Тарифная политика по грузовым перевозкам в КТЖ

Трансформация
30.04.2020, 12:29
Асель Шайхынова

Корреспондент газеты «Қазақстан теміржолшысы»

Последние полтора года казахстанские железнодорожники заняты совершенствованием тарифной политики по грузовым перевозкам. Дело это долгое и кропотливое, но необходимое. Из-за недостаточной ясности и прозрачности в тарифной политике АО «НК «ҚТЖ» недополучает большую часть доходов. Они, в свою очередь, необходимы на развитие инфраструктуры и обновление локомотивного парка. Результаты уже есть, но еще предстоит проделать большой пласт работы.

ИЗ ЧЕГО СОСТОЯТ ТАРИФЫ

– В Казахстане тарифы на перевозку грузов железнодорожным транспортом подразделяются на регулируемые (перевозка грузов во внутриреспубликанском, экспортном и импортном сообщениях) и нерегулируемые (в транзитном сообщении). Железнодорожный тариф в первом случае включает тарифы на услуги магистральной железнодорожной сети (МЖС), локомотивной тяги (ЛТ), грузовой и коммерческой работы (ГК) и ставок по предоставлению в пользование грузовых вагонов (контейнеров), – разъясняет управляющий директор по экономике АО «НК «ҚТЖ» Шолпан Омарбекова.

При этом тарифы на услуги МЖС, ЛТ и ГК устанавливаются уполномоченным органом в сфере естественной монополии – Комитетом по регулированию естественных монополий РК (КРЕМ). Ставки на пользование грузовыми вагонами (контейнерами) дерегулированы. Они определяются на конкурентном рынке собственников и операторов грузовых вагонов. Тариф на перевозки грузов внутри страны, экспорт и импорт одинаков, то есть его уровень не зависит от направления, и поэтому называется унифицированным. Однако окончательный размер тарифа различается и зависит от расстояния перевозок, типа подвижного состава, принадлежности подвижного состава, рода груза, загрузки вагона и другого.

УНИФИКАЦИЯ В ПРОИГРЫШЕ

По словам специалистов, применяемые механизмы регулирования тарифов на грузовые перевозки довольно жесткие. АО «НК «ҚТЖ» не может изменять тарифы под определенные условия перевозок, устанавливать повышающие коэффициенты для зарубежных грузоотправителей и предоставлять скидки для отечественных товаропроизводителей.

– Транзитный тариф не регулируется КРЕМ и устанавливается в соответствии с международными договорами, участником которых является Казахстан. Ставки транзитного тарифа не разделяются по составляющим тарифа (МЖС, ЛТ, ГК), не дифференцируются по родам грузов. На размер ставки влияет тип подвижного состава и расстояние перевозки. Транзитный тариф является гибким по сравнению с регулируемыми тарифами, так как АО «НК «ҚТЖ» имеет неограниченное право устанавливать скидки и повышать тариф дважды в год, что позволяет адаптировать его под потребности рынка перевозок, – говорит Шолпан Омарбекова.

Если сопоставить уровень транзитного и унифицированного тарифов, то видно значительное отставание последнего в среднем в 4 раза, а по некоторым грузам до 10 раз (уголь – в 10,3 раза, железная руда – в 8,9 раз, зерно – в 8,8 раз, удобрения химические и минеральные, химикаты и сода, цветная руда – в 8 раз).

ПЕРЕКРЕСТНОЕ СУБСИДИРОВАНИЕ

Практика утверждения тарифов на регулируемые услуги, долгие годы имеющая сдерживающий характер, и отсутствие системы гибкого тарифообразования на услуги по перевозке грузов привели к перекрестному субсидированию затрат в железнодорожных перевозках. Во-первых, субсидирование регулируемых тарифов за счет транзитных.

Действующие регулируемые тарифы не покрывают реальные затраты ҚТЖ, связанные с предоставлением услуг. В этих условиях доходы от транзита являются инструментом для финансирования непокрытых затрат в регулируемых услугах и сохранения регулируемых тарифов на низком уровне. За счет транзитных доходов реализуется и большая часть инвестиционных проектов ҚТЖ.

Во-вторых, субсидирование перевозок низкодоходных грузов за счет перевозок высокодоходных. Политика по сдерживанию тарифов на перевозки массовых и социально значимых грузов привела к тому, что перевозки одних грузов (угля, железной руды, зерна, строительных материалов, химикатов, удобрений и других) покрываются за счет перевозок других (нефтяных грузов, черных и цветных металлов). Сегодня тариф на перевозку угля и зерна меньше тарифов на перевозку цветных, черных металлов и нефтепродуктов в 3-4 раза. По итогам 2019 года 78% грузооборота перевезено по тарифам ниже себестоимости.

При этом в последнее время ҚТЖ практически не перевозит нефтяные грузы, что делает данный вид субсидирования очень неблагоприятным для компании.

В-третьих, субсидирование пассажирских перевозок за счет грузовых. Большая часть затрат на пассажирские перевозки, являющиеся убыточными, покрывается тарифами на услуги МЖС и ЛТ на грузовые перевозки.

Тариф на услуги МЖС в пассажирском движении не менялся с 2004 года. Более того, ежегодно его уровень искусственно снижается за счет установления временного понижающего коэффициента. Тариф на локомотивную тягу в пассажирском движении также оставался неизменным с 2012 по 2017 год, но и сегодня тариф также не покрывает реальные затраты на содержание и эксплуатацию пассажирских локомотивов.

– Для полноценного обеспечения потребности пассажирских перевозок в тяговом подвижном составе ҚТЖ несет обязательства по приобретению пассажирских локомотивов. До 70% текущих и инвестиционных затрат на локомотивную тягу при перевозке пассажиров финансируется из доходов от грузовых перевозок. По итогам 2018 года за счет грузовых перевозок приобретены 12 пассажирских тепловозов на сумму 20,12 миллиарда тенге. По итогам 2019 года из 64 миллиардов тенге затрат на пассажирскую локомотивную тягу 46 были покрыты за счет в грузовых перевозок, – говорит Шолпан Омарбекова.

В четвертых, субсидирование нерентабельных маршрутов за счет более маржинальных. АО «НК «ҚТЖ» является национальным оператором железнодорожной инфраструктуры и несет обязательства по содержанию всей сети независимо от рентабельности маршрута. АО «ҚТЖ – Грузовые перевозки» является национальным перевозчиком грузов и выполняет перевозки по всем маршрутам также независимо от их рентабельности. При этом маршруты по перевозке грузов делятся на высокозатратные и низкозатратные.

Уровень затрат на них зависит от вида используемой тяги (тепловозной или электровозной), частоты производимых операций по формированию/расформированию поездов и сортировочных операций с вагонами в ходе перевозки, вида участка инфраструктуры (электрифицированные или неэлектрифицированные участки сети) и другого.

Тарифы ҚТЖ сформированы из суммарных расходов по всем маршрутам и утверждены едиными, независимо от показателей рентабельности маршрута.


ЗА СПРАВЕДЛИВУЮ КОНКУРЕНЦИЮ

Существование указанных систем перекрестного субсидирования могло быть частично оправдано в ситуации, когда ҚТЖ выступало единственным перевозчиком грузов.

Однако сегодня законодательство предусматривает конкуренцию на рынке грузовых перевозок. Два частных грузовых перевозчика с 2018 года оказывают услуги по перевозкам грузов и еще порядка 40 компаний имеют лицензию грузовых перевозчиков.

– В таких условиях ҚТЖ находится в заведомо неравных условиях с частными перевозчиками. Последние свободны в выборе перевозимых грузов и маршрутов перевозок, а также не несут бремя перекрестного субсидирования пассажирских перевозок, – делится Шолпан Омарбекова.

Дело в том, что частные перевозчики, выбирая низкозатратные маршруты, применяют тарифы на услуги ЛТ на уровне тарифов национального перевозчика, которые учитывают расходы, связанные с пассажирским движением, перевозкой социальных и массовых грузов, содержанием высокозатратных маршрутов и низкомаржинальных грузов.

Таким образом, получается, что для частного перевозчика применение тарифов национального перевозчика неоправданно.

– В 2019 году от национального перевозчика к частным перешло 0,7% перевозок грузов, при этом потеря валовой прибыли составила 3%. В итоге, национальный перевозчик лишился источников для перекрестного субсидирования на сумму 2,3 миллиарда тенге, – подчеркнула собеседник.

ПЕРВЫЙ ШАГ СДЕЛАН

В существующих условиях переход части грузов к частным перевозчикам лишает национального перевозчика средств, которые должны направляться на перекрестное субсидирование пассажирских перевозок, поддержку нерентабельных маршрутов и поддержку перевозок дешевых грузов.

В этой связи ҚТЖ проводит поэтапную и последовательную работу по внесению изменений в регуляторную среду для формирования прозрачной системы субсидирования пассажирских перевозок и создания условий для доступа частных грузовых перевозчиков на МЖС. На первом этапе преобразований с 1 января 2020 года вступил в силу Закон РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам железнодорожного транспорта».

Данные изменения позволят сделать схему субсидирования пассажирских перевозок за счет грузовых прозрачнее. Однако все бремя поддержки пассажирских перевозок, включая частных пассажирских перевозчиков, пока лежит на национальном перевозчике грузов. Следующий шаг преобразований, который нацелен на выравнивание условий оказания услуг перевозчиками, – это введение дифференциации тарифов МЖС по типу участка (электрифицированный или неэлектрифицированный) и ЛТ по видам тяги (электро- и теплотяга).

В рамках реализации этого этапа ҚТЖ организовал на своей площадке рабочую группу, в которую входят представители частных перевозчиков и крупных грузоотправителей. ҚТЖ готов и способствует открытому обсуждению данных вопросов.

Условием расширения доступа частных перевозчиков к магистральной железнодорожной сети является создание равных, справедливых и недискриминационных условий ведения бизнеса для всех участников рынка грузовых перевозок, что, естественно, требует изменений в регуляторной среде и тарифной методологии.Таким образом, более рентабельные и низкозатратные маршруты субсидируют нерентабельные и высокозатратные.

Регионы
17.01.2025
Комплексную проверку провели на станции Караганда – Сортировочная
Новости
17.01.2025
Соблюдать осторожность на железнодорожных переездах призывают водителей в КТЖ
Регионы
17.01.2025
Детскую железную дорогу планируют расширить в Караганде
Регионы
17.01.2025
Итоги работы за 2024 год подвели в Павлодарском отделении ГП
Регионы
17.01.2025
Про уборку снега на станциях и перегонах рассказали в ВКО
Новости
17.01.2025
Эксперты транспортной отрасли обсудили планы Казахстана на 2025 год
Пассажирские перевозки
17.01.2025
Более 13,6 млн пассажиров перевезло КТЖ в 2024 году
Новости / Архив
17.01.2025
Газета Қазақстан теміржолшысы, №3 от 17 января 2025 года
Грузовые перевозки
16.01.2025
Более 32 млн тонн грузов перевезли ж/д транспортом между Казахстаном и Китаем в 2024 году
Новости
16.01.2025
Результаты диагностики показали улучшение состояния железнодорожных путей в 2024 году
Пассажирские перевозки
16.01.2025
Неоформленный багаж весом 108 кг попытались провезти пассажиры в поезде КТЖ
Новости
16.01.2025
Более 45 тысяч казахстанцев оштрафовали за переход ж/д путей в неположенных местах в 2024 году
Новости
16.01.2025
Развитие транзитных коридоров обсудили Касым-Жомарт Токаев с гендиректором Abu Dhabi Ports Group Мухаммедом Аль-Шамиси в Абу-Даби
Инфраструктура
15.01.2025
В 5 раз увеличится интенсивность движения поездов на участке «Достык – Мойынты»
В мире
15.01.2025
Первый камень в основание железной дороги Китай — Кыргызстан — Узбекистан заложили в районе Джалал-Абада
Новости
15.01.2025
Токаев: Казахстан намерен развивать ТМТМ и «Север-Юг»
Новости
14.01.2025
Yixinou и KTZ Express намерены совместно развивать контейнерные перевозки по ключевым маршрутам
Новости
14.01.2025
Итоги работы по обеспечению безопасности движения за 2024 год подвели в КТЖ
Новости
14.01.2025
Трудовая летопись семьи Жанбербаевых из Аккольского района: любовь к железной дороге и семейные традиции
КТЖ в лицах
14.01.2025
Начальника Алматинской материально-технической базы Аскара Кукузова проводили на пенсию