Часть глобального логистического сервиса
Жаңалықтар
16.03.2018, 12:42

Развитие СЭЗ «Хоргос - Восточные ворота» - неотъемлемая часть реализации Послания Президента Республики Казахстан. В 2018 году будет принят новый закон о специальных экономических и индустриальных зонах. СЭЗ «Хоргос – Восточные ворота», хоть и является одной из самых успешных в числе остальных, тоже нуждается в дальнейшем развитии.
Инвестиции в инфраструктуру
Врезка: «СЭЗ «Хоргос – Восточные ворота», созданная Указом Президента РК в ноябре 2011-го со сроком действия до 2035 года, является логистическим узлом между Китаем и Европой. Ответственной за развитие СЭЗ «Хоргос-Восточные ворота» является дочерняя организация АО «НК «Қазақстан темір жолы» - АО «KTZ Express».
СЭЗ «Хоргос – Восточные ворота» призвана стать эффективным транспортно – логистическим и индустриальным центром, обеспечивающим интересы торгово – экспортной деятельности и реализацию транзитного потенциала республики, а также способствующего развитию экономического и культурного обмена с сопредельными государствами.
Расположенная на территории Алматинской области Специальная Экономическая зона занимает 4,5 тысячи гектаров, включая сухой порт, логистическую и индустриальную зоны. На сегодняшний день строительство инженерной инфраструктуры завершено на 100%. На это потрачено 77,3 млрд тенге, из них 36,8 млрд тенге - из Национального фонда РК, остальные - из собственных средств ҚТЖ.
За период деятельности СЭЗ «Хоргос – Восточные ворота» обработано более 320 тысяч ДФЭ, перечислено 0,3 млрд тенге налогов, создано 422 новых рабочих мест. Пока на территории СЭЗ действует один проект – перегруз контейнеров в сухом порту ТОО «KTZE-Khorgos Gateway» стоимостью 36,3 млрд тенге. На стадии реализации – еще 13 проектов общей стоимостью 484 млрд тенге.
Большой интерес международных инвесторов к развитию СЭЗ «Хоргос - Восточные ворота» подтверждается предложениями по реализации таких крупных инвестиционных проектов, как строительство складских помещений, комбикормовой фабрики, пищевого кластера, производства строительных материалов. Так, до конца текущего года здесь будут построены современные склады класса “А”, которые обеспечат потребности крупных производителей и перевозчиков.
Проект комплексного развития СЭЗ «Хоргос - Восточные ворота», реализованный в 2016 году в рамках программы «Нұрлы жол» стал импульсом для стимулирования инвестиций в регион. На территории СЭЗ создана благоприятная бизнес-среда, оптимальный режим налогообложения, отсутствие таможенных пошлин, а также развитая инфраструктура.
Большие перспективы
По словам руководителя управления по специальным экономическим и индустриальным зонам Комитета по инвестициям МИР РК Арсена Мендыгазиева, «Хоргос – Восточные ворота» - это уникальная СЭЗ, не имеющая аналогов в мире.
- В мае 2017 года в капитал сухого порта вошли порт Ляньюньган и одна из крупнейших компаний в мире COSCO Shipping. И если в 2016 году показатель обработки грузов составлял 101 тысячу ДФЭ, то в 2017-м – 185 тысяч ДФЭ. В 2018 году этот показатель планируется довести до более 300 тысяч ДФЭ. К 2020 году в сухом порту предположительно будет обработано 540 тысяч ДФЭ, что приведет к совокупному доходу в размере 29 – 30 млрд тенге. Так что перспективы у СЭЗ «Хоргос - Восточные ворота» большие, - говорит Арсен Мендыгазиев.
В целях обеспечения эффективного администрирования и управления СЭЗ «Хоргос – Восточные Ворота», а также применения передовых технологий в области транспортировки и транспортной логистики привлечен стратегический партнер – третий по величине портовый оператор в мире DP World. Разработана информационная система «Номад», автоматизировано 48 процессов, время получения пропуска транспортного средства сократилось до полутора часов.
Кроме того, в рамках реализации послания Президента Республики Казахстан по обеспечению масштабного внедрения цифровых технологий, таких как блокчейн, для коммуникации между частными перевозчиками, таможенными и другими органами совместно с Dubai Trade планируется внедрение информационной Системы Портового Сообщения (PCS).
Напомним, Port Community System (PCS) - система информационного взаимодействия в порту, обеспечивающая электронную коммуникацию между перевозчиками, импортерами и экспортерами, портами, таможенными и другими органами.
Навстречу участникам
Помимо практических мер со стороны ҚТЖ, уполномоченным органом в лице Министерства по инвестициям и развитию РК принимаются все меры для совершенствования законодательства в области развития СЭЗ. Так, в прошлом году разработан проект Закона «О специальных экономических и индустриальных зонах». Помимо законодательного определения порядка создания органов управления, финансирования зон, законопроект предусматривает ряд реформ.
- Общие проблемы специальных экономических зон – незавершенность инфраструктуры и слабая заполняемость - связаны между собой. На сегодня они нерентабельны и, соответственно, дают нагрузку на бюджет. Мы же стремимся к тому, чтобы СЭЗ были самоокупаемыми. Для этого постарались расширить их функционал и усилить статус управляющих компаний путем взаимодействия с инвесторами по принципу «одного окна», - поясняет Арсен Мендыгазиев.
Совершенствуется механизм предоставления льгот. Оптимизируется процесс получения земельных участков путем их передачи управляющим компаниям для самостоятельной сегментации и выдачи участникам специальных экономических и индустриальных зон. Раньше земли распределяли акиматы.
Упрощен процесс расширения приоритетных видов деятельности СЭЗ (достаточно будет только приказа), установлены четкие целевые индикаторы их эффективности.
Внедряется раздельный учет доходов для участников СЭЗ от приоритетных и неприоритетных видов деятельности. Так, если ранее доход от приоритетного вида не достигал 90%, участник не мог получить льготы по освобождению от налогов.
Принятый в конце прошлого года Налоговый кодекс предусматривает применение льгот уже с момента регистрации в качестве участника СЭЗ, а не с вводом объектов в эксплуатацию. Все это делается для того, чтобы участник не нес потери, в то время пока идет строительство. Также законопроектом исключаются требование по формированию финансового обеспечения управляющими компаниями и возложение обязанности по подтверждению фактического потребления товаров на участников СЭЗ.
Распространение получает механизм специального инвестиционного контракта: если ранее их мог заключать только зарегистрировавшийся до 2012 года участник СЭЗ, то теперь эта норма распространяется на всех ее участников. Предоставлено право выбора применения нулевой ставки НДС на импорт.
- Мы стараемся создавать все необходимые условия для участников специальных экономических и индустриальных зон. Процедуры облегчаются, механизмы совершенствуются, - заверил представитель Комитета по инвестициям.
И это весьма кстати, ведь дальнейшее развитие СЭЗ «Хоргос - Восточные ворота» предусматривает интеграцию в архитектуру глобальных логистических сервисов и вхождение казахстанских транзитных коридоров в международную логистическую сеть. А для этого потребуются еще более благоприятные условия, ускоренное развитие и новые подходы.
Асель Кильмакова
Жаңалықтар
23.05.2025
Қазақстанда алғаш рет жартылай вагондарда контейнерлерді тасымалдау технологиясы енгізілді
Жолаушылар тасымалы
23.05.2025
ҚТЖ балаларды пойызда тасымалдау ережелерін еске салды
Жаңалықтар
23.05.2025
Заманауи CRRC тепловоздары елдің солтүстік аймақтарында пайдаланылатын болады
Әлеумет
23.05.2025
Еңбеккер мүддесі – бірінші орында
Спорт
23.05.2025
Көкшетаудағы чемпионаттан жамбылдықтар жүлдемен оралды
ҚТЖ келбеті
23.05.2025
Еңбекпен есімі танылған байланыс шебері
Аймақтар
23.05.2025
Абай мұрасы – теміржолшылар назарында
Жаңалықтар
23.05.2025
Заманауи маневрлік тепловоздар жеткізілді
Жаңалықтар / Мұрағат
23.05.2025
Қазақстан теміржолшысы газеті, №39 23 мамыр 2025 жыл
Жолаушылар тасымалы
22.05.2025
Балқаш курорттық аймағына жазда қосымша пойыздар қатынайды
ҚТЖ келбеті
22.05.2025
Шымкенттік инженер ойлап тапқан қорғаныс құрылғы 18 депода қолданылуда
Спорт
22.05.2025
Кәсіподақтың 120 жылдығына орай шағын футболдан турнир өтті
Инфрақұрылым
22.05.2025
Көлік-логистика саласында бірқатар жоба іске асады
Жаңалықтар
22.05.2025
«Алматы-Ақтөбе» пойызының жолаушысынан марихуана табылды
Әлемде
21.05.2025
Қытай Моңғолиямен шекарада жаңа теміржол желісінің құрылысын бастады
Жаңалықтар
21.05.2025
«Самұрық-Қазына» мен Alstom серіктестік мәселесін талқылады
Жаңалықтар
21.05.2025
Қазақстан мен Грекия логистика саласындағы әріптестікті нығайтуда
Жаңалықтар
21.05.2025
Қостанай станциясында эпилепсиямен ауыратын әйелге шұғыл көмек көрсетілді
Жаңалықтар
20.05.2025
ҚТЖ 36 өндірістік нысанды жөндеуден өткізеді
Жолаушылар тасымалы
20.05.2025
Жазғы маусымда Алакөлге қосымша вагондар іске қосылады