думаю, что через 20-30 лет нашажелезная дорога, безусловно, останется в действии. Могут уменьшиться пассажирские перевозки. Люди все чаще летают на самолетах. Но все же не в каждом поселке будут аэропорты. Авиация пока не может, как железная дорога доставить человека в любой уголок нашей страны. Для грузовых перевозок характер грузов, конечно, будет меняться. Но вряд ли объем перевозок изменится в сторону увеличения. Основной ориентир будет на контейнерные и транзитные перевозки. Если раньше были штучные отправки, то сегодня от этого отказались в пользу повагонныхи контейнерных перевозок. Сохранятся станции, сохранится система сортировки. Будет меняться характер груза: главным будет цена и качество, а количество и объем меньше. Постепенно будут уменьшаться массовые грузы, возрастать ценность перевозимых грузов. Например, можно перевозить пшеницу, а можно ее переработать и перевозить уже муку, которая легче и дороже. Можно из муки сделать печенье, еще меньше затрат. Есть хороший термин, называется «пятый передел», когда на месте переделывают как можно больше. Думаю, в будущем наша железная дорога в процессе развития придет к глубокой переработке и уменьшению грузов. А значит,она будет стабильна и востребована.

– Вы уже много лет по крупинкам собираете 100-летнюю историю железной дороги, которая вылилась в несколько авторских книг. Удовлетворены лиВы результатом и что еще планируете выпустить?

– Не удовлетворен, конечно! Хотя, все-таки с годами немного приходит успокоение, не хочется распыляться. Поэтому я все чаще пытаюсь себя остановить и включаю тормоза. В свое время мной была написана четырехтомная история железной дороги. Это подробное, хроникально-событийное, академичное издание. Теперь я пробую написать пятый том, посвященный новому этапу истории, модернизации железнодорожной отрасли, которая началась с 2008 года. Также пишу аналитическую книгу, которая повествует краткую историю дороги. Это очень сложно, потому что в двести страниц нужно уместить первоначальные четыре тома, но я хочу это сделать. В личном плане – уже заканчиваю книгу-альбом о моей жизни «Исингарин. Вехи жизни-труда», поскольку практически вся моя жизнь с 14 лет – это непрерывный труд и конечно семья.

– НигматжанКабатаевич, Вы заговорили о семье… Расскажите о том,какой Вы папа и дедушка?

– Не могу похвастаться, что я хороший папа и дедушка. Детей всегда воспитывала сначала их бабушка, потом мама, а я работал. В детстве моя дочь Ардак плакала и постоянно возмущалась из-за того, что я все время спрашивал в каком она классе. В то время самоотдача в работе была стопроцентная, на семью времени совсем мало оставалось. А вот сейчас, какой я папа или дед, наверное, лучше спросить у детей и внуков. В чем я уверен точно, так это, конечно же, в чувстве ответственности за своих родных и близких. Меня волнует их жизнь, причем не только настоящая, но их будущее. Я всегда смотрю на несколько лет вперед, угадывая возможные повороты судьбы и рисуя детали. Чем могу, стараюсь помочь детям и внукам. Конечно, порой моя опека бывает излишней.Но такой вот характер.

– Есть ли у Вас несбывшаяся мечта?

– У каждого человека есть свой мир, оболочка. В эту оболочку никто не должен входить, потому что вмешательство приводит к разрыву, отчего чувствуешь себя плохо. Поэтому я пытаюсь любыми путями сохранить свой мир. Ведь есть вещи личного характера,о которых никому нельзя говорить. А что касается мечты, то если говорить серьезно, по окончании института я мечтал стать начальником дороги. Как вы понимаете, эту свою мечту я перевыполнил сполна. Затем хотел стать доктором наук – тоже выполнил. А еще я себе как-то сказал, что буду Героем Социалистического труда. Это не сбылось – Советский союз развалился.А мечта для того и нужна, чтобы сбываться. В этом и есть смысл жизни: идти к намеченной цели, навстречу мечте.

Есть ли в Вашей жизни место для спорта и хобби?

–Спорт для меня – это зарядка и прогулка. А хобби, конечно, есть. У меня была прекрасная дача, а сейчас хороший участок около дома. Наедине с природой, с землей я отдыхаю от дел и городской суеты, очень люблю работать на земле. Но чтобы я ни делал, должен делать это аккуратно и хорошо, плохо делать не умею. Даже дома и на отдыхе мне присущи педантичность и скрупулезность.

– В преддверии своего 75-летия чтобы Вы хотели пожелать молодому поколению Казахстана?

–С годами я все больше уважаю и стремлюсь понимать молодое поколение. Думаю, нужно давать им больше самостоятельности и не вмешиваться лишний раз в их дела и поступки. Каждый в своем поколении должен нести свою долю: и шишек набить, и наград получить. В жизни всякое бывает – хорошее, плохое. Невозможно пытаться ходить только по подсказкам. Безусловно, нельзя в жизни все пытаться получить бесплатно. Незаработанные и незаслуженныеблага добра не принесут. Американцы рано «выгоняют» своих детей из дома в самостоятельную жизнь, а у нас до пенсии за детьми смотрят. Каждый должен сам отвечать за свою жизнь. И здесь главное –работать. Желаю нашей молодежи самой думать и все делать свои трудом. Некоторые стремятся устроиться на более выгодную работу, но пока не пройдешь весь путь от начала, не сможешь уловить сути и оценить жизнь по достоинству. В конечном итоге жизнь расставит все на свои места. Мне хочется, чтобы молодежь не металась. Если выбрал себе путь, надо идти до конца, не сворачивая и не сдаваясь.

Динара ЗАЙТОВА

Грузовые перевозки
22.07.2024
АО "Кедентранссервис" заключило договор с Hamburger Hafen аnd Logistik AG
Грузовые перевозки
22.07.2024
Более тысячи тонн керамической плитки отправили в Казахстан по МТК «Север-Юг»
Новости
22.07.2024
Глава KAZLOGISTICS посетил порты Актау и Курык
Грузовые перевозки
22.07.2024
Условия нахождения и использования транспортных средств международной перевозки установили на таможенной территории ЕАЭС
Новости
22.07.2024
Казахстан прорабатывает экспорт пшеницы через Бейнеуский терминал в Афганистан и Пакистан
Новости
22.07.2024
Строительство новой железнодорожной магистрали обсуждают Казахстан, Туркменистан и Афганистан
Новости
22.07.2024
Пропускную способность восточного направления транспортного коридора «Север-Юг» через Казахстан увеличат до 10 млн тонн в год
Пассажирские перевозки
22.07.2024
Оформленный в честь 125-летия Каныша Сатпаева поезд отправился со станции Нұрлы жол в Жезказган
Новости
19.07.2024
Самрук-Қазына: Около 330 млрд тенге недополучило КТЖ из-за субсидирования грузоперевозок
Новости
19.07.2024
Казахстан намерен продолжить активное участие в развитии Восточной ветки Север-Юг - Карабаев
Новости
19.07.2024
Общий трудовой стаж династии железнодорожников из Алматы достиг 820 лет
Новости
19.07.2024
Цифровые тенге направили на строительство участка железной дороги «Достык-Мойынты»
Новости
19.07.2024
Новые маневровые тепловозы прибыли в эксплуатационное локомотивное депо Жана-Есиль
Грузовые перевозки
19.07.2024
Более 2 млн тонн зерна планируют экспортировать из Казахстана в Китай
Новости / Архив
19.07.2024
Газета «Қазақстан теміржолшысы», №59 от 19 июля 2024 года
Регионы
18.07.2024
Итоги работы за первое полугодие подвели в ревизорском аппарате Алматинского региона
Новости
18.07.2024
ТОО «КТЖ – Грузовые перевозки» приобретет 459 локомотивов
Регионы
18.07.2024
Земляные работы выполнили на участке Мойынты – Балхаш
Регионы
18.07.2024
Медицинский поезд прибыл в Костанайскую область
Новости
18.07.2024
Минтранс: Казахстан увеличил объемы экспортных несырьевых грузов железнодорожным транспортом